По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Чувашского УФАС России от 31.07.2013 по делу N 31-Р-2013 <О признании рекламы медицинских услуг ненадлежащей>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу № 31-Р-2013

Резолютивная часть решения оглашена 18 июля 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 31 июля 2013 года

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
В.В.Котеев - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; члены Комиссии:
Г.Ю.Ланская - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы;
Г.Ф.Леонтьева - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы;
рассмотрев дело № 31-Р-2013 по признакам нарушения пунктов 5, 8 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" в рекламе медицинских услуг ООО "А.", распространенной в газете "PRO ГОРОД Чебоксары" от 06.04.2013
№ 137, от 20.04.2012 № 139,
в отсутствии:
... - заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (уведомление 4280046300565 от 16.06.2013);
в присутствии:
... - представитель ООО "А." (по доверенности от 18.07.2013)
... - представитель редакции газеты "PRO ГОРОД Чебоксары" (по доверенности от 17.07.2013),

установила:

В Чувашское УФАС России поступило заявление гражданина..., зарегистрированное от 07.06.2013 № 05-13/3747, о распространении в газете "PRO ГОРОД Чебоксары" от 06.04.2013 № 137, от 20.04.2012 № 139 рекламы медицинских услуг с признаками нарушения законодательства о рекламе.
По результатам проверки, проведенной Чувашским УФАС России по данному заявлению, установлено следующее.
В газете "PRO ГОРОД Чебоксары" от 06.04.2013 № 137 на странице 25 размещена реклама следующего содержания: "A. Встречайте лето без геморроя! Только в апреле! Скидка на лечение 15 % *. Тел. 55 6 555. Ул. Якимовская, д. 2-а. * акция до 30.04.2013, подробности у операторов клиники. Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста".
В газете "PRO ГОРОД Чебоксары" от 20.04.2013 № 139 на странице 17 размещена реклама следующего содержания: "Проблемы в постели? Комплексное восстановление потенции. Только в апреле! Скидка на лечение 15 % * Запись на прием тел.: 55 6 555, ул. Якимовская, д. 2а. Alan Clinic Medical center".
В том же номере газеты "PRO ГОРОД Чебоксары" на странице 25 размещена реклама, представленная в виде интервью, в котором врач-уролог медицинского центра "A." А.Г. отвечает на вопрос: "Как быть мужчине, если начались неудачи в постели? Можно ли как-то справиться с этой проблемой самому?". Далее следует ответ врача-уролога медицинского центра "A." А.Г. следующего содержания: "Причины болезни могут быть разные, поэтому в "А." проводится тщательное обследование пациента. Оно включает в себя УЗИ предстательной железы, лабораторные исследования, пальцевое обследование, доплерография сосудов полового члена. После этого назначается комплексное лечение: медикаментозное, физиотерапевтическое, массаж предстательной железы и т.д. Преимущество такого подхода в его высокой эффективности, а также в том, что оно позволяет избавиться не только от нарушений потенции, но и от некоторых заболеваний, приводящих к ним. Имеются противопоказания, необходима консультация со специалистом. Есть вопрос к врачу урологу? Пишите на pg@pg21.ru или шлите SMS на номер 8-927-665-34-39".
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками данного понятия.
В силу пунктов 5, 8 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе на реклама методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья; гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Пункт 5 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" запрещает в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе в рекламе методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.
Представитель ООО "А." ... пояснила, что согласно части 16 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" заболевание - это возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма.
Таким образом, в указанном фрагменте текста из газеты "PRO ГОРОД Чебоксары" имеется предположение о наличии проблем, но не содержится указание на наличие конкретного заболевания, нет перечисления видов заболеваний.
В тексте рекламы следующего содержания: "Причины болезни могут быть разные, поэтому в "А." проводится тщательное обследование пациента. Оно включает в себя УЗИ предстательной железы, лабораторные исследования, пальцевое обследование, доплерография сосудов полового члена. После этого назначается комплексное лечение: медикаментозное, физиотерапевтическое, массаж предстательной железы и т.д. Преимущество такого подхода в его высокой эффективности, а также в том, что оно позволяет избавиться не только от нарушений потенции, но и от некоторых заболеваний, приводящих к ним" не усматривается указания на эффективность какого-либо конкретного метода диагностики и лечения, речь идет лишь о преимуществе комплексной диагностики и комплексного лечения.
Данные доводы представителя ООО "А." ... подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), внедренной в практику здравоохранения на всей территории Российской Федерации в 1999 году приказом Минздрава России от 27.05.1997 № 170, заболевание геморрой относится к разделу "Болезни вен, лимфатических сосудов и лимфатических узлов, не классифицированные в других рубриках" и имеет код 184. нарушение потенции (сексуальная дисфункция, не обусловленная органическими нарушениями или болезнями) относится к разделу "Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами" и имеет код F52.
Простое перечисление в рекламе каких-либо симптомов какого-либо заболевания с утверждением, что человек болен, недопустимо. Более того, упоминание симптомов заболевания с предположением о наличии заболевания также будет являться нарушением законодательства о рекламе. Вопросы в рассматриваемой рекламе: "Проблемы в постели?", "Как быть мужчине, если начались неудачи в постели?", а также рекламный слоган "Встречайте лето без геморроя!" означают, что рекламодатель предполагает наличие у потребителей рекламы таких заболеваний как нарушение потенции и геморрой. При этом в рекламе, распространенной в газете "PRO ГОРОД Чебоксары" от 20.04.2013 № 139 на странице 25 после вопросов: "Как быть мужчине, если начались неудачи в постели? Можно ли как-то справиться с этой проблемой самому?" следует ответ врача-уролога медицинского центра "A." А.Г.: "Причины болезни могут быть разные...". Следовательно, в самой рекламе содержится информация о том, что нарушение потенции является заболеванием.
Вопросы "Проблемы в постели?", "Как быть мужчине, если начались неудачи в постели?", рекламный слоган "Встречайте лето без геморроя!" с дальнейшей подачей лекарственного средства, медицинских услуг, в том числе в методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации, которые помогут в данной ситуации, является нарушением пункта 5 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе". Данный запрет распространяется также на непосредственное предположение наличия какого-либо заболевания у потребителя и без упоминания симптомов.
Норма пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" запрещает указание в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе, методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации не только на их эффективность, но и на гарантию положительного воздействия, то есть в данной рекламе не допускается даже указание малой степени положительного влияния на течение болезни.
Эффективность лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации - это характеристика степени их положительного влияния на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию.
Между тем, в рассматриваемой рекламе содержится прямое указание на высокую эффективность комплексного лечения (медикаментозное, физио-терапевтическое, массаж предстательной железы и т.д.), проводимого в медицинском центре ООО "А.": "Преимущество такого подхода в его высокой эффективности, а также в том, что оно позволяет избавиться не только от нарушений потенции, но и от некоторых заболеваний, приводящих к ним".
Рассматриваемая реклама медицинских услуг нарушает требования пунктов 5, 8 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", поскольку в ней содержится утверждение о наличии у ее потребителей заболевания (геморроя) и предполо-жение о заболеваниях, связанных с нарушением потенции, а также указание на эффективность лечения нарушений потенции и других заболеваний, приводящих к ним.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно пункту 1.1. договора на оказание услуг по размещению рекламы от 10.08.2013 № 63 рекламодателем является ООО "А.".
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение требований, установленных пунктами 5, 8 части 1 статьи 24 настоящего Закона, ответственность несет рекламодатель.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с тем, что ООО "А." не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие прекращение распространения ненадлежащей рекламы, Комиссия считает необходимым выдать ООО "А." предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг ООО "А.", распространенную в газете "PRO ГОРОД Чебоксары" от 06.04.2013 № 137, от 20.04.2012 № 139, поскольку в ней нарушены требования пунктов 5, 8 части 1 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "А." предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.В.КОТЕЕВ

Члены Комиссии
Г.Ю.ЛАНСКАЯ
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА


------------------------------------------------------------------