По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Чувашской Республики от 18.07.2013 N 3-11/2013 <О признании недействующими нормативные закрепления раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2012 года N 577>



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2003 г. № 3-11/2013

Верховный Суд Чувашской Республики в составе
председательствующего Семенова Н.В.,
при секретаре Казаковой С.А.,
с участием прокурора Бельцова А.Н., представителя Кабинета Министров Чувашской Республики З. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению прокурора о признании недействующими отдельных положений раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2012 года № 577 (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2013 года № 152),

установил:

Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующими абзацев 3, 4, 5, 7, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 21 раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2012 года № 577 (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2013 года № 152).
По мнению прокурора, оспариваемые нормативные закрепления, принятые органом государственной власти республики, противоречат федеральному законодательству, поскольку установленные в них нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения занижены по сравнению с соответствующими нормативами Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1074, в частности, противоречат положениям раздела VI федеральной Программы о нормативах финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативах финансового обеспечения.
В поданном в суд 16 июля 2013 года заявлении прокурор изменил предмет заявления и просил признать недействующими следующие нормативные закрепления раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: абзац третий, абзацы четвертый, пятый, седьмой, девятый в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, абзац двенадцатый, абзацы тринадцатый, четырнадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, абзац двадцать первый.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление в окончательном его варианте по изложенным в нем основаниям, пояснив также, что оспариваемые нормативные положения следует признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по делу.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики З. возражала против удовлетворения заявления прокурора, пояснив, что предусмотренные федеральной Программой нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования являются средними, потому при формировании в субъекте Российской Федерации территориальной программы государственных гарантий и установлении территориальных нормативов объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования с учетом конкретных факторов, т.е. с учетом специфики региона указанные нормативы могут быть занижены по сравнению с соответствующими нормативами, установленными федеральной Программой. Постановление, отдельные положения которого оспариваются прокурором, принято в пределах полномочий органа исполнительной власти республики и с учетом показателей доходной части бюджетов.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора и представителя Кабинета Министров Чувашской Республики, Верховный Суд Чувашской Республики полагает подлежащим удовлетворению заявление заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующими оспариваемых нормативных установлений по следующим основаниям.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статья 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан относит в том числе разработку, утверждение и реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, и согласно статье 81 этого Закона утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, должны соответствовать Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со статьями 35 и 36 Федерального закона № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования, и территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Из буквального содержания приведенных выше нормативных положений следует, что утверждаемая органом государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная программа должна соответствовать федеральной Программе, а дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи - определяться с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением № 1074 от 22 октября 2012 года Правительство Российской Федерации утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - федеральная Программа), которая устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных федеральной Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
С учетом этой федеральной Программы, положений статьи 6 Федерального закона № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" о переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиях Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Кабинет Министров Чувашской Республики в пределах предоставленной компетенции постановлением от 25 декабря 2012 года № 577 утвердил Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (действует в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2013 года № 152, далее - территориальная Программа). Постановления опубликованы на портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет, а также в изданиях "Вести Чувашии", "Собрание законодательства Чувашской Республики".
Сопоставление оспариваемых прокурором норм раздела VI территориальной Программы с соответствующими нормами федеральной Программы свидетельствует о том, что предусмотренные Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов значения ниже, чем в федеральной Программе.
Так, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с территориальной Программой, в среднем составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств ОМС - 1013,5 рубля на 2013 год, 1006,0 рубля на 2014 год, 1010,8 рубля на 2015 год, тогда как в федеральной Программе - 1435,6 рубля на 2013 год, 1507,4 рубля на 2014 год, 1582,8 рубля на 2015 год;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 166,0 рубля на 2013 год, 149,3 рубля на 2014 год, 201,5 рубля на 2015 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов - 271 рубль на 2013 год, 360 рублей на 2014 год, 448,9 рубля на 2015 год;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 472,9 рубля на 2013 год, 485,0 рубля на 2014 год, 654,5 рубля на 2015 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов - 771,8 рубля на 2013 год, 1044 рубля на 2014 год, 1256,9 рубля на 2015 год;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 311,4 рубля на 2013 год, 392,8 рубля на 2014 год, 393,1 рубля на 2015 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов - 508,3 рубля на 2013 год, 559,4 рубля на 2014 год, 610,5 рубля на 2015 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 1015,3 рубля на 2013 год, 887,0 рубля на 2014 год, 890,2 рубля на 2015 год, тогда как в федеральной Программе за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и местных бюджетов - 1657 рублей на 2013 год, 1714,8 рубля на 2014 год, 2231,1 рубля на 2015 год.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные территориальной Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: в 2013 году - 8581,5 рубля, в 2014 году - 9150,6 рубля, в 2015 году - 10961,5 рубля, в том числе за счет средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС в 2013 году - 7082,0 рубля, в 2014 году - 7881,4 рубля, в 2015 году - 9689,3 рубля, тогда как по федеральной Программе средние подушевые нормативы финансирования (без учета расходов федерального бюджета) составляют: в 2013 году - 9032,5 рубля, в 2014 году - 10294,4 рубля, в 2015 году - 12096,7 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 году - 5942,5 рубля, в 2014 году - 6962,5 рубля, в 2015 году - 8481,5 рубля.
Таким образом, имеет место противоречие приведенных нормативных закреплений нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что в силу части 2 статьи 253 ГПК РФ является основанием признать нормативный правовой акт недействующим в оспариваемой части.
Несостоятелен довод заинтересованного лица о том, что при утверждении территориальной программы субъект Российской Федерации вправе корректировать нормативы с учетом уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, иных особенностей региона. Предусмотренные федеральной Программой нормативы рассчитаны как средние, следовательно, они, являясь государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, не могут быть уменьшены субъектами Российской Федерации, т.е. неправомерно установление нормативов финансовых затрат по оказанию бесплатной медицинской помощи в меньшем размере по сравнению с федеральной Программой.
Кабинет Министров Чувашской Республики не представил доказательств законности оспариваемых нормативных установлений и соответствия их требованиям федерального законодательства, как это предписано положениями части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ.
При изложенных обстоятельствах не свидетельствуют о законности оспариваемых положений доводы заинтересованного лица о том, что прокурором не представлено доказательств непосредственного нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в рамках реализации территориальной Программы.
Поскольку оспариваемые нормативные положения применялись на территории Чувашской Республики и на основании этого акта были реализованы права граждан по получению бесплатной медицинской помощи, суд приходит к выводу о признании оспариваемых нормативных положений недействующими со дня вступления в законную силу решения суда по делу.
Руководствуясь изложенным и статьей 194 ГПК Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики

решил:

1. Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда следующие нормативные закрепления раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2012 года № 577 (в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2013 года № 152):
абзац третий;
абзацы четвертый, пятый, седьмой, девятый в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
абзац двенадцатый;
абзацы тринадцатый, четырнадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
абзац двадцать первый.
2. С решением суда в окончательной форме участвующие в деле лица могут ознакомиться в помещении Верховного Суда Чувашской Республики.
3. На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий
Н.В.СЕМЕНОВ

Решение принято судом в окончательной форме 23 июля 2013 года

Судья
Н.В.СЕМЕНОВ


------------------------------------------------------------------