По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.06.2013 по делу N А79-3704/2013 <Заявленные требования о привлечении к административной ответственности за нарушение требований санитарно-эпидемиологического благополучия человека удовлетворены, так как не представлены доказательства устранения выявленных нарушений>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. по делу № А79-3704/2013

Резолютивная часть решения оглашена 19.06.2013.
Мотивированное решение изготовлено 26.06.2013.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии под председательством судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в лице Территориального отдела в городе Новочебоксарск к открытому акционерному обществу "Моргаушский молочный завод" о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в лице Территориального отдела в городе Новочебоксарск (далее - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарск, Территориальный отдел) обратилось в суд с заявлением о привлечении открытому акционерному обществу "Моргаушский молочный завод" (далее - ОАО "Моргаушский молочный завод", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что при проведении административного расследования в отношении общества выявлено нарушение требований санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
Так, на емкостях с моющими, дезинфицирующими средствами и дезинфицирующими растворами отсутствует маркировка, наименование препарата, дата приготовления, концентрация и указание целей применения.
Холодильная камера для хранения готовой продукции не оборудована термометрами для контроля температурных условий хранения готовой продукции, деревянные доски на стеллажах от сырости почернели. В день проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы в холодильной камере в полиэтиленовых мешках хранится творог без указания даты выработки (производства).
На работу допускаются лица, не прошедшие профессионального гигиенического обучения. Территория предприятия не разделена на зоны - предзаводскую, производственную, хозяйственно-складскую.
По указанным обстоятельствам 30.04.2013 должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарск в отношении общества составлен протокол № 338 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В судебное заседание Территориальный отдел своего представителя не направил.
ОАО "Моргаушский молочный завод" отзыв на заявление не представило, требования не оспорило. Явку своего представителя на слушание дела также не обеспечило, несмотря на получение определения суда от 21.05.2013.
В порядке части 4 статьи 137 и статей 123 и 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом определено разрешить дело по существу в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проанализировав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что открытое акционерное общество "Моргаушский молочный завод" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.07.1997, сведения о чем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1022102628371.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, одним из видов деятельности общества является переработка молока и производство сыра (код ОКВЭД 15.51).
В Территориальный отдел из Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии поступила информации о выявлении в гипермаркете "Карусель" общества с ограниченной ответственностью "Сладка жизнь Н.Н.", расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Калинина, дом 105А, творога с массовой долей жира 5% и варенца с массовой долей жира 2,5%, произведенных обществом и несоответствующих требованиям Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
В этой связи 02.04.2013 должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарск было вынесено определение № 07 о возбуждении в отношении ОАО "Моргаушский молочный завод" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В рамках административного расследования определением от 04.04.2013 была назначена и поручена федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" в лице филиала в г. Новочебоксарск санитарно-эпидемиологическая экспертиза не предмет соответствия требованиям санитарного законодательства и Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" процесса приемки, хранения и переработки сырья и готовой продукции при производстве творога с массовой долей жира 5% и варенца с массовой долей жира 2,5%, произведенных обществом, а также самой продукции.
Согласно выводам эксперта, отраженным в экспертном заключении санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) от 19.04.2013 № 49, на емкостях с моющими, дезинфицирующими средствами и дезинфицирующими растворами отсутствует маркировка, наименование препарата, дата приготовления, концентрация и указание целей применения.
Холодильная камера для хранения готовой продукции не оборудована термометрами для контроля температурных условий хранения готовой продукции, деревянные доски на стеллажах от сырости почернели. В день проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы в холодильной камере в полиэтиленовых мешках хранится творог без указания даты выработки (производства).
На работу допускаются лица, не прошедшие профессионального гигиенического обучения. Территория предприятия не разделена на зоны - предзаводскую, производственную, хозяйственно-складскую.
В этой связи, Территориальный отдел письмом от 24.04.2013 № 617, полученным обществом 26.04.2013 заказной корреспонденцией по адресу: с. Моргауши Моргаушского района Чувашской Республики, ул. Чапаева, дом 65, сообщил ОАО "Моргаушский молочный завод" о составлении 30.04.2013 в 11 час. протокола об административном правонарушении.
Представитель общества в ходе составления протокола № 338 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, выявленные нарушения не оспорил и указал, что нарушения будут устранены.
Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" требования к производству продуктов переработки молока распространяются на юридических и физических лиц, занятых в сфере производства и (или) реализации продуктов переработки молока на территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона мойка и дезинфекция производственных помещений, оборудования, инвентаря, тары, транспортных средств должны обеспечивать безопасность продуктов переработки молока, предотвращать возможность вторичного их загрязнения и проводиться с периодичностью, установленной программой производственного контроля.
Средства, используемые для проведения мойки и дезинфекции, должны быть экологически безопасными и разрешенными для использования в пищевой промышленности федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей (часть 2 статьи 10 Федерального закона).
Кроме этого, Санитарными правилами и нормами "СанПиН 2.3.4.55196. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы. Сырье). Производство молока и молочных продуктов.", утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 04.10.1996 № 23 (далее - СанПиН 2.3.4.551-96), в пункте 11.1 установлено, что оборудование, аппаратура, инвентарь, молокопроводы должны подвергаться тщательной мойке и дезинфекции в соответствии с "Инструкцией по санитарной обработке оборудования на предприятиях молочной промышленности" и "Инструкцией по санитарной обработке оборудования при производстве жидких, сухих и пастообразных молочных продуктов детского питания". Допускается использование сертифицированных импортных моющих и дезинфицирующих средств.
В нарушение приведенных норм, на емкостях с моющими, дезинфицирующими средствами и дезинфицирующими растворами отсутствует маркировка, наименование препаратов, дата приготовления, концентрация и указание целей применения.
Исходя из положений части 4 статьи 8 Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" оценка соответствия требований безопасности технологических процессов производства и реализации продуктов переработки молока осуществляется при их проектировании. Контроль за соблюдением таких требований осуществляется изготовителем при организации производства, а также на всех этапах производственного процесса (производство, хранение, перевозка, реализация продуктов переработки молока, использование, переработка или утилизация не соответствующих установленным требованиям продуктов переработки молока и образующихся отходов).
Пунктом 12.33 СанПиН 2.3.4.551-96 предусмотрено, что температура и влажность в камере или складе хранения готовой продукции, а также порядок и сроки реализации готовой продукции должны контролироваться лабораторией 2 - 3 раза в смену. Результаты контроля должны быть зафиксированы в специальном журнале камеры.
Помимо этого для борьбы с плесенью камеры, коридоры, воздушные каналы с воздухоохладителями обрабатывают антисептолом или раствором хлорной извести, а сильно запущенные камеры, не поддающиеся обработке указанными средствами, - препаратом Ю-5 (оксидифенолят натрия) (пункт 12.37 СанПиН 2.3.4.551-96).
Данные требования обществом также не соблюдаются, поскольку по результатам административного расследования было выявлено, что холодильная камера для хранения готовой продукции не оборудована термометрами для контроля температурных условий хранения готовой продукции, деревянные доски на стеллажах от сырости почернели.
В пункте 12.32 СанПиН 2.3.4.551-96 установлено, что маркировка продукции должна производиться строго в соответствии с нормативной документацией. Однако в день проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы установлено хранение в холодильной камере творога в полиэтиленовых мешках без указания даты выработки (производства).
Вместе с тем, ОАО "Моргаушский молочный завод" не может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, за допущение к работе лиц, не прошедших профессионального гигиенического обучения, поскольку в данной части событие административного правонарушения полностью не описано, не указаны фамилии работников общества, а также с какого времени они приняты на работу.
В силу положений пункта 4.3 СанПиН 2.3.4.551-96 территория молочного предприятия должна иметь четкое деление на функциональные зоны: предзаводскую, производственную и хозяйственно-складскую.
В предзаводской зоне следует размещать здание административных и санитарно-бытовых помещений, контрольно-пропускной пункт, площадку для стоянки личного транспорта, а также площадку для отдыха персонала.
В производственной зоне следует размещать производственные здания; склады пищевого сырья и готовой продукции, площадки для транспорта, доставляющего сырье и готовую продукцию, котельную (кроме работающей на жидком и твердом топливе), ремонтно-механические мастерские.
В хозяйственно-складской зоне следует размещать здания и сооружения подсобного назначения (градирни, насосные станции, склады аммиака, смазочных масел, топлива, химических реагентов, котельную на жидком и твердом топливе, площадки или помещения для хранения резервных строительных материалов и тары, площадки с контейнерами для сбора мусора, дворовые туалеты и т.п.).
В самостоятельную зону должна быть выделена зона строгого режима вокруг артскважин и подземных резервуаров для хранения воды, а также выдержана санитарно-защитная зона от очистных сооружений до производственных зданий.
В нарушение приведенных положений территория общества не разделена на зоны - предзаводскую, производственную, хозяйственно-складскую.
На основании вышеизложенного следует признать, что ОАО "Моргаушский молочный завод" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Объективная сторона данного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении изготовителем технических регламентов и обязательных требований к процессам производства.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 названного постановления указывается, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, квалификация правонарушения в качестве малозначительного не зависит от состава административного правонарушения.
Суд приходит к выводу, что допущенные со стороны ОАО "Моргаушский молочный завод" нарушения, содержат угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при производстве продовольственных товаров создает серьезную угрозу причинения вреда жизни и здоровью конечных потребителей указанной продукции. При этом суд учитывает, что в нарушение принципа состязательности арбитражного процесса обществом не представлены доказательства устранения выявленных нарушений.
Таким образом суд считает, что совершенное обществом правонарушение нельзя признать малозначительным.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В этой связи суд считает необходимым привлечь ОАО "Моргаушский молочный завод" к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
При этом суд учитывает, что КоАП РФ не содержит положений, исключающий возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, признанных несостоятельным (банкротами).
Вопрос о судебных расходах не рассматривается, так как действующим законодательством не предусмотрена оплата госпошлины при рассмотрении арбитражным судом заявлений о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь открытое акционерное общество "Моргаушский молочный завод", с. Моргауши Чувашской Республике (ОГРН - 1022102628371, ИНН - 2112000387) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа на сумму 100 000 руб. (сто тысяч рублей).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя - Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии), КПП - 213001001, расчетный счет получателя платежа - 40101810900000010005 в ГРКЦ НБ ЧР Банка России, БИК - 049706001, ИНН - 2129056878, код бюджетной классификации - 14111628000016000140, код ОКАТО - 97410000000, назначение платежа - административный штраф.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------