Решение Чувашского УФАС России от 30.10.2013 по делу N 29/05-АМЗ-2013 <О нарушении законодательства об установке рекламных конструкций без проведения торгов>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу № 29/05-АМЗ-2013
Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 14 ноября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Котеева В.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике;
Членов Комиссии:
Железиной Л.А. - начальника отдела контроля органов власти и рекламы;
Лисицыной М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы;
при участии в деле:
представителя заявителя - ООО "Б.": Я. (доверенность от 20.04.2013 б/н),
представителя лица, в отношении которого возбуждено производство по делу (ответчика), - Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики: Н. (доверенность от 20.05.2013 № 29/01-1965),
в отсутствие надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела заинтересованного лица - МБУ "Г.",
рассмотрев дело № 29/05-АМЗ-2013 по признакам нарушения Администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики (адрес: г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 36) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии по не проведению предусмотренных частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности,
установила:
В Чувашское УФАС России 14.05.2013 поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Б." (далее - ООО "Б.", заявитель) с сообщением об установке и эксплуатации Автономным учреждением "Г." (далее - АУ "Г.") средств наружной рекламы в виде отдельно стоящих щитовых установок по адресам, указанным в распоряжении Администрации г. Чебоксары от 29.08.2012 № 2792-р, в нарушение законодательства о рекламе без проведения торгов.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Чебоксары по поручению Администрации г. Чебоксары на запрос Чувашского УФАС России от 23.05.2013 № 05-05/3717 письмом от 05.06.2013 № 5828 сообщило, что распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 21.03.2012 № 229-р рекламные щиты, изъятые из хозяйственного ведения с баланса МУП "Градостроительство, в составе основных средств переданы в оперативное управление АУ "Г.". В соответствии с паспортами места размещения средства наружной рекламы на основании распоряжения Администрации г. Чебоксары от 29.08.2012 № 2792-р щиты были установлены по адресам, указанным в распоряжении и разрешениях.
Дополнительно письмом от 30.07.2013 № 6765 Администрация г. Чебоксары сообщила, что фактическая установка данных рекламных конструкций была произведена ранее 29.08.2012. В целях приведения правовых актов органов местного самоуправления г. Чебоксары в соответствие с действующим законодательством в настоящее время подготовлен и находится на согласовании проект постановления "О внесении изменений в распоряжение администрации г. Чебоксары от 29.08.2012 № 2792-р" в части исключения выдачи разрешения на установку рекламных конструкций. АУ "Г." осуществляет эксплуатацию данных рекламных конструкций без проведения торгов, так как в соответствии с Законом о рекламе и постановлением Администрации г. Чебоксары от 07.02.2013 № 333 торги проводятся на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. В связи с тем, что АУ "Г." ведется только эксплуатация переданных ему на баланс рекламных конструкций, необходимость в проведении торгов отсутствовала.
Представитель ООО "Б." Я. в заседании Комиссии пояснил, что согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) с 01.07.2008 заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, должно осуществляться на основании торгов. Однако АУ "Г." без проведения торгов и без заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции установило средства наружной рекламы в г. Чебоксары. Любая рекламная продукция независимо от того, социальная она или нет, размещается после проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Хозяйствующие субъекты, желающие установить рекламные конструкции в законном порядке, должны участвовать в торгах, проходить все необходимые для получения разрешения на установку рекламной конструкции согласования с уполномоченными органами, а АУ "Г." установило рекламные конструкции без участия в торгах.
Выслушав доводы сторон, изучив имеющиеся в материалах дела документы, их взаимную связь, достаточность доказательств для принятия решения, Комиссия приходит к следующему.
Распоряжением Администрации г. Чебоксары от 29.08.2012 № 2792-р "О разрешении на установку средств наружной рекламы на территории г. Чебоксары" Автономному учреждению "Г." разрешено установить следующие средства наружной рекламы:
1. Отдельно стоящие щитовые установки по адресам:
- пересечение пр. Ленина и ул. Привокзальная;
- пр. Тракторостроителей (1-й щит от кольца, напротив ДК "Тракторостроителей");
- пр. М.Горького (ост. "Кооперативный институт")
- пер-к Бабушкина (напротив рынка "Ярмарка");
- пр. И.Яковлева (ост. "Газопровод");
- пересечение ул. Калинина и ул. Гагарина;
- пр. Тракторостроителей (2-й щит от кольца, напротив ДК "Тракторостроителей");
- пр. Тракторостроителей (напротив Больничного комплекса);
- пересечение пр. Тракторостроителей и ул. Пролетарская;
- пр. Тракторостроителей (ост. "52-я школа");
- Гагаринский мост ("Коллективные сады" поворот на 30-ю автодорогу);
- 30-я автодорога (около парка "Лакреевский лес");
- ул. Ярославская (въезд на "Калининский мост");
- пр. Московский ("Театр оперы и балета");
- пр. М.Горького (магазин "Ралли");
- ул. Б.Хмельницкого (напротив дома 13);
- ул. Гражданская (около кольца напротив кафе "Лама");
- ул. Университетская (ост. "Клиника "Северная");
- ул. Фучика (подъем на "Сугутский мост");
- пр. М.Горького (ост. "Кооперативный институт") 1-й щит;
- пр. М.Горького (АЗС "Лукойл");
- ш. Марпосадское (ТД "Акатуй");
- ш. Ядринское (2-й щит от пересечения ш. Ядринское и ул., Университетская);
- ш. Ядринское (пересечение ш. Ядринское и ул. Университетская);
- ул. Привокзальная (Автостанция "Привокзальная");
- пр. Московский (напротив УФАС);
- ш. Канашское (поворот п. Альгешево);
- пр. Ленина (ост. "ул. Николаева");
- пересечение ул. Николаева и ул. Валькевича
- ул. Гражданская (напротив церкви);
- ул. Николаева (гост. "Спорт");
- пр. Тракторостроителей (около церкви)
- ул. Ашмарина (ост. "Аэропорт");
- 30-я автодорога 1-й щит от кольцевой развязки;
- 30-я автодорога 2-й щит от кольцевой развязки.
2. Панно на ограждении коллективного садоводчества по адресам:
- пр. Никольского (ост. "Коллективный сад") № 1;
- пр. Никольского (ост. "Коллективный сад") № 2;
- пр. Никольского (ост "Коллективный сад") № 3.
На основании данного распоряжения Администрация г. Чебоксары 29.08.2012 выдала АУ "Г." 38 разрешений на распространение наружной рекламы в г. Чебоксары сроком на пять лет.
Порядок распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций закреплен в статье 19 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона о рекламе и гражданского законодательства.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частями 5.1 - 5.5 статьи 19 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
По смыслу вышеуказанных норм статьи 19 Закона о рекламе обязательство по размещению рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, может возникнуть лишь после заключения на торгах договора и получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления. Законодательство не предусматривает каких-либо исключений в порядке оформлений разрешений и заключения договоров, в том числе и для государственных и муниципальных учреждений, а также в целях установки рекламных конструкций для размещения социальной рекламы.
В данном случае торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию 38 рекламных конструкций Администрацией г. Чебоксары не проводились, сам договор также не заключен, однако АУ "Г." выданы 38 разрешений на право установки и эксплуатации рекламных щитов.
Указание ответчиком на переход прав на данные конструкции от МУП "Градостроительство, являющегося правопреемником МУП "Городская реклама и информация", нельзя признать обоснованным, поскольку сроки действия разрешений, выданных предприятию истекли еще в 2010 - 2011 гг. Исходя из содержания статьи 19 Закона о рекламе, по истечении сроков действия разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, который находится в муниципальной собственности, она подлежит демонтажу. В связи с этим рассматриваемые конструкции должны были быть демонтированы в указанные годы, а предоставление права на их эксплуатацию АУ "Г." должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона о рекламе.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается материалами дела, тип автономного учреждения "Г." изменен на муниципальное бюджетное учреждение "Г.", при этом МБУ "Г." является правопреемником АУ "Г." по всем обязательствам.
Вместе с тем согласно части 12 статьи 19 Закона о рекламе при выдаче разрешения на установку рекламной конструкции взимается государственная пошлина. Согласно пункту 105 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции уплачивается в размере <...>.
МБУ "Г." письмом от 25.10.2013 № 11906 сообщило, что платежные документы, подтверждающие оплату государственной пошлины за выдачу разрешений на размещение рекламных конструкций по адресам, указанным в распоряжении Администрации г. Чебоксары от 29.08.2012 № 2792-р, отсутствуют.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении Администрацией города Чебоксары порядка выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, установленного статьей 19 Закона о рекламе.
Из материалов дела следует, что между АУ "Г." и ИП Я. заключен договор возмездного оказания услуг по размещению рекламной конструкции от 28.06.2013 № 42, согласно которому АУ "Г." (исполнитель) взяло на себя обязательство по поручению ИП Я. (заказчик) оказать услуги по размещению рекламной информации и выполнить комплекс работ по монтажу изображения на щитовой конструкции, установленной по адресу: ул. Б.Хмельницкого (пер. Ягодный).
Аналогичные договоры заключены АУ "Г." с ООО "Ш." от 01.01.2013 № 03, ООО "С." от 01.01.2013 № 05, ИП Д. от 19.06.2013 № 40, ИП А. от 02.02.2013 № 12, ООО "Т." от 14.01.2013 № 09, ООО "П." от 01.02.2013 № 16, ООО "Ф." от 01.01.2013 № 10, ИП П. от 01.01.2013 № 07, ООО "М." от 01.01.2013 № 08, ИП М. от 23.05.2013 № 30.
Указанные договоры и приложения к ним свидетельствуют об использовании автономным учреждением (в настоящее время муниципальным бюджетным учреждением) рекламных конструкций по адресам, указанным в распоряжении Администрации г. Чебоксары от 29.08.2012 № 2792-р, и получении от этого прибыли.
Следует отметить, что в результате неправомерных действий Администрации города Чебоксары причинен значительный вред интересам государства и общества. Общая сумма неуплаченной Учреждением государственной пошлины за выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций составила 114000 (сто четырнадцать тысяч рублей).
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из данного положения следует, что органам местного самоуправления запрещено принимать не только акты и совершать действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
При размещении и эксплуатации рассматриваемых средств наружной рекламы не был соблюден порядок, установленный Законом о рекламе: установка и эксплуатация рекламных конструкций осуществлена в отсутствие процедуры проведения торгов и соответственно договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также без оплаты государственной пошлины за выдачу разрешений.
При решении вопроса об установке рекламных конструкций в городе Чебоксары иными хозяйствующими субъектами Администрацией города Чебоксары соблюдается установленный Законом о рекламе порядок предоставления городских рекламных мест, заключаются договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, решается вопрос о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. Хозяйствующие субъекты, желающие установить рекламные конструкции в законном порядке, должны выполнить все необходимые для получения разрешения на установку рекламной конструкции согласования с уполномоченными органами, обязаны иметь разрешение, без которого запрещено устанавливать рекламные конструкции, оплатить государственную пошлину при получении разрешения.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности, должны иметь равные возможности при заключении договоров на установку и размещение средств наружной рекламы на объектах муниципальной собственности. Любое предпочтение, отдаваемое одному хозяйствующему субъекту перед другим, без учета экономических интересов хозяйствующих субъектов различных форм собственности нарушает конституционный принцип равноправия, из которого вытекает необходимость предоставления равной защиты всем собственникам и который конкретизирован в норме пункта 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющего, что права всех собственников защищаются равным образом.
Вышеуказанные действия Администрации г. Чебоксары, позволяющие АУ "Г.", минуя процедуру, необходимую для установки и эксплуатации рекламных конструкций, фактически предоставляют последнему преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке распространения наружной рекламы в г. Чебоксары, поскольку получению разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции иными хозяйствующими субъектами предшествует процедура проведения торгов и заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
В результате несоблюдения порядка предоставления городских рекламных мест АУ "Г." путем принятия Администрацией города Чебоксары постановления от 29.08.2012 № 2792-р "О разрешении на установку средств наружной рекламы на территории города Чебоксары" и выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без надлежащего соблюдения порядка выдачи таких разрешений, созданы преимущественные условия для осуществления хозяйственной деятельности АУ "Г.", а ныне МБУ "Г.".
В рассматриваемой ситуации негативное влияние на конкуренцию путем применения Администрацией города Чебоксары, противоречащего законодательству о рекламе порядка предоставления городских рекламных мест проявляется в создании неконкурентных преимуществ в осуществлении хозяйственной деятельности АУ "Г." на товарном рынке распространения наружной рекламы на территории города Чебоксары.
Приведенное в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции понятие признаков ограничения конкуренции включает в себя целый ряд элементов такого рода признаков. В данном случае ограничение конкуренции соотносится с такими признаками конкуренции как создание возможности для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Таким образом, Администрация города Чебоксары, приняв постановление, разрешающее АУ "Г." установку 38 рекламных конструкций на территории города Чебоксары, и выдав ему разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, создала для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия доступа к местам размещения (установки) рекламоносителей по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Реализация полномочий, предоставленных органам местного самоуправления, предполагает обязательное соблюдение ими норм действующего законодательства, в том числе, положений Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, комиссия квалифицирует действия Администрации города Чебоксары, направленные на создание неконкурентных преимуществ в осуществлении хозяйственной деятельности, как нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку орган местного самоуправления не обеспечил равный доступ для хозяйствующих субъектов, конкурирующих на одном товарном рынке и претендующим на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с соблюдением порядка, установленного статьей 19 Закона о рекламе.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к резюмирующему выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются достаточные доказательства квалифицировать действия Администрации города Чебоксары по несоблюдению предусмотренного Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" порядка выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций АУ "Г.", нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписания и о его содержании.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика сообщено, что на момент рассмотрения дела 7 рекламных конструкций из числа, указанных в распоряжении от 29.08.2012 № 2792-р, демонтировано, однако, документальных доказательств при этом в материалы дела не представлено.
Таким образом, Администрация города Чебоксары не предприняла действий по добровольному устранению выявленного нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем Комиссия считает необходимым выдать Администрации города Чебоксары предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьями 21, 23, 39, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать действия Администрации города Чебоксары Чувашской Республики по несоблюдению предусмотренного Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" порядка выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций АУ "Г.", нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Администрации города Чебоксары Чувашской Республики предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. В связи с неуплатой АУ "Г." государственной пошлины за выдачу разрешений на установку и эксплуатацию 38 рекламных конструкций направить решение комиссии в Прокуратуру Чувашской Республики для принятия мер прокурорского реагирования.
Председатель Комиссии
В.В.КОТЕЕВ
Члены Комиссии
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
М.Н.ЛИСИЦЫНА
Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
------------------------------------------------------------------