Решение Чувашского УФАС России от 24.05.2013 по делу N 33/04-АМЗ-2012 <О прекращении производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, выразившимся в злоупотреблении доминирующим положением в части установления необоснованных цен на услуги по сбору, вывозу ТБО>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2013 г. по делу № 33/04-АМЗ-2012
Результативная часть решения оглашена 24 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 7 июня 2013 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 33/04-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Винокуровой Н.Ю. - зам. руководителя управления - начальника отдела товарных рынков (Председатель Комиссии);
Иванова Н.Д. - заместителя начальника отдела товарных рынков (член Комиссии);
Карповой Е.Ю. - старшего специалиста 1 разряда отдела товарных рынков (член Комиссии).
при участии в заседании:
от лица ответчика ООО "Ж."
- С. директор Общества,
- Я. без доверенности,
рассмотрев материалы дела № 33/04-АМЗ-2012 в отношении ООО "Ж." <...> по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
установила:
В январе 2012 года Чувашским УФАС России были сделаны запросы в адрес администраций районов и городов Чувашской Республики о представлении информации по хозяйствующим субъектам, осуществляющим сбор, вывоз и утилизация ТБО на подведомственной им территории.
Согласно письму Администрации Красночетайского района от 10.02.2012 № 04/03-07-294 ООО "Ж." является единственной организацией, осуществляющей сбор, вывоз и утилизацию ТБО в Красночетайском районе.
Тариф ООО "Ж." на 2010 - 2011 год составил:
Таблица 1
Наименование хозсубъекта
2010 г.
2011 г.
Тариф на сбор и вывоз ТБО, руб/куб. м
Тариф на утилизацию ТБО, руб/куб. м
Объем оказанных услуг по сбору и утилизации в куб. м
Тариф на сбор и вывоз ТБО, руб/куб. м
Тариф на утилизацию ТБО, руб/куб. м
Объем оказанных услуг по сбору и утилизации в куб. м
ООО "Ж."
При этом как было установлено в ходе проведенного анализа в Комсомольском р-не ЧР тариф на сбор и вывоз ТБО на 2011 год составил ... руб/куб. м, в Урмарском р-не ЧР - ... руб/куб. м, в Чебоксарском р-не - ... руб/куб. м, в Ядринском р-не - ... руб/куб. м, в г. Новочебоксарск - ... руб/куб. м.
Чувашским УФАС России проведен анализ рынка оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО в Красночетайском р-не Чувашской Республики за 2010 и 2011 гг. В ходе анализа было установлено, что на указанном рынке ООО "Ж." занимает долю более 50% при оказании услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО.
Следовательно, положение ООО "Ж." по нормам п. 1 части 1 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" является доминирующим.
Приказом от 08.10.2012 № 412 ООО "Ж." включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.
В связи с наличием в действиях ООО "Ж." признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" было возбуждено дело № 33/04-АМЗ-2012 по нарушениям выразившимся в злоупотреблении доминирующим положением в части установления необоснованных цен на услуги по сбору, вывоз ТБО в Красночетайском районе Чувашской Республики.
В ходе рассмотрения дела были заслушаны доводы ответчика по делу.
Представители ООО "Ж." нарушения антимонопольного законодательства не признали и с доводами Чувашского УФАС России не согласились.
Пояснили, что затраты, понесенные Обществом при оказании услуг по сбору, вывозу ТБО обоснованы и подтверждены соответствующими документами.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам.
Федеральный закон "О защите конкуренции" содержит запрет осуществления хозяйствующими субъектами действий, представляющих собой монополистическую деятельность, то есть злоупотребление доминирующим положением на рынке (статья 10), соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами, запрещенные антимонопольным законодательством (статья 11).
Под доминирующим, с позиций указанного закона, понимается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
1. Согласно результатам проведенного Чувашским УФАС России анализа рынка оказания услуг по сбору, вывозу и утилизацию ТБО в Красночетайском р-не Чувашской Республики за 2010 и 2011 гг. ООО "Ж." занимает долю на указанном рынке более 50% (аналитическая записка приобщена к материалам дела).
Следовательно, положение ООО "Ж." на рынке услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО в Красночетайском районе по нормам пункта 1 части 1 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" является доминирующим.
Приказом от 08.10.2012 № 412 ООО "Ж." включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.
Статьей 10 Закона "О защите конкуренции" для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением.
Комиссией управления проведен сравнительный анализ цен на услуги по вывозу ТБО ООО "Ж." с иными организациями Чувашской Республики.
Так, к примеру, стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО в г. Новочебоксарск на 2011 составила ... руб. за 1 куб. м, в Комсомольском районе - ... руб. за 1 куб. м, в Урмарском р-не - ... руб. за 1 куб. м, в Чебоксарском р-не - ... руб. за 1 куб. м, в Ядринском р-не - ... руб. за куб. м Тариф МУП "Водоканал Ибресинского района" соответственно ... руб. за 1 куб. м.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что цена, установленная ООО "Ж." на услуги по сбору и вывозу ТБО на 2011 год превышает цену, установленную хозяйствующими субъектами на сопоставимом рынке.
2. Экономически обоснованный тариф это размер платы за сбор, вывоз ТБО, обеспечивающий минимально необходимый уровень возмещения затрат на расширенное воспроизводство с учетом принятой собственником программы развития при соблюдении стандартов качества услуг.
Письмом от 24.09.2012 № 149 ООО "Ж." представило расшифровку затрат понесенных Обществом при оказании услуг по сбору и вывозу ТБО (таблица 2).
Таблица 2
Затраты на сбор и вывоз ТБО
2010 год
отклонение факта от плана за 2010 г.
2011 год
план
факт
план
факт
за 1 куб. м
в тыс. Руб. в целом по обществу
за 1 куб. м
в тыс. Руб. в целом по обществу
за 1 куб. м
в тыс. Руб. в целом по обществу
за 1 куб. м
в тыс. Руб. в целом по обществу
за 1 куб. м
в тыс. Руб. в целом по обществу
ГСМ
Амортизация
Заработная плата
Страховые взносы
Аренда мусоровоза
Ремонт мусоровоза
Страховка автомашины
Налог (НДС)
Прочие затраты
Всего затрат:
Затрат на утилизацию ТБО
......
Всего затрат
Продолжение таблицы 2
Затраты на сбор и вывоз ТБО
2012 год
2012 год
план
факт
за 1 куб. м
в тыс. Руб. в целом по обществу
за 1 куб. м
в тыс. Руб. в целом по обществу
ГСМ
Амортизация
Заработная плата
Страховые взносы
Аренда мусоровоза
Ремонт мусоровоза
Страховка автомашины
Налог (НДС)
Прочие затраты
Всего затрат:
Затрат на утилизацию ТБО
......
Всего затрат
Проанализировав данные статьи затрат, документы и материалы представленные Обществом, Комиссией установлено следующее.
В качестве обоснования статьи затрат "ГСМ" Обществом предоставлены копии путевых листов, расчет хронометража пробега спецтехники.
В качестве обоснования статьи затрат "Амортизация" представлен расчет амортизационных отчислений.
В качестве обоснования статьи затрат "заработная плата" представлено штатное расписание сотрудников ООО "Ж." и должностная инструкция водителя, оператора, рабочего.
В качестве обоснования статьи затрат "Страховые взносы" представлен расчет страховых взносов.
В качестве обоснования статьи затрат "Аренда мусоровоза" представлен договор № 36/2011 от 15 июня 2011 года аренды транспортного средства, являющегося муниципальной собственностью Красночетайского района.
В качестве обоснования затрат "ремонт мусоровоза" представлены копии счет-фактур и актов выполненных работ.
В качестве обоснования статьи затрат "прочие затраты" представлена оборотно-сальдовая ведомость по счету 26.
На основании представленных доказательств Комиссия Чувашского УФАС России признала обоснованными затраты ООО "Ж." и не установила несоответствия цены услуги Общества его расходам и прибыли.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 29, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия
решила:
1. В связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, рассмотрение дела в отношении ООО "Ж." № 33/04-АМЗ-2012 прекратить.
Председатель комиссии
Н.Ю.ВИНОКУРОВА
Члены Комиссии
Н.Д.ИВАНОВ
Е.Ю.КАРПОВА
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
------------------------------------------------------------------