По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.06.2013 по делу N А79-12741/2012 <Исковые требования о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки удовлетворены, поскольку являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. по делу № А79-12741/2012

Резолютивная часть решения объявлена 18.06.2013.
Полный текст решения изготовлен 25.06.2013.

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
индивидуального предпринимателя К., ОГРНИП 304213836500287, ИНН 212500286522,
к Администрации города Шумерля Чувашской Республики, 429120, Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Октябрьская, д. 20, ИНН 2125002448,
индивидуальному предпринимателю Е., ОГРНИП 304213834500282, ИНН 212500146740,
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике,
о признании договора аренды земельного участка недействительным,
при участии:
истца ИП К.,
ответчика ИП Е.,

установил:

индивидуальный предприниматель К. обратился в суд с иском к Администрации города Шумерля Чувашской Республики, индивидуальному предпринимателю Е. о признании недействительным договора аренды земельного участка от 11.01.2012 № 4, применении последствий недействительности сделки.
Исковые требования мотивированы тем, что договор аренды земельного участка от 11.01.2012 № 4 заключен ответчиками без проведения торгов.
Определением суда от 15.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
В ходе рассмотрения дела истец представил уточнение исковых требований в части применения реституции - просил прекратить запись в Едином государственном реестре прав о регистрации оспариваемого договора аренды.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение истцом исковых требований в части реституции судом принято.
Определением суда от 18.12.2012 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу конечного судебного акта Арбитражного суда Чувашской Республики по делу № А79-13267/2012.
Определением суда от 06.05.2013 производство по делу возобновлено.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил исковые требования - просил признать недействительным договор аренды земельного участка от 11.01.2012 № 4, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, как не соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнение истцом требований судом принято.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме с учетом уточнения и дополнения исковых требований.
Ответчик - Е. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в ранее представленном отзыве.
Ответчик - Администрация города Шумерля Чувашской Республики, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, явку полномочного представителя в суд не обеспечил. Представленным ранее отзывом от 04.12.2012 № 50 в удовлетворении исковых требований просил отказать, указав на то, что истец не является заинтересованным лицом, которое может обратиться в суд с требованием о применении последствий недействительности сделки. Указал на то, что представленное истцом заявление в адрес администрации города Шумерля о предоставлении земельного участка не соответствовало требованиям законодательства, а именно - в заявке не был указан почтовый адрес и не были приложены копии паспорта и свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, представленным отзывом от 03.12.2012 разрешение исковых требований оставило на усмотрение суда; просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика - Администрации города Шумерля Чувашской Республики и третьего лица.
Выслушав сторон, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом, имеют преюдициальное значение при рассмотрении спора с участием тех же лиц.
В рамках дела № А79-13267/2012 Администрация города Шумерля Чувашской Республики обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о признании недействительными решения и предписания от 31.08.2012 по делу № 119/05-АМЗ-2012.
В обоснование заявленного требования указывается, что по результатам рассмотрения дела № 119/05-АМЗ-2012 комиссия Управления ФАС по Чувашской Республике признала в действиях администрации города нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и выдала ей предписание о прекращении нарушения законодательства путем отмены актов, которыми земельный участок с кадастровым номером 21:05:010148:85, общей площадью 64 кв. м, расположенный по ул. Коммунальная г. Шумерля, предоставлен Е. без проведения торгов.
Решением суда от 25.01.2013 Администрации города Шумерля Чувашской Республики отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 31.08.2012 по делу № 119/05-АМЗ-2012.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2013 решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.01.2013 по делу № А79-13267/2012 отменено в части отказа Администрации города Шумерля Чувашской Республики в удовлетворении требования о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 31.08.2012 по делу № 119/05-АМЗ-2012; признано недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 31.08.2012 по делу № 119/05-АМЗ-2012; в остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.01.2013 по делу № А79-13267/2012 оставлено без изменения.
В ходе рассмотрения указанного дела судом установлены следующие обстоятельства.
В ходе проведения проверки Управлением ФАС по Чувашской Республике - Чувашии возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Администрации города Шумерля. Поводом к возбуждению дела послужило заявление индивидуального предпринимателя К. по вопросу непроведения городской администрацией торгов (аукциона) на право заключения договора аренды земельного участка.
Решением Управления ФАС по Чувашской Республике - Чувашии от 31.08.2012 Администрация города Шумерля признана нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и ей предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем отмены актов о предоставлении земельного участка в аренду без предоставления торгов.
В газете "Вперед" от 04.11.2011 опубликовано объявление Администрации города Шумерля о том, что в аренду предоставляется земельный участок из земель населенных пунктов для целей, не связанных со строительством, по адресу: г. Шумерля, ул. Коммунальная, в кадастровом квартале 21:05:010148, площадью 64 кв. м, для размещения павильона.
В объявлении указано о необходимости обращения в отдел строительства и архитектуры администрации города для целей получения земельного участка в аренду в течение 15 дней со дня публикации объявления, а также о том, что в случае регистрации двух или более заявок на аренду земельного участка будет проведен аукцион.
С заявлением о предоставлении земельного участка в указанном объявлении кадастровом квартале в администрации города 07.11.2011 обратился Е., аналогичное заявление о предоставлении земельного участка в Администрацию города Шумерля подано индивидуальным предпринимателем К. При этом на обоих заявлениях имеется отметка администрации города об их принятии.
На обращение К. Администрация города Шумерля письмом от 12.12.2011 № 4931 потребовала от него предоставления схемы расположения земельного участка для размещения павильона в кадастровом квартале 21:05:010148.
Изложенное выше свидетельствует, что в городскую администрацию поступили два заявления о выделении (предоставлении) одного и того же земельного участка.
Вместе с тем, постановлением и.о. главы Администрации города Шумерля от 26.12.2011 № 1153 испрашиваемый земельный участок без проведения торгов предоставлен Е. Во исполнение упомянутого постановления 11.01.2012 между Администрацией города Шумерля и Е. заключен договор аренды земельного участка от 11.01.2012 № 4, который зарегистрирован Управлением Росреестра по Чувашской Республике 15.02.2012.
Вышеуказанные обстоятельства, установленные при разрешении дела № А79-13267/2012, при рассмотрении настоящего дела не подлежат доказыванию.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В соответствии с частью первой статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
8) создание дискриминационных условий;
9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Администрация города Шумерля нарушила часть первую статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку заключила с индивидуальным предпринимателем Е. договор аренды земельного участка от 11.01.2012 № 4 без проведения конкурса, тем самым предоставила индивидуальному предпринимателю Е. преимущественные условия деятельности на земельном участке с кадастровым номером 21:05:0101148:85. При наличии двух заявок Администрация города Шумерля обязана была провести торги по предоставлению земельного участка в аренду.
При изложенных обстоятельствах, суд считает заключенный Администрацией города Чебоксары и индивидуальным предпринимателем Е. договор аренды земельного участка от 11.01.2012 № 4 ничтожным, поскольку для его заключения требовалось обязательное проведение торгов. В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, что означает для индивидуального предпринимателя Е. недействительность заключенного с Администрацией города Шумерля договора аренды земельного участка от 11.01.2012 № 4 с момента его оформления.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по государственной пошлине суд относит на ответчиков по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от 11.01.2012 № 4, заключенный Администрацией города Шумерля Чувашской Республики и индивидуальным предпринимателем Е.
Прекратить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 11.01.2012 № 4, заключенного Администрацией города Шумерля Чувашской Республики и индивидуальным предпринимателем Е.
Взыскать с Администрации города Шумерля Чувашской Республики в пользу индивидуального предпринимателя К. <...> расходов по государственной пошлине.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Е. в пользу индивидуального предпринимателя К. <...> расходов по государственной пошлине.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


------------------------------------------------------------------