Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.06.2013 по делу N А79-2275/2013 <О признании пунктов 1, 2, 3 постановления администрации города Чебоксары от 20.03.2013 N 709, пунктов 1, 1.1, 1.2, 2, 3 постановления администрации города Чебоксары от 22.05.2013 N 1605 соответствующими Гражданскому кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ и Федеральному закону от 29.12.2004 N 191-ФЗ>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2013 г. по делу № А79-2275/2013
Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2013 года. Полный текст решения изготовлен 28 июня 2013 года.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи,
судей,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Стройтрест-2", г. Чебоксары,
к администрации города Чебоксары Чувашской Республики
о признании недействующими пунктов 1, 2, 3 постановления от 20.03.2013 № 709 "О развитии застроенной территории площадью 14,2965 га микрорайона "В", ограниченной улицами Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина в г. Чебоксары", пунктов 1, 1.1, 1.2, 2, 3 постановления от 22.05.2013 № 1605 "О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 20.03.2013 № 709 "О развитии застроенной территории площадью 14,2965 га микрорайона "В", ограниченной улицами Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина в г. Чебоксары",
заинтересованное лицо - прокуратура Чувашской Республики,
при участии:
от заявителя - Е. по доверенности от 22.05.2013,
от администрации г. Чебоксары - Я. по доверенности от 19.06.2013 № 29/01-2308,
от прокуратуры Чувашской Республики - прокурор отдела И.,
установил:
закрытое акционерное общество "Стройтрест-2" (далее - ЗАО "Стройтрест-2", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация) о признании недействующим постановления от 20.03.2013 № 709 "О развитии застроенной территории площадью 14,2965 га микрорайона "В", ограниченной улицами Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина в г. Чебоксары" (далее - Постановление № 709).
Впоследствии ЗАО "Стройтрест-2" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменило предмет заявления, просило признать недействующими пункты 1, 2, 3 Постановления № 709, а также пункты 1, 1.1, 1.2, 2, 3 постановления администрации от 22.05.2013 № 1605 "О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 20.03.2013 № 709 "О развитии застроенной территории площадью 14,2965 га микрорайона "В", ограниченной улицами Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина в г. Чебоксары".
Изменение предмета заявления судом принято.
Общество в обоснование заявленных требований указало, что Постановление № 709 препятствует реализации права заявителя, установленного пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ, на владение, пользование, распоряжение имуществом, расположенном на земельном участке с кадастровым номером RU 21304000-0000000000000112. Заявитель считает, что оспариваемое постановление принято администрацией без учета того, что решение по застройке территории микрорайона уже принято ранее по результатам условий двух публичных конкурсов в 2003 - 2005 годах, по ним в то время изданы правовые акты, как о проведении конкурсов, так и по результатам конкурсов. Победителем тех конкурсов признано общество, администрацией изданы акты о предоставлении заявителю функций заказчика - застройщика. Никаких нарушений действующего на тот момент законодательства при проведении конкурсов допущено не было, соответственно, право застройки принадлежит ЗАО "Стройтрест-2". Последующее изменение земельного и градостроительного законодательства не имеет обратной силы, поэтому требование о повторном проведении торгов необоснованно. При этом решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии по делу № А79-5165/2011 администрации отказано в удовлетворении иска о расторжении инвестиционного договора от 22.12.2003 № 90 и договора от 27.09.2005, на основании которых обществу принадлежит право заказчика-застройщика на указанной территории.
Общество также указало, что в оспариваемом постановлении приведен перечень домов, подлежащих сносу. Однако эти дома в установленном порядке не признаны аварийными и непригодными для проживания. По условиям проведенных в 2003 и 2005 годах конкурсов эти дома сносятся застройщиком ЗАО "Стройтрест-2" и на их месте возводятся многоквартирные жилые дома.
Подготавливая территорию к застройке, ЗАО "Стройтрест-2" понесло значительные затраты, начато строительство. Согласно отчету № 280/08-10-О о рыночной стоимости объектов незавершенного строительства, исходно-разрешительной, проектной документации, затрат по организации и подготовке строительных площадок рыночная стоимость затрат, связанных с деятельностью по развитию микрорайона "В" составляет 146 946 000 рублей. Согласно отчету № 300/08-12-О имущественные права на утвержденную проектно-сметную документацию на строительство 7-8-этажного жилого дома со встроено-пристроенными предприятиями обслуживания поз. 1 по ул. Фучика г. Чебоксары (блок-секция "В") 111 очередь строительства с положительным заключением государственной экспертизы от 19.05.2008 № 21-1-4-0234-08 составляют 18 179 469 рублей.
ЗАО "Стройтрест-2" признано банкротом. Конкурсная масса частично выставлена на торги, в том числе право на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям 3,5 Мвт-39 стоимостью 725 644 рубля, имущественные права на проектно-сметную документацию блока "В" поз. 1 по ул. Фучика стоимостью 18 179 469 рублей. Частично имущество передано в уставный капитал созданного ОАО "Стройтрест-2" путем замещения активов должника: подготовка территории строительных площадок поз. 2 и поз. 5 в микрорайон "В" по ул. Б.Хмельницкого стоимостью соответственно 39 934 000 рублей и 8 871 000 рублей.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права заявителя, в том числе его право собственности.
Подробно доводы общества изложены в заявлении с дополнениями.
В судебном заседании представитель общества заявление поддержал.
Представитель администрации заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что обязательства по названным заявителем договорам от 2003 и 2005 годов фактически прекращены, что подтверждено решениями Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии.
Представитель прокуратуры Чувашской Республики пояснил, что требования заявителя необоснованны. Вступившими в законную силу судебными актами установлено, что администрация утратила возможность исполнения ранее принятых обязательств по заключению договоров аренды земельных участков для жилищного строительства без проведения новых торгов, поэтому исполнение обязательств по инвестиционному договору от 22.12.2003 № 90 и договору от 27.09.2005 стало невозможным по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает. То есть обязательства сторон по этим договорам прекратились.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд следующее.
26.03.2013 в газете "Чебоксарские новости" опубликовано постановление администрации от 20.03.2013 № 709 "О развитии застроенной территории площадью 14,2965 га микрорайона "В", ограниченной улицами Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина в г. Чебоксары".
Данным постановлением определено, что названная территория является территорией, подлежащей развитию (пункт 1).
Постановлением № 709 утверждена схема развития застроенной территории, утвержден перечень многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу (пункты 2 и 3).
Этим же постановлением отменены постановления администрации от 12.09.2012 № 291 "О развитии застроенной территории площадью 13,56 га, микрорайона "В", ограниченной улицами Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина в городе Чебоксары", и от 20.02.2013 № 476 "О внесении изменения в постановлением администрации города Чебоксары от 12.09.2012 № 291" (пункт 4).
28.05.2013 в газете "Чебоксарские новости" опубликовано постановление администрации от 22.05.2013 № 1605 "О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 20.03.2013 № 709" (далее - Постановление № 1605) (т. 2, л.д. 19).
Согласно пункту 1 Постановления № 1605 в Постановление № 709 внесены следующие изменения: дополнен утвержденный перечень многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу домом № 24 по ул. Щорса (подпункт 1.1), исключен из утвержденного перечня многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, дома № № 55, 57, 61, 87 по ул. Б.Хмельницкого и дом № 58 по ул. Щорса (подпункт 1.2); утверждена схема развития застроенной территории микрорайона "В" от 26.04.2013, ограниченной улицами Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина в городе Чебоксары (пункт 2); схему развития застроенной территории микрорайона "В" от 21.12.2012, ограниченной улицами Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина в городе Чебоксары, решено считать недействительной (пункт 3).
Не согласившись с пунктами 1, 2, 3 Постановления от 20.03.2013 № 709, пунктами 1, 1.1, 1.2, 2, 3 Постановления № 1605, ЗАО "Стройтрест-2" оспорило их в судебном порядке.
Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Вступившим в законную силу решением суда от 21.04.2010 по делу № А79-12317/2009, рассмотренному по иску ЗАО "Стройтрест-2" к администрации города Чебоксары о взыскании убытков, установлены следующие обстоятельства, на которые заявитель ссылается и в настоящем деле.
По результатам экспериментального конкурса согласно протоколу 29.07.2003 между администрацией и ЗАО "Стройтрест-2" (инвестор) подписан инвестиционный договор от 22.12.2003 № 90 (далее - инвестиционный договор), предметом которого явилась деятельность по реконструкции застроенной территории квартала по ул. Фучика д.д. 28/94, 30, 32, 34, 36 города Чебоксары, обозначенной на прилагаемой к договору схеме.
Из пункта 2.1. инвестиционного договора следует, что в обязанности ЗАО "Стройтрест-2" входило:
- осуществление финансирования работ по разработке проектно-сметной документации для реконструкции территории;
- выполнение работ по строительству и модернизации сетей и объектов внеплощадочной инженерно-технической инфраструктуры в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
- финансирование работ по формированию земельных участков, расположенных в пределах реконструируемой территории в соответствии с утвержденным проектом границ, а также постановка их на государственный кадастровый учет;
- заключение договоров аренды сформированных земельных участков;
- обеспечение разработки, согласования, проведения экспертизы и утверждение проектной документации и т.д.
Согласно пункту 2.2. инвестиционного договора в обязанности администрации входило:
- содействие выполнению работ по сбору исходных данных для формирования земельных участков, включая разработку проектно-сметной документации о застройке территории;
- подготовка задания на разработку проекта реконструкции и застройки территории с учетом предложений инвестора;
- подготовка распоряжения главы администрации г. Чебоксары о закреплении земельного участка на период проектирования и проведения реконструкции и застройки территории;
- привлечение по согласованию с ЗАО "Стройтрест-2" к разработке проектно-сметной документации и работам по формированию земельных участков юридических/физических лиц, имеющих соответствующие лицензии, а также организации, ответственные за содержание и развитие сетей инженерно-технического обеспечения;
- содействие в разработке, согласовании, проведении экспертизы, общественном обсуждении проектно-сметной документации на реконструкцию и застройку территории;
- обеспечение предоставления соответствующими организациями технических условий подключения проектируемых объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- подготовка на основании утвержденной проектно-сметной документации на реконструкцию и застройку территории градостроительных требований к использованию земельного участка, обеспечение изготовления кадастровых карт (планов) сформированных земельных участков, установление на местности границ земельных участков, границ действия ограничений и сервитутов;
- организовать выполнение (обновление) топосъемки земельных участков для подготовки проектной документации. Способствовать ЗАО "Стройтрест-2" в подготовке проектной документации;
- обеспечить в установленном порядке приемку построенных объектов;
В соответствии с пунктом 4.2 инвестиционного договора стоимость и сроки оплаты градостроительных, землеустроительных, проектных и иных работ устанавливаются договорами между ЗАО "Стройтрест-2" и указанными специалистами.
Во исполнение условий инвестиционного договора ЗАО "Стройтрест-2" по договорам с различными исполнителями разработан эскизный проект группы жилых домов поз. 1, 2, 3 со встроено-пристроенными предприятиями обслуживания по ул. Фучика, который был концептуально одобрен на градостроительном совете (протокол от 05.08.2005 № 8); получены технические условия на проектирование; выполнены инженерно-геологические изыскания; получено положительное градостроительное заключение от 27.09.2005 № 2687 по эскизному проекту.
Распоряжением администрации от 19.08.2005 № 2976-р утверждены условия выбора заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона "В" ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары, разработанные в соответствии с Положением об организации проведения открытого конкурса по выбору заказчика-застройщика комплексной застройки территорий г. Чебоксары, утвержденным постановлением главы администрации от 03.05.2005 № 141.
27.09.2005 между администрацией и ЗАО "Стройтрест-2" заключен договор о совместном участии в выполнении условий предоставления права заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона "В" по ул. Б.Хмельницкого города Чебоксары.
В соответствии с пунктом 1.1. договора от 27.09.2005 микрорайон "В" ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары - территория, ограниченная с северо-запада, севера, юго-запада санитарной зоной кладбища, улицей Б.Хмельницкого, границей территории базы вневедомственной охраны МВД И Республиканской ГИБДД, с юга - границей территории, ранее предоставленной ЗАО "Стройтрест-2" по конкурсу под реконструкцию жилых домов по ул. Фучика № № 36, 34, 32, 30, 28, с северо-востока, востока и юго-востока - ул. Репина. Площадь участка - 12 га. Эскизный проект микрорайона приложен к договору.
Согласно разделу 2 договора в обязанности ЗАО "Стройтрест-2" входило:
- производить застройку микрорайона в соответствии с графиком, приведенным в приложении № 5, при этом технические условия, в части микрорайонных инженерных коммуникаций и сооружений должны быть полностью выполнены к завершению строительства многоэтажных жилых домов;
- осуществлять строительство и развитие объектов инженерной, транспортной инфраструктуры, включая благоустройство территорий общего пользования, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации данной территории после застройки, за счет собственных и привлеченных средств, в пределах 20 процентов от сметной стоимости коммерческих объектов;
- разработать, обеспечить получение положительного заключения экспертизы и безвозмездно передать Администрации рабочие проекты объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады, объекты культуры) и дорог межмикрорайонного и городского значения, необходимых для эксплуатации данного микрорайона и т.д.
Договор от 27.09.2005 заключен по итогам проведения открытого конкурса по выбору заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона "В" ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары, что подтверждается протоколом заседания конкурсной комиссии от 23.09.2005 № 2, а также распоряжением администрации от 02.11.2005 № 4010-р "Об итогах открытого конкурса по выбору заказчика-застройщика комплексной застройки микрорайона "В" ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары".
Согласно протоколу рабочего совещания при заместителе главы г. Чебоксары от 12.04.2005 № 45 принято решение о финансировании ЗАО "Стройтрест-2" разработки эскизного проекта квартала, ограниченного улицами Репина, Щорса, Б.Хмельницкого и Ю.Фучика, выполняемого проектным институтом "Чувашгражданпроект".
Распоряжением администрации от 28.03.2006 № 859-р (с учетом опечатки, исправленной распоряжением от 18.05.2006 № 1539-р) за ЗАО "Стройтрест-2" закреплены функции заказчика-застройщика территории квартала по ул. Фучика д.д. 28/94, 30, 32, 34, 36 и разрешено использование данной территории под реконструкцию и застройку.
Согласно протоколу Градостроительного совета от 20.04.2007 № 6 проект комплексной застройки микрорайона "В" по ул. Б.Хмельницкого одобрен с учетом предложений и замечаний.
27.04.2007 ЗАО "Стройтрест-2" выдано разрешение на строительство жилого дома поз. 1 № RU21304000-74.
Распоряжением администрации от 08.12.2008 № 4377-р на основании заявок ЗАО "Стройтрест-2" утвержден проект планировки микрорайона "В" по ул. Б.Хмельницкого, Ю.Фучика и Репина г. Чебоксары под комплексную застройку, разработанный ГУП ЧР "Проектный институт "Чувашгражданпроект".
Письмом от 18.08.2009 № 439 ЗАО "Стройтрест-2" обратилось в администрацию с просьбой возместить затраты, понесенные в связи с исполнением им обязательств по заключенным сторонами договорам.
Письмом от 31.08.2009 № 3407 Администрация сообщила, что условие о возмещении затрат ЗАО "Стройтрест-2" будет включено в условия торгов на право заключения договора о развитии застроенной территории микрорайона "В", ограниченной ул. Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина.
Условиями инвестиционного договора и договора от 27.09.2005 предусмотрена обязанность Администрации по поэтапному, по мере формирования земельных участков в пределах территорий, обозначенных в договорах, заключению с ЗАО "Стройтрест-2" договоров аренды этих участков под жилищное строительство.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившей в законную силу с 01.10.2005.
Пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 названного Кодекса.
Названной нормой права изменен порядок предоставления земельных участков под жилищное строительство, так как в отличие от положений статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для указанных целей должны были предоставляться теперь в собственность или в аренду исключительно на аукционе.
Согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в редакции ФЗ от 18.12.2006 № 232-ФЗ) до 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления заявителя без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 года; соглашением предусмотрены осуществления таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
Согласно пункту 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
С введением в действие статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация утратила возможность исполнения ранее принятого на себя обязательства по заключению договоров аренды земельных участков под жилищное строительство без проведения торгов.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа при рассмотрении кассационной жалобы по делу № А79-12317/2009 в постановлении от 18.11.2010 указал следующее.
Учитывая правила статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций правомерно пришли к выводу о том, что администрация в связи с введением в действие упомянутой статьи Земельного кодекса Российской Федерации утратила возможность исполнения ранее принятого на себя обязательства по заключению договоров аренды земельных участков под жилищное строительство без проведения торгов по независящим от нее обстоятельствам, поэтому исполнение сторонами принятых обязательств по инвестиционному договору от 22.12.2003 № 90 и договору от 27.09.2005 стало невозможным по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, вследствие чего обязательства по этим договорам прекратились.
Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии рассмотрено дело № А79-5165/2011 по иску администрации к ЗАО "Стройтрест-2" о признании договоров от 22.12.2003 № 90 и от 27.09.2005 прекращенными на будущее время и обязании ответчика передать документацию, затраты на создание которой взысканы решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.04.2010 по делу № А79-12317/2009.
Вступившим в законную силу решением суда от 09.12.2011 иск администрации удовлетворен в части обязания ответчика передать документацию. В удовлетворении требования о признании договоров прекращенными на будущее время отказано.
При этом суд установил, что договорные отношения между администрацией и ЗАО "Стройтрест-2" (договоры от 22.12.2003 и от 27.09.2005) уже прекратились в связи с невозможностью исполнения в силу статьи 416 ГК РФ, поэтому заявленное администрацией требование не соответствует закону и решению суда по делу № А79-12317/2009.
Кроме того, в связи с прекращением договорных обязательств между сторонами администрация для дальнейшего жилищного строительства в микрорайоне должна проводить аукцион на продажу земельных участков или на продажу права на заключение договоров аренды земельных участков.
Суд при рассмотрении дела № А79-5165/2011 пришел к выводу, что со стороны ЗАО "Стройтрест-2" имело место злоупотребление правом (статья 10 ГК РФ), поскольку общество, находящееся в процессе банкротства (открыто конкурсное производство), без победы на аукционах по приобретению права на земельный участок не может воспользоваться правом на жилищное строительство в микрорайоне "В" ул. Б.Хмельницкого г. Чебоксары, и, соответственно, применить изготовленную документацию.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, установлено, что ЗАО "Стройтрест-2" не имеет права осуществлять жилищное строительство на основании договоров от 22.12.2003 и 27.09.2005, поскольку они фактически прекратили свое действие по независящим от сторон обстоятельствам; для дальнейшего осуществления жилищного строительства в микрорайоне администрация должна провести соответствующий аукцион. ЗАО "Стройтрест-2" не является застройщиком указанной территории.
Следовательно, оспариваемыми пунктами постановлений № 709 и № 1605 не нарушаются права общества, которое не может осуществлять права застройщика без победы на аукционе, который должен проводиться на основании статей 46.1 - 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что на основании договоров, аналогичных договорам от 22.12.2003 и от 27.09.2005, администрация без проведения аукционов предоставляет земельные участки для строительства иным застройщикам, к рассматриваемому спору отношения не имеют.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании нормативного правового акта заявителю необходимо доказать, что данный акт нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае суд пришел к выводу, что нарушения прав и интересов заявителя в указанной сфере не доказано, так как ЗАО "Стройтрест-2" не является застройщиком микрорайона "В" площадью 14,2965 га; исполнение заключенных с администрацией договоров от 22.12.2003 № 90 и от 27.09.2005 не представляется возможным.
Довод заявителя о том, что перечисленные в оспариваемых постановлениях дома, подлежащие сносу, не признаны в установленным порядке аварийными и непригодными для проживания, судом не принимаются. В данном случае заявитель противоречит сам себе, так как в заявлении он указывает, что те же дома должны быть снесены обществом в соответствии с условиями проведенных в 2003 и 2005 годах конкурсов (на которых победителем признано ЗАО "Стройтрест-2"), а на их месте построены новые многоквартирные жилые дома. Кроме того, данное обстоятельство не нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод общества о незаконности оспариваемых постановлений в связи с наличием на территории, обозначенной в постановлениях, имущества ЗАО "Стройтрест-2", также не принимается.
Постановления № 709 и № 1605 приняты на основании статей 45 - 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данные нормы регулируют порядок развития именно застроенной территории, что предполагает наличие на данной территории имущества, в том числе объектов недвижимости.
Если заявитель полагает, что в результате исполнения оспариваемых постановлений ему причиняются убытки, он вправе обратиться в суд с соответствующим иском.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Государственная пошлина относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении заявления отказать.
Признать пункты 1, 2, 3 постановления администрации города Чебоксары от 20.03.2013 № 709 "О развитии застроенной территории площадью 14,2965 га микрорайона "В", ограниченной улицами Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина в г. Чебоксары", пункты 1, 1.1, 1.2, 2, 3 постановления администрации города Чебоксары от 22.05.2013 № 1605 "О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 20.03.2013 № 709 "О развитии застроенной территории площадью 14,2965 га микрорайона "В", ограниченной улицами Б.Хмельницкого, Ю.Фучика, Репина в г. Чебоксары" соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
------------------------------------------------------------------