По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.07.2013 по делу N А79-3241/2013 <Исковые требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности удовлетворены, поскольку у ответчика отсутствовали основания требовать предоставления дополнительных документов, подтверждающих законность создания сооружений вспомогательного использования>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2013 г. по делу № А79-3241/2013

Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2013 года

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Азов", (ОГРН: 1022101277505, ИНН: 2129040395, адрес места регистрации: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Матэ Залка, д. 11)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, (ОГРН 1042129023936, ИНН 2129056028, адрес места регистрации: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 56),
третьи лица - Администрация города Чебоксары и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности,
при участии:
от заявителя - директора Ю.,
от ответчика - К. по доверенности от 29.05.2013, Б. по доверенности от 17.10.2012 № 01-28/72,
от третьего лица - Б. по доверенности от 21.05.2013 № 29/01-1978 (от Администрации города Чебоксары),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Азов" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным отказа от 24.01.2013 по регистрационному делу № 01/316/2012-039 в государственной регистрации права собственности на подземную кабельную сеть связи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса) в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, площадью 2,1 кв. м каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 78 м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309.
Требования основаны на статьях 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы следующим.
ООО "Азов" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 21:01:030405:309 площадью 1945 кв. м для строительства спортивного комплекса. Для эксплуатации здания пункта оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса ООО "Азов" построило объект вспомогательного назначения - подземную кабельную сеть связи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, площадью 2,1 кв. м каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 78 м.
12.12.2012 ООО "Азов" обратилось в Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о регистрации права собственности на подземную кабельную сеть связи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, площадью 2,1 кв. м каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 78 м.
24.01.2013 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике приняло решение об отказе в государственной регистрации права.
В производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находились дела по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Азов" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, в рамках которых заявитель обратился с требованиями по аналогичным основаниям:
- № А79-3242/2013 - о признании незаконным отказа от 24.01.2013 по регистрационному делу № 01/316/2012-038 в государственной регистрации права собственности на подземную водопроводную сеть электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-й медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2,3 кв. м каждая и подземной монолитной железобетонной трубопроводной канализации общей длиной 82 м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309;
- № А79-3243/2013 - о признании незаконным отказа от 24.01.2013 по регистрационному делу № 01/316/2012-037 в государственной регистрации права собственности на подземную кабельную сеть электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-й медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 4 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2 кв. м каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 320 м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309;
- № А79-3244/2013 - о признании незаконным отказа от 24.01.2013 по регистрационному делу № 01/316/2012-040 в государственной регистрации права собственности на надземную теплотрассу на бетонированных металлических опорах литера Т1 (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-й медицинской помощи спортивного комплекса), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309.
Определением суда от 05.06.2013 арбитражные дела № А79-3241/2013, № А79-3242/2013, № А79-3243/2013, и № А79-3244/2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением общего номера А79-3241/2013; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Чебоксары и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
В судебном заседании на основании статьи 163 объявлялся перерыв с 27.06.2013 по 03.07.2013.
В заседании суда представитель заявителя поддержал изложенные в заявлении требования в полном объеме.
Представители ответчика в удовлетворении заявления просили отказать по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:030405:309 согласно актам выбора дополнительного земельного участка от 04.04.2011 и 23.12.2010, договора аренды земельного участка № 287/5117-К от 17.11.2011 обременен охранными зонами водопровода, теплотрассы, электрокабеля, канализации, газопровода, кабеля связи.
Представитель третьего лица - Администрации города Чебоксары разрешение спора оставил на усмотрение суда, указал, что спорные объекты прочно связаны с земельным участком, объекты выполняют вспомогательную функцию для основного объекта - здания пункта оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса по пр. Тракторостроителей 7а.
Третье лицо - Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку полномочного представителя в суд не обеспечило, отзыв не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что 17.11.2011 между Администрацией города Чебоксары (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Азов" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 287/5117-К, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование дополнительный земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером 21:01:030405:309 общей площадью 1945 кв. м дл строительства спортивного комплекса, расположенный в г. Чебоксары по ул. 324 Стрелковой дивизии.
ООО "Азов" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлениями от 12.12.2012 о государственной регистрации права собственности на:
- подземную кабельную сеть связи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, площадью 2,1 кв. м каждая и на подземную монолитную железобетонную кабельную канализацию общей длиной 78 м;
- подземную водопроводную сеть электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-й медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2,3 кв. м каждая и на подземную монолитную железобетонную трубопроводную канализацию общей длиной 82 м;
- подземную кабельную сеть электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-й медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 4 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2 кв. м каждая и на подземную монолитную железобетонную кабельную канализацию общей длиной 320 м;
- надземную теплотрассу на бетонированных металлических опорах литера Т1, (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-й медицинской помощи спортивного комплекса), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309, приложив декларации об объекте недвижимого имущества и договор № 287/5117-К аренды земельного участка от 17.11.2011.
Сообщениями от 24.01.2013 № № 01/316/2012-039, 01/316/2012-038, 01/316/2012-037, 01/316/2012-040 в проведении государственной регистрации права собственности отказано на основании абзацев 4, 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике указало, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данные объекты недвижимого имущества, что препятствует проведению регистрации.
Полагая, что оснований для отказа в проведении государственной регистрации права собственности на спорные объекты у регистрирующего органа не имелось, ООО "Азов" обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.
Согласно статьям 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов; право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона о государственной регистрации, в пункте 1 которой указано, что право собственности на такой объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 упомянутого Закона основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В материалы дела представлены экспертные заключения от 14.06.2013 ООО "НПФ Рубин" по результатам обследования подземной кабельной сети связи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, площадью 2,1 кв. м каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 78 м, подземной водопроводной сети электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-й медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2,3 кв. м каждая и подземной монолитной железобетонной трубопроводной канализации общей длиной 82 м, подземной кабельной сети электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-й медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 4 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2 кв. м каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 320 м и надземной теплотрассы на бетонированных металлических опорах литера Т1, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309.
В ходе данных обследований установлено, что спорные объекты прочно связаны с земельным участком, выполняют вспомогательную функцию для основного объекта - здания пункта оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса по пр. Тракторостроителей, д. 7А; объекты не могут использоваться по самостоятельному назначению вне связи с пунктом оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса по пр. Тракторостроителей, д. 7А.
Таким образом, в силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию данных вспомогательных объектов.
Право собственности ООО "Азов" на пункт оказания 1-й медицинской помощи спортивного комплекса по пр. Тракторостроителей, д. 7А, зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 23.10.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 21 АД 741382.
При этом спорные объекты не являются составной частью основного объекта, что подтверждается техническим паспортом на здание, кадастровым паспортом, представленным заключением специалиста и не опровергнуто ответчиком. Соответственно, вспомогательные объекты подлежат регистрации в качестве самостоятельных объектов прав.
С учетом изложенного у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике отсутствовали основания требовать у ООО "Азов" предоставления дополнительных документов, подтверждающих законность создания сооружений вспомогательного использования.
Расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконными отказы в государственной регистрации права собственности, выраженные в сообщениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 24.01.2013 № № 01/316/2012-039, 01/316/2012-038, 01/316/2012-037, 01/316/2012040 в отношении подземной кабельной сети связи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, площадью 2,1 кв. м каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 78 м, подземной водопроводной сети электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-й медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2,3 кв. м каждая и подземной монолитной железобетонной трубопроводной канализации общей длиной 82 м, подземной кабельной сети электропередачи (сооружение вспомогательного использования для пункта оказания 1-й медицинской помощи спортивного комплекса), в составе 4 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2 кв. м каждая и подземной монолитной железобетонной кабельной канализации общей длиной 320 м и надземной теплотрассы на бетонированных металлических опорах литера Т1, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030405:309.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в пользу общества с ограниченной ответственностью "Азов" <...> расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


------------------------------------------------------------------