По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Кабинета Министров ЧР от 05.03.2013 N 146-р <О комплексе мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2013 году и на период до 2020 года>



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 марта 2013 г. № 146-р
Список изменяющих документов
(в ред. Распоряжения Кабинета Министров ЧР
от 31.12.2013 № 791-р)

1. В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2013 году и на период до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН





Утвержден
распоряжением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 05.03.2013 № 146-р

КОМПЛЕКС МЕР
ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. Распоряжения Кабинета Министров ЧР
от 31.12.2013 № 791-р)

Раздел I. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации
системы общего образования Чувашской Республики
в 2011 - 2012 годах

1. Наиболее значимые результаты в общем образовании Чувашской Республики, достигнутые за счет реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Чувашской Республики в 2011 году, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2011 г. № 252-р, и Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2012 году, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 февраля 2012 г. № 84-р, фиксируемые с использованием данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии, мониторинга национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", региональных мониторингов

Реализация Комплекса мер по модернизации общего образования Чувашской Республики в 2011 году, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2011 г. № 252-р, и Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2012 году, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 февраля 2012 г. № 84-р (далее - Комплекс мер), в 2011 и 2012 годах стала логическим продолжением приоритетных структурных реформ в школьном образовании, начатых в рамках приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". На его реализацию в 2011 и 2012 годах дополнительно было направлено 3,2 млрд. рублей.
Одним из основных социально значимых результатов реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах стало повышение заработной платы педагогических работников системы общего образования. Впервые за последние десятилетия было заявлено о доведении средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений до средней зарплаты в Чувашской Республике. Для решения этой задачи в 2011 - 2012 годах дополнительно в систему школьного образования было направлено более 220 млн. рублей. В результате средняя зарплата учителей школ в целом за 2012 год составила 15928 рублей. Показатели результативности предоставления субсидии в части заработной платы учителей в 2011 и 2012 годах выполнены полностью. Благодаря реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах доля стимулирующей части в фонде оплаты труда учителей (далее - ФОТ) увеличилась с 25 процентов в 2011 году до 33 процентов в 2012 году. При этом средний размер стимулирующих выплат учителям увеличился с 3128 рублей в 2011 году до 5195 рублей в 2012 году.
Еще одним важным результатом можно назвать существенное укрепление материально-технической базы школ и создание современных условий обучения в 79,1 процента школ республики. Более 223 млн. рублей было направлено на проведение ремонтных работ (замена окон, ремонт крыш, модернизация коммуникаций и др.), более 296 млн. рублей - на приобретение современного компьютерного, учебно-производственного и спортивного оборудования.
В результате реализации Комплекса мер в 2011 - 2012 годах в системе общего образования создан новый организационно-экономический механизм. Общеобразовательные учреждения республики финансируются по подушевому принципу, что позволило перейти от финансирования учреждений к финансированию потребителей образовательных услуг. Это стало реальной государственной гарантией финансового обеспечения права каждого ученика на получение качественных образовательных услуг независимо от места проживания.
Введение нормативного подушевого финансирования, новой системы оплаты труда педагогических работников, укрепление материально-технической базы наряду с повышением финансово-хозяйственной самостоятельности школ позволили сформировать конкурентную среду для образовательных учреждений и, как следствие, обеспечить повышение качества и доступности образования. Не менее важным следствием стала оптимизация сети школ, которая в свою очередь способствовала повышению эффективности бюджетных вложений в систему образования. Так, несмотря на уменьшение численности учащихся, их число в расчете на одного учителя практически сохраняется на уровне 2001 года и в 2012 году составило 13 человек (в России в среднем - 10,9). Наполняемость классов в среднем составила 19,18 человека (в России - 18).
В результате проведенной работы в Чувашии создана эффективная образовательная сеть школ различных моделей. В 138 базовых и кустовых школах сконцентрированы финансовые, материально-технические и педагогические ресурсы, что позволило организовать качественное профильное обучение для всех старшеклассников независимо от места их проживания. В базовые школы ежедневно на 305 автобусах подвозятся более 14 тыс. школьников из 1442 населенных пунктов (100-процентный охват всех нуждающихся в перевозке). Еще 21 автобус совершает разовые перевозки детей. За 2011 - 2012 годы практически полностью обновлены автобусы 2002 - 2003 годов выпуска, все автобусы оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что позволяет обеспечивать безопасность перевозок и эффективно использовать бюджетные средства.
Реализуется также ряд проектов, направленных на дальнейшее развитие профильного обучения, индивидуализации образования: созданы инженерно-технические классы в 35 школах, осуществляется республиканский проект "Мое образование" по внедрению технологий дифференциации и индивидуализации образования на старшей ступени обучения (в 45 школах) и др. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии) совместно с Государственной службой занятости населения Чувашской Республики выполняет план совместных мероприятий по профориентационной работе с учащимися школ. В каждом муниципальном районе и городском округе республики реализуется муниципальная программа профильного обучения.
Как результат, из года в год увеличивается доля выпускников 9-х классов, поступивших в образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования или на профильное обучение по программам среднего полного (общего) образования: в 2010 году - 83,8 процента, в 2011 году - 90,27 процента, в 2012 году - 92,6 процента (показатель 1.4 мониторинга национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"). Особый акцент при этом делается на поступлении детей в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования: в 2010 году - 33,0 процента, в 2011 году - 38,3 процента, в 2012 году - 41,4 процента. При этом значительно выросла доля выпускников, ориентированных на дальнейшее получение инженерно-технического образования в системе начального профессионального (с 76 процентов от общей численности поступивших в учреждения в 2010 году до 83 процентов в 2012 году) и среднего профессионального образования (с 48 процентов от общей численности поступивших в учреждения в 2010 году до 55 процентов в 2012 году).
Не менее важным направлением, получившим значительное развитие в ходе реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах, является система работы с одаренными детьми. В республике создана сеть инновационных образовательных учреждений, проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы различных уровней, реализуются индивидуальные программы сопровождения одаренных детей, внедрены механизмы материальной и моральной поддержки и др. Особые условия созданы в 10 гимназиях, 8 лицеях, 17 школах с углубленным изучением отдельных предметов и базовых школах в сельской местности (в них обучаются 36 процентов городских школьников и 66 процентов сельских школьников республики). Действует республиканский центр по работе с талантливыми детьми. Самым популярным мероприятием являются многоуровневые предметные олимпиады (показатели группы 3.1 мониторинга национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"). Результаты всероссийской олимпиады напрямую связаны с эффективностью организации предметных олимпиад на школьном и муниципальном уровнях. Если в 2010 году в школьном этапе приняли участие 61,2 процента учащихся, то в 2012 году - 80,0 процента.
Как показывают данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии, благодаря реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах значительно улучшился ряд показателей, в том числе:
число персональных компьютеров на одну школу (2010 г. - 25 шт., 2011 г. - 25 шт., 2012 г. - 31 шт.);
доля общеобразовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства, в общем числе общеобразовательных учреждений (2010 г. - 62,6 процента, 2011 г. - 72,3 процента, 2012 г. - 79,1 процента);
доля обучающихся, пользующихся горячим питанием, в общей численности обучающихся (2010 г. - 91,6 процента, 2011 г. - 93,1 процента, 2012 г. - 93,5 процента);
доля учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей численности учителей государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений (2010 г. - 6,4 процента, 2011 г. - 6,5 процента, 2012 г. - 7,7 процента).
Косвенным, но социально важным результатом модернизации системы школьного образования является функционирование дошкольных групп в каждой третьей школе в Чувашской Республике: создано более 4000 мест, что заменило строительство 20 новых детских садов.
Изменение условий работы в школе, насыщение школы современной техникой, смена приоритетов в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами - все это потребовало использования новых технологий в работе учителя, повышения его квалификационного уровня. Всего за 2011 - 2012 годы курсы повышения квалификации прошли 5057 педагогических работников общеобразовательных учреждений. Решается проблема работы в общеобразовательных учреждениях учителей без соответствующей квалификации ("неспециалистов"), которых на начало 2012 года было 450 человек. В 2012 году переподготовку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики прошли 240 "неспециалистов" (учителя начальных классов, физической культуры, иностранных языков, информатики и информационно-коммуникационных технологий, технологии, географии, специалисты по коррекционной педагогике и специальной психологии).

2. Опыт, наработанный в ходе реализации Комплекса мер в 2011 - 2012 годах в республике, который может быть практически использован другими регионами

Наиболее эффективно в республике реализуется проект развития дистанционного образования детей-инвалидов, в 2012 году дистанционно обучались 180 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, т.е. 100 процентов детей-инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Сформирована республиканская сеть дистанционных муниципальных центров, включающих 103 общеобразовательных учреждения республики. Работа указанной сети координируется Республиканским центром дистанционного образования (далее - РЦДО).
Обучением в дистанционной форме занимаются 486 учителей с высшим педагогическим образованием, которые прошли специальные курсы повышения квалификации по программе "Использование средств информационно-коммуникационных технологий для обучения детей-инвалидов".
Обучение ведется по дистанционной индивидуальной форме на основе платформы, включающей в себя электронные журналы, электронные дневники, расписание, предметные курсы. Предметные курсы создаются каждым учителем по своему предмету в специальной учебной среде Moodle. В данной дистанционной оболочке собран весь необходимый учебный теоретический материал, а также материал для контроля знаний: практические задания, опросы, контрольные работы, итоговые тесты и т.д. В этой учебной среде педагоги размещают и такие информационные ресурсы, как презентации, видеоуроки, аудиофайлы, видеоролики, учебные фильмы, различные интерактивные задания. Все материалы размещены таким образом, что ученик может изучать новые темы курса как совместно с учителем, так и самостоятельно, а при необходимости - возвращаться к уже пройденному. Расписание занятий составляется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, размещается на сайте РЦДО, а также в школьной образовательной сети dnevnik.ru.
Чувашия может также транслировать опыт формирования единой информационной образовательной среды. Все образовательные учреждения подключены к интрасети "Чувашия", а доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") организован через единую точку входа. Эта схема позволяет значительно снизить стоимость потребления трафика за счет локализации образовательных ресурсов сети "Интернет" (единый портал сайтов, единая почтовая служба, сервер видеотрансляций, единая система контент-фильтрации и др.). Средняя скорость Интернета в городе - 1,5 Мбт/с, в селе - 512 Кбт/с, а средняя скорость внутри интрасети "Чувашия" - 6 Мбт/с. Все школы имеют сайты в сети "Интернет". Действует около 20 сетевых методических интернет-сообществ учителей-предметников, организованных Ассоциацией учителей Чувашской Республики, что позволяет учителю получить оперативный доступ к новому педагогическому опыту, получить квалифицированную методическую помощь.
В настоящее время 161 общеобразовательное учреждение ведет электронные дневники и журналы (32,9 процента всех школ республики), домашние компьютеры учителей и учащихся интегрированы в единую образовательную сеть. Кроме того, в Аликовском районе создана пилотная площадка по внедрению единой автоматизированной информационной системы на муниципальном уровне. В результате руководство каждой школы и органы управления образованием имеют информационную базу для принятия управленческих решений без дополнительного сбора информации, что позволяет освободить учителя от несвойственных ему функций.

3. Социальные эффекты в системе общего образования от реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах, выявленные в ходе мониторинга реализации государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 декабря 2011 г. № 589
Повышение качества общего образования, которое выявляется в ходе проведения государственной итоговой аттестации выпускников в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 3,78 балла и составил 65,79, по математике - остался на уровне 2010 года и составил 50,32 балла. Результаты ЕГЭ по обязательным предметам в 2012 году значительно выше среднероссийских показателей:

Предмет
Средний балл по Чувашской Республике
Средний балл по Российской Федерации
Русский язык
65,79
61,07
Математика
50,32
44,60

Доля сдавших 3 и более предмета в 2012 году составила 89,69 процента. Неуклонно растет количество выпускников, выбирающих предметы естественно-математического цикла. Так, по сравнению с 2010 годом доля выбравших физику выросла на 2,2 процента (2012 г. - 25,57 процента), химию - на 4,91 процента (2012 г. - 11,64 процента), биологию - на 4,26 процента (2012 г. - 19,27 процента). Данные показывают, что выбор выпускниками профиля подготовки начинает совпадать с реальными потребностями экономики в технических специалистах.
Развитие государственно-общественного управления системой образования. Созданы Республиканский союз попечителей образования, руководителей образовательных учреждений, Ассоциация учителей Чувашской Республики, муниципальные общественные советы. Все школы республики имеют попечительские или управляющие советы, оказывающие влияние на управление школой, на организацию учебного процесса и т.д. Повышение самостоятельности учреждений требует большей открытости их деятельности, что прежде всего отражается на официальном сайте. В настоящее время практически все школы размещают на своих сайтах информацию о материально-технической базе, финансово-хозяйственной деятельности, заработной плате учителей и т.д.
Повышение статуса педагогических работников, создание стимула для поддержки и привлечения высококвалифицированных кадров в систему общего образования. Введение новой системы оплаты труда и формирование доли стимулирования в общем фонде оплаты труда в размере более 30 процентов позволило создать систему дополнительной мотивации для качественной работы. Более 15 процентов результативных учителей республики получают заработную плату не менее чем в 1,5 раза выше средней заработной платы по региону. Сформирована республиканская система поддержки молодых педагогов. В республике 374 педагога (4 процента) имеют стаж работы менее 2 лет (2010 г. - 3,9 процента). В некоторых муниципалитетах, где приняты дополнительные меры стимулирования молодых педагогов, их доля составляет более 6 процентов (гг. Чебоксары, Новочебоксарск и др.).
Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии в 2011, 2012 годах, объемы финансирования мероприятий Комплекса мер в 2012 году представлены в табл. 1 - 3.

Таблица 1

Значения показателей результативности
предоставления субсидии Чувашской Республике
на конец 2011 года

№ п/п
Наименование показателя результативности предоставления субсидии
Значения показателя результативности предоставления субсидии
план
факт
1
2
3
4
1.
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (проценты)
106,5
107,65
2.
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)
10,5
10,5
2.1.
Начальное общее образование (проценты)
27,4
27,4
2.2.
Основное общее образование (проценты)
0
0
2.3.
Среднее (полное) общее образование (проценты)
0
0
3.
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)
20,0
20,0
4.
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты)
12,0
12,0
5.
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)
9,6
17,0
6.
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
положительная
положительная



Таблица 2

Значения показателей результативности
предоставления субсидии Чувашской Республике
на конец 2012 года

№ п/п
Наименование показателя результативности предоставления субсидии
Значения показателя результативности предоставления субсидии
план
факт
1
2
3
4
1.
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты)
105,65
123,48
2.
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)
18,0
20,7
2.1.
Начальное общее образование (проценты)
51,0
51,1
2.2.
Основное общее образование (проценты)
0,2
0,3
2.3.
Среднее (полное) общее образование (проценты)
0
0
3.
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)
20,0
28,5
4.
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и
(или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты)
7,0
19,0
5.
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)
18,0
21,6
6.
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
положительная
положительная



Таблица 3

Объемы финансирования мероприятий
Комплекса мер в 2012 году

(тыс. рублей)
№ п/п
Мероприятие
Объемы финансирования
всего
в том числе
федеральный бюджет
бюджет субъекта Российской Федерации
всего
региональный бюджет
местные бюджеты
внебюджетные источники
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1.
Приобретение
оборудования, в том числе:
376458,2
376458,2
376458,2
376458,2
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1.1.
Учебно-лабораторное оборудование
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1.2.
Учебно-производственное оборудование
45308,9
45308,9
45308,9
45308,9
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1.3.
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений
46164,4
46164,4
46164,4
46164,4
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1.4.
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений
24196,5
24196,5
24196,5
24196,5
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1.5.
Компьютерное оборудование
180540,4
180540,4
180540,4
180540,4
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1.6.
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся
10010,6
10010,6
10010,6
10010,6
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1.7.
Оборудование для школьных столовых
70237,4
70237,4
70237,4
70237,4
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1.8.
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
2.
Приобретение
транспортных средств для перевозки обучающихся
96462,0
96462,0
96462,0
96462,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
3.
Пополнение фондов школьных библиотек
137144,400
137144,385
115513,200
115513,185
21631,2
21631,2
21631,2
21631,2
0,0
0,0
0,0
0,0
4.
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно- бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)
2390,0
2390,0
2390,0
2390,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
5.
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей
10013,1
10013,1
10013,1
10013,1
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
6.
Модернизация общеобразовательных
учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе:
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
6.1.
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
6.2.
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
7.
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
8.
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений
220756,500
220726,696
200226,500
200226,389
20530,000
20500,307
20530,000
20500,307
0,0
0,0
0,0
0,0
9.
Проведение
реконструкции зданий общеобразовательных учреждений
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Итого
843224,200
843194,381
801063,000
801062,874
42161,200
42131,507
42161,200
42131,507
0,0
0,0
0,0
0,0

Раздел II. Меры по модернизации системы
общего образования Чувашской Республики в 2013 году

1. Мероприятия, направленные на достижение в 2013 году запланированных значений показателей результативности предоставления субсидии

В 2013 году в Чувашской Республике в рамках модернизации системы общего образования будут проведены следующие основные мероприятия.
Развитие инфраструктуры школьного образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) к условиям осуществления образовательного процесса:
поддержка муниципалитетов в проведении капитального ремонта общеобразовательных учреждений, в том числе в проведении в школах мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения. Из 499 общеобразовательных учреждений в 452 имеются все виды инженерных сетей. Особо остро стоит проблема ремонта кровли, замены оконных блоков, модернизации системы электроснабжения, отопления, водоснабжения и канализации. В 2013 году продолжится ремонт санитарных узлов, систем канализации и водоснабжения. В результате проведенных мероприятий 90,6 процента школ Чувашии будут соответствовать современным требованиям (2012 г. - 79,1 процента). В 2013 году на эти цели будет направлено 145,2 млн. рублей;
(в ред. Распоряжения Кабинета Министров ЧР от 31.12.2013 № 791-р)
обеспечение учебниками и учебными пособиями, соответствующими ФГОС. На эти цели будет направлено 245,7 млн. рублей. В результате все учащиеся будут обеспечены бесплатными учебниками из федеральных перечней учебников, пособиями для изучения родного (нерусского) языка, соответствующими ФГОС;
(в ред. Распоряжения Кабинета Министров ЧР от 31.12.2013 № 791-р)
модернизация столовых городских и крупных сельских школ, в том числе обновление пищеблоков, а также введение системы безналичного расчета за питание с помощью универсальных электронных карт. Указанные работы начаты в 2010 году (16 школ). В связи с масштабностью задач по модернизации питания школьников Кабинетом Министров Чувашской Республики принята подпрограмма "Совершенствование организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях в Чувашской Республике на 2012 - 2014 годы" Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011 - 2020 годы. Подпрограмма направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений за счет создания современной системы школьного питания.
В 2012 году еще в 76 школах внедрена современная организация питания (проведен капитальный ремонт столовых, обновлены технологическое оборудование пищеблоков, мебель в обеденных залах школьных столовых). В 2013 году на эти цели будет направлено 36,9 млн. рублей (более 70 общеобразовательных учреждений). Таким образом, для 70 процентов школьников будут созданы современные условия организации питания. Продолжится работа по внедрению во всех городских общеобразовательных учреждениях системы безналичного расчета за питание;
(в ред. Распоряжения Кабинета Министров ЧР от 31.12.2013 № 791-р)
оснащение школ современным компьютерным, учебно-лабораторным и учебно-производственным, спортивным оборудованием. В 2013 году на эти цели будет направлено 92,2 млн. рублей.
(в ред. Распоряжения Кабинета Министров ЧР от 31.12.2013 № 791-р)
В 2013 году будет продолжена работа по оснащению школ комплектами автоматизированных рабочих мест учителей начальных классов. В целом 100 процентам начальных классов будут созданы современные условия для формирования информационной образовательной среды, в них будет продолжено внедрение электронных дневников, журналов. Проведение указанного комплекса мер позволит повысить прозрачность образовательного процесса, улучшить взаимодействие учителей с родителями, существенно сократить количество отчетов.
Для подготовки к организованному введению ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования, технического творчества будет закуплено оборудование для школьных мастерских, научно-технических лабораторий и др.
В 2013 году будет завершено обновление спортивного оборудования общеобразовательных учреждений. С учетом поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 30 сентября 2011 г. № ВП-П16-6917 к 2014 году все общеобразовательные учреждения Чувашии будут полностью оснащены необходимым спортивным оборудованием.
Особый упор будет сделан на развитие физико-математического образования. Этому будет способствовать и принятый Указ Главы Чувашской Республики от 1 июня 2012 г. № 61 "О стипендии Главы Чувашской Республики за особые успехи в изучении физики и математики", которым предусмотрена специальная стипендия в размере 2000 рублей выпускникам школ республики, набравшим на ЕГЭ по физике и математике 70 и более баллов и поступившим в учреждения профессионального образования, расположенные на территории Чувашской Республики.
В 2013 году будет продолжена реализация проекта по созданию инженерно-технических классов в общеобразовательных школах республики. Созданную в 2012 году сеть из 35 школ с инженерными классами планируется расширить до 50. Школы оснастят современным учебно-лабораторным оборудованием для проведения занятий по робототехнике. В результате школьники получат возможность с раннего возраста приобщиться к программированию и моделированию.
Продолжатся формирование целостной электронной образовательной среды, внедрение автоматизированных информационных систем организации образовательного процесса и управления на уровне школы. В результате этого 3302 класса (52 процента) перейдут на электронные журналы и дневники. Переход на электронный документооборот планируется завершить в 2014 году.
В 2013 году в республике продолжится реализация проекта по разработке и апробации учебно-методического комплекта "Электронные путеводители" для обеспечения индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников.
Целью путеводителя является предоставление возможности каждому обучающемуся получить образование, адекватное его интересам и потенциалу, то есть обеспечение возможности выстраивания индивидуальной траектории обучения учащегося как по уровню сложности учебных программ, так и по срокам их прохождения.
Для развития потенциала педагогических кадров с целью обеспечения адекватности требованиям потребителей образовательных услуг путем применения дифференцированной системы оплаты труда, инновационных моделей повышения квалификации и эффективных механизмов аттестации будут проведены следующие мероприятия:
повышение заработной платы учителей и других педагогических работников учреждений общего образования. В рамках реализации Комплекса мер в 2013 году продолжится повышение заработной платы учителей и других педагогических работников учреждений общего образования с целью доведения их средней заработной платы за 2013 год до средней заработной платы по Чувашской Республике за 2013 год (по прогнозным данным Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики - 19200,2 рубля). Среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений общего образования за 2012 год составила 15655 рублей. К настоящему времени в республиканском бюджете Чувашской Республики предусмотрены средства на повышение заработной платы работников бюджетной сферы на 5,5 процента с октября 2013 года. Дополнительные средства, необходимые для доведения средней заработной платы педагогических работников учреждений общего образования до средней по региону, предусмотрены в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов;
организация переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. На указанные цели будет направлено 9,8 млн. рублей.
(в ред. Распоряжения Кабинета Министров ЧР от 31.12.2013 № 791-р)
Особое внимание в 2013 году будет обращено на организацию профессиональной переподготовки учителей. В настоящее время более 250 учителей республики осуществляют педагогическую деятельность, не имея подготовки по соответствующей специальности, что является существенным препятствием для повышения качества образования. В 2013 году планируется охватить указанную категорию педагогических работников программами профессиональной переподготовки, акцент будет сделан на специальностях "информатика", "начальные классы", "русский и родной языки", "физкультура", "основы безопасности жизнедеятельности" и др.
В 2013 году будет продолжено повышение квалификации учителей и руководителей школ, особое внимание будет уделено учителям физико-математического, естественнонаучного цикла. В результате этой работы планируется повысить долю выпускников, сдающих экзамены государственной (итоговой) аттестации после 9 класса в новой форме (далее - ГИА-9) и ЕГЭ: по физике - ГИА-9 на 6 процентов (до 12,53 процента в 2012/2013 учебном году), ЕГЭ на 1,76 процента (до 27,33 процента в 2012/2013 учебном году), по химии - ГИА-9 на 5 процентов (до 9,13 процента в 2012/13 учебном году), ЕГЭ на 1,46 процента (до 13,1 процента в 2012/2013 учебном году), по биологии - ГИА-9 на 5 процентов (до 16,9 процента в 2012/2013 учебном году), ЕГЭ на 2,23 процента (до 21,5 процента в 2012/2013 учебном году).
В рамках выполнения указанных мероприятий продолжится формирование конкурентной среды среди организаций, имеющих право на реализацию образовательных программ повышения квалификации педагогических работников, что позволит повысить качество образовательных программ. В целом в 2013 году по новым моделям повышения квалификации (выигранные на конкурсной основе образовательные программы, включающие тьюторские технологии, оказание оздоровительных услуг) планируется обучить около 700 педагогических работников (2012 г. - 250 человек), кроме того, в бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Чувашский республиканский институт образования" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики курсы повышения квалификации пройдут 4600 человек. Особый акцент при этом будет сделан на подготовке учителей к введению ФГОС начальной и основной общей школы. В результате 100 процентов учителей начальной школы и 50 процентов учителей основной школы пройдут курсы повышения квалификации и будут готовы к работе в условиях ФГОС.
С целью обеспечения доступности качественных образовательных услуг для всех детей независимо от места проживания и доходов родителей предусмотрены следующие мероприятия:
дальнейшая оптимизация сети общеобразовательных учреждений, создание в городах многопрофильных школ старшей ступени и микрорайонных начальных и основных школ; в сельской местности - развитие базовых школ и развитие дистанционного образования для детей, обучающихся в малокомплектных школах. Для достижения указанных целей будет продолжена модернизация парка школьных автобусов, в том числе приобретение новых автотранспортных средств (на замену устаревших и не соответствующих современным нормативным требованиям) и оснащение их системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, будет проведена работа по подключению всех школьных автобусов к Единой республиканской автоматизированной системе управления перевозочным процессом. На указанные мероприятия будет направлено 58,8 млн. рублей. В результате полностью будут заменены изношенные автобусы, что позволит существенно повысить безопасность школьных перевозок, создать необходимые условия для получения сельскими школьниками качественного образования;
(в ред. Распоряжения Кабинета Министров ЧР от 31.12.2013 № 791-р)
дальнейшее развитие системы дистанционного образования, обеспечение всех детей-инвалидов доступными качественными образовательными услугами. В 2013 году к модели дистанционного образования планируется подключить 25 детей-инвалидов. Закупка для них компьютерного оборудования и подключение к сети "Интернет" будет осуществляться в рамках Комплекса мер, на эти цели предусмотрено 3,1 млн. рублей. Планируется также использовать высвободившееся оборудование. В результате охват детей-инвалидов, которые желают обучаться дистанционно и не имеют медицинских противопоказаний для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, останется на уровне 100 процентов (2012 г. - также 100 процентов). Получит дальнейшее развитие сеть муниципальных дистанционных центров (увеличится на 17 единиц и составит не менее 120 школ), 20 педагогических работников и 25 родителей детей-инвалидов пройдут обучение по организации дистанционного образования детей-инвалидов.
(в ред. Распоряжения Кабинета Министров ЧР от 31.12.2013 № 791-р)
Для совершенствования системы независимой оценки качества образования путем внедрения ее на всех ступенях общего образования будут проведены следующие мероприятия:
введение республиканской системы оценки подготовленности выпускников начальной школы к обучению в основной школе;
государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов на уровне республики;
ЕГЭ для выпускников средней школы.
Для эффективного введения ФГОС в основном звене необходимы комплексный анализ различных сторон готовности четвероклассников к обучению в основной школе, рекомендации по индивидуальной программе психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в основной школе. Для решения этих задач с 2012 года в республике планируется начать проведение исследований среди пятиклассников.
Для проведения указанной работы создана рабочая группа, получено согласие Института содержания и методов обучения Российской академии образования на использование контрольно-измерительных материалов, подготовлена нормативно-правовая база.
В 2013 году планируется продолжить проведение ГИА-9 с использованием механизмов ЕГЭ по 14 предметам. Контрольно-измерительные материалы предоставлены Федеральным институтом педагогических измерений. Обработка экзаменационных материалов будет проводиться бюджетным учреждением Чувашской Республики "Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, а проверка ответов на задания экзаменационных работ с развернутым ответом - республиканскими предметными комиссиями. По новой форме итоговую аттестацию по русскому языку и математике пройдут все выпускники основной школы (более 12 тыс. человек), по предметам по выбору - не менее 30 процентов.
В результате реализации вышеуказанных мероприятий в 2013 году в Чувашской Республике будет сформирована модель регулярных независимых оценочных процедур на всех ступенях обучения с использованием единых стандартизированных контрольно-измерительных материалов. Это позволит улучшить качество принимаемых управленческих решений как на уровне образовательных учреждений, так и на муниципальном и республиканском уровнях.
В целях эффективного информационного сопровождения реализации Комплекса мер в 2013 году разработан медиаплан, включающий информационное сопровождение реализации основных направлений Комплекса мер в 2013 году с привлечением республиканских и районных средств массовой информации (далее - СМИ).
Для подготовки качественных материалов в республиканских СМИ сформирован пул журналистов, освещающих вопросы образования, оказывается консультационная помощь представителям республиканских и районных СМИ. Готовятся и рассылаются пресс-релизы и другие информационные материалы.
Пресс-конференции, брифинги, пресс-туры и другие мероприятия станут основой для репортажей, выпусков новостей, сюжетов для передач, статей в печатных и электронных изданиях.
Для наиболее полного охвата целевой аудитории предусмотрена публикация материалов в районных печатных изданиях.
Мониторинг и анализ размещаемых в СМИ материалов позволят определить положительные и отрицательные тенденции в освещении основных направлений реализации Комплекса мер, а также отследить негативные материалы с целью оперативного реагирования.
Для оперативного информирования населения о реализации Комплекса мер в 2013 году на сайтах Минобразования Чувашии, а также органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, информационном портале "Образование Чувашии" созданы баннеры "Модернизация республиканской системы общего образования", включающие такие обязательные разделы, как "Нормативные документы", "Хроника событий. Публикации. Комментарии", "Задать вопрос".
Реализация Комплекса мер в 2013 году также направлена на достижение показателей плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р, в частности:
улучшение результатов школьников в Чувашской Республике в международных сопоставительных исследованиях (PIRLS, TIMSS, PISА и т.д.) и достижение среднероссийских показателей по всем исследованиям. Чувашия регулярно участвует в международных исследованиях, школьники 9-х классов республики показали следующие результаты в исследовании РISA-2012: чтение - 43 балла (в среднем по России - 54 балла), математика - 46 баллов (41 балл), естествознание - 52 балла (50 баллов), финансовая грамотность - 52 балла (53 балла);
улучшение доступа всех категорий населения к качественному школьному образованию, в частности:
улучшение результатов ЕГЭ по обязательным предметам выпускников вечерних общеобразовательных школ (в 2012 году доля успешно сдавших оба обязательных предмета составила 59,28 процента) и малокомплектных (малочисленных) сельских школ (95,88 процента) до среднереспубликанского показателя (96,5 процента);
улучшение показателя отношения среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет ЕГЭ) в 10 процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет ЕГЭ) в 10 процентах школ с худшими результатами ЕГЭ. В Чувашской Республике данный показатель в 2012 году равен 1,54 (по России в целом - 1,84);
сохранение достигнутого уровня показателей экономической эффективности системы образования, в частности количества учеников на одного учителя (в 2012 году среднереспубликанский показатель 13 при среднероссийском 10,9).

2. Планируемые значения показателей результативности предоставления субсидии в 2013 году (табл. 4)

Таблица 4

Планируемые показатели
результативности предоставления субсидии
на конец 2013 года

№ п/п
Наименование показателя результативности предоставления субсидии
Значения показателя результативности предоставления субсидии на конец 2013 года
1
2
3
1.
Соотношение среднемесячной годовой заработной платы педагогических работников в субъекте Российской Федерации за 2013 год и среднемесячной годовой заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за аналогичный период (проценты)
100,0
2.
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты)
29,7
2.1.
Начальное общее образование (проценты)
75,3
2.2.
Основное общее образование (проценты)
0,3
2.3.
Среднее (полное) общее образование (проценты)
0
3.
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)
68,5
4.
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты)
61,0
5.
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)
24,5
6.
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов
положительная

3. Структура и объемы финансирования мероприятий Комплекса мер в 2013 году (табл. 5)

Таблица 5

Структура и объемы финансирования мероприятий
Комплекса мер в 2013 году
(в ред. Распоряжения Кабинета Министров ЧР
от 31.12.2013 № 791-р)

(тыс. рублей)
№ п/п
Мероприятие
Объемы финансирования
всего
в том числе
федеральный бюджет (субсидия)
бюджет субъекта Российской Федерации
всего
региональный бюджет
местные бюджеты
внебюджетные источники
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Приобретение оборудования, в том числе:
132179,0
124304,2
7874,8
7874,8
0,0
0,0
1.1.
Учебное оборудование
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1.2.
Учебно-лабораторное оборудование
43504,7
43140,4
364,3
364,3
0,0
0,0
1.3.
Учебно-производственное оборудование
9425,8
5567,1
3858,7
3858,7
0,0
0,0
1.4.
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений
1492,5
1492,5
0,0
0,0
0,0
0,0
1.5.
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1.6.
Компьютерное оборудование
40874,4
40874,4
0
0
0,0
0,0
1.7.
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1.8.
Оборудование для школьных столовых
36881,6
33229,8
3651,8
3651,8
0,0
0,0
1.9.
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
2.
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся
58778,5
58778,5
0,0
0,0
0,0
0,0
3.
Пополнение фондов школьных библиотек
245679,9
203719,7
41960,2
6960,2
35000,0
0,0
4.
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
5.
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей
9866,6
9866,6
0,0
0,0
0,0
0,0
6.
Модернизация общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе:
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
6.1.
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
6.2.
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
7.
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
8.
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений
145200,0
132200,0
13000,0
13000,0
0,0
0,0
9.
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0

Итого
591704,0
528869,0
62835,0
27835,0
35000,0
0,0

4. Реализация в Чувашской Республике системы нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений

Нормативы устанавливаются законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период. При изменении их величины в связи с увеличением заработной платы работников учреждений осуществляются пересчет нормативов и их уточнение при внесении изменений в указанный закон. Правила нормативного бюджетного финансирования в сфере образования утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2006 г. № 123. Субвенция на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов рассчитывается исходя из вышеуказанных нормативов и установленных поправочных коэффициентов к ним. Учредители муниципальных общеобразовательных учреждений также рассчитывают сумму финансирования отдельных учреждений (как автономных и бюджетных, так и казенных) на основе вышеуказанных нормативов.
Во всех общеобразовательных учреждениях внедрена новая система оплаты труда работников общего образования, ориентированная на результат. Оплата труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки, осуществляется в соответствии с Примерным положением об оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 ноября 2008 г. № 349. В муниципалитетах приняты аналогичные нормативные правовые акты, на основе которых подготовлены и утверждены положения об оплате труда работников образовательных учреждений. Фонд оплаты труда работников общеобразовательных учреждений состоит из базовой части фонда оплаты труда (оклады (ставки) по профессионально-квалификационным группам и коэффициенты к окладам (ставкам), стимулирующей части фонда оплаты труда, а также выплат компенсационного характера.
Важнейшими институциональными результатами, достигнутыми в Чувашской Республике в результате реализации Комплекса мер в 2013 году, являются:
введенное нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, при формировании бюджетов всех бюджетных и автономных образовательных учреждений общего образования на основе подушевого принципа. Средства доводятся до учреждений на основе нормативов, утверждаемых с учетом специфики образовательных программ, в результате чего у автономных и бюджетных учреждений появилась возможность своевременно и самостоятельно определять необходимые направления расходования средств, которые отражаются в их планах финансово-хозяйственной деятельности;
введенная новая система оплаты труда педагогических и иных работников образовательных учреждений. Введение новой системы оплаты труда позволило обеспечить зависимость заработной платы от результатов труда работника (у ряда квалифицированных педагогов, достигающих высоких результатов работы, доля стимулирующих выплат в заработной плате превышает 40 - 50 процентов), учет интенсивности труда работников (что отражается в надбавках как за интенсивность и высокие результаты работы, так и за качество выполняемых работ), возможность самостоятельного условного нормирования оплаты неурочных часов деятельности педагогов (за эту работу предусматривается отдельный персональный коэффициент к окладу), прозрачность распределения стимулирующей части фонда оплаты труда при участии коллегиального органа управления (стимулирующая часть фонда оплаты труда распределяется с участием органов государственно-общественного управления образованием, которые созданы в каждом образовательном учреждении. Показатели качества и эффективности деятельности работников образовательных учреждений принимаются трудовыми коллективами с учетом показателей качества услуг, оказываемых образовательными учреждениями в рамках государственных (муниципальных) заданий), зависимость величины средней заработной платы руководителя образовательного учреждения от величины средней заработной платы основного персонала - педагогических работников образовательного учреждения (оклад руководителей образовательных учреждений определяется в зависимости от средней заработной платы основного персонала со средним коэффициентом 2 - 2,5).
Одним из социальных эффектов является то, что повышение заработной платы учителей еще до принятия указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" повлекло за собой увеличение оплаты труда других категорий работников в сфере образования. Так, в 2011 году в аналогичных размерах повысилась заработная плата других педагогических работников общеобразовательных учреждений (педагогов-психологов, социальных педагогов и т.д.), а также воспитателей и других педагогических работников учреждений дошкольного образования. С 1 января 2012 г. на 15 процентов возросла оплата труда работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. С декабря 2012 года еще на 24,1 процента возросла заработная плата педагогических работников учреждений дошкольного образования и пришкольных групп дошкольного образования.

5. Меры, направленные на привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения

В настоящее время в Чувашской Республике работают 9415 учителей, в том числе 374 учителя со стажем работы менее 2 лет, что составляет 4 процента. Система мер, направленных на привлечение молодых специалистов в общеобразовательные учреждения, включает ряд мероприятий:
материальное стимулирование. С этой целью внесены изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 ноября 2008 г. № 349 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки". В соответствии с указанным Примерным положением коэффициент, с использованием которого определяется размер оклада молодых специалистов, уже увеличен в три раза (с 0,1 до 0,3 к окладу) и будет устанавливаться им до наступления стажа работы 3 года. Наряду с этим планируется расширить меры материальной и моральной поддержки в муниципалитетах, где существуют проблемы с привлечением молодых кадров. Мерами поддержки молодых учителей являются 100-процентная надбавка к должностному окладу, ежемесячная доплата к окладу в размере 1000 рублей и более, оплата проезда молодого учителя и т.д.;
меры государственной поддержки в улучшении жилищных условий, определенные Указом Главы Чувашской Республики от 21 июня 2012 г. № 69 "О мерах государственной поддержки молодых учителей общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике в улучшении жилищных условий" (далее - Указ): субсидирование первоначальных взносов в размере 20 процентов от суммы ипотечного кредита; возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам в размере 4 процентов годовых. В 2013 году в рамках Указа не менее 66 молодых учителей улучшат жилищные условия (в 2012 году жилищные условия улучшили 35 молодых учителей). Общий объем государственной поддержки на первоначальные взносы по ипотечным кредитам молодым учителям составит более 16 млн. рублей.
Поддержка молодых семей и молодых специалистов в строительстве (приобретении) жилья также будет осуществляться в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. № 87 "О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий", республиканской целевой программы "Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2013 года", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2002 г. № 335.
Проведение в республике указанных мероприятий позволит привлечь молодых специалистов на работу в общеобразовательные учреждения. В целом в 2013 году планируется трудоустроить в общеобразовательные учреждения более 300 молодых специалистов (2012 г. - 240 человек).

Раздел III. Основные направления модернизации системы
общего образования Чувашской Республики
на период до 2020 года

Основными стратегическими целями развития образования в Чувашской Республике до 2020 года являются:
формирование духовно и физически здоровой, культурной, конкурентоспособной, социально и профессионально мобильной личности, владеющей нормами межличностного взаимодействия и способной обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом;
создание и развитие конкурентоспособной и социально ориентированной системы непрерывного образования, обеспечивающей инновационное развитие экономики Чувашской Республики.
С учетом стратегических ориентиров развития общего образования в Российской Федерации до 2020 года в Чувашской Республике на базе школ будут сформированы образовательно-информационные центры, соответствующие всем требованиям к условиям организации образовательного процесса и интегрированные в глобальное сетевое общество, с введением института педагогов-менеджеров, гибко управляющих образовательными траекториями граждан.
Планируется в срок до 2020 года за счет строительства новых и реконструкции существующих зданий довести долю школ, отвечающих современным требованиям, до 100 процентов.
Дальнейшее развитие получат организационно-экономические модели и механизмы финансирования школ, начнется постепенный переход от финансирования образовательных программ к финансированию индивидуальных образовательных потребностей личности. Будет внедрена эффективная система индикаторов для оценки реализации степени достижения поставленных целей.
На всех уровнях школьного образования новые ФГОС обеспечат переход к деятельностной парадигме образования, развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Будут созданы условия для наделения управляющих советов школ широкими управленческими полномочиями по решению вопросов определения и выбора программ развития школ, организации образовательного процесса, развития кадровых ресурсов, укрепления материально-технической базы.
Планируется работа по коренной модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечению ее опережающего развития по отношению к развитию школы. Появятся инновационные стажировочные площадки для тиражирования передовых практик, эффективные механизмы участия родителей, ассоциаций учителей, руководителей школ и других институтов гражданского общества в управлении образованием и оценке его качества.
Планируемые результаты развития общего образования в Чувашской Республике на период до 2018 года:
отношение среднемесячной заработной платы учителей к заработной плате в экономике - 100 процентов;
отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами ЕГЭ - 1,42;
удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций - 24 процента;
удельный вес общеобразовательных организаций, в которых оценка деятельности руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности, - 100 процентов;
удельный вес численности школьников, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA), в общей численности школьников, принявших участие в указанных исследованиях:
международное исследование (PIRLS) - 98 процентов;
международное исследование (TIMSS):
математика (4 класс) - 96 процентов;
математика (8 класс) - 92 процента;
естествознание (4 класс) - 97 процентов;
естествознание (8 класс) - 96 процентов;
международное исследование (PISA):
читательская грамотность - 74 процента;
математическая грамотность - 73 процента;
естественнонаучная грамотность - 80 процентов.
Реализация мероприятий по решению поставленных задач будет осуществляться в рамках государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 декабря 2011 г. № 589; республиканских целевых программ в сфере образования в Чувашской Республике на 2011 - 2020 годы, принятых постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. № 293.
В приложениях № 1 и 2 к Комплексу мер в 2013 году и на период до 2020 года представлены план-график повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике, план-график реализации мероприятий по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2013 году по кварталам.





Приложение № 1
к Комплексу мер по модернизации
системы общего образования
Чувашской Республики в 2013 году
и на период до 2020 года

ПЛАН-ГРАФИК
ПОВЫШЕНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В плане-графике указаны планируемые размеры фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике (в рублях), а также процент увеличения значения данного показателя по отношению к его значению в предыдущем квартале.
Повышение фонда оплаты труда осуществляется посредством увеличения подушевых нормативов финансирования реализации общеобразовательными учреждениями программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Наименование показателя
I квартал 2013 года
II квартал 2013 года
III квартал 2013 года
IV квартал 2013 года
Размер фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации, рублей
535299900
562064900
590168100
691086800
Процент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации по отношению к его значению в предыдущем квартале
5,0
5,0
5,0
17,1





Приложение № 2
к Комплексу мер по модернизации
системы общего образования
Чувашской Республики в 2013 году
и на период до 2020 года

ПЛАН-ГРАФИК
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В 2013 ГОДУ ПО КВАРТАЛАМ

Наименование мероприятия
Срок реализации мероприятия
Наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию мероприятия
I квартал 2013 года
II квартал 2013 года
III квартал 2013 года
IV квартал 2013 года
1
2
3
4
5
6
Согласование комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования в Министерстве образования и науки Российской Федерации
февраль



Минобразования Чувашии
Подписание соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на модернизацию региональной системы общего образования с Министерством образования и науки Российской Федерации
март



Минобразования Чувашии
Утверждение комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования в 2013 году распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики
март



Минобразования Чувашии
Внесение изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
февраль



Минобразования Чувашии, Минфин Чувашии
Подготовка конкурсной документации на проведение аукционов на приобретение:




Минобразования Чувашии
компьютерного оборудования
март



школьных автобусов
март



оборудования для школьных столовых
март - апрель



школьного учебного оборудования

апрель


спортивного оборудования

апрель


учебной, справочной и художественной литературы
март - апрель



Проведение аукционов на поставки товаров, оказание услуг

апрель - май


Минобразования Чувашии
Распределение средств субсидий федерального бюджета, предусмотренных на проведение капитального ремонта, бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов
март



Минобразования Чувашии
Организация ремонтных работ в образовательных учреждениях

май - июнь
июль - август

Минобразования Чувашии, органы местного самоуправления
(по согласованию)
Организация проведения курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений муниципальных районов и городских округов
март

сентябрь

Минобразования Чувашии
Поставка оборудования, автобусов и литературы образовательным учреждениям


июль - август

Минобразования Чувашии
Контроль за целевым и эффективным использованием автобусов и оборудования образовательными учреждениями



октябрь -
декабрь
Минобразования Чувашии, Минфин Чувашии
Мониторинг заработной платы
ежемесячно
Минобразования Чувашии, органы местного самоуправления
(по согласованию)
Информационное сопровождение хода реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования
регулярное обновление информации
на сайтах Минобразования Чувашии
и школ республики
Минобразования Чувашии
ежемесячные публикации в печатных средствах массовой информации
Подготовка и сдача отчетов об использовании средств федерального бюджета, предоставленных на модернизацию региональной системы общего образования в 2013 году, в Министерство образования и науки Российской Федерации
ежеквартально
Минобразования Чувашии


------------------------------------------------------------------