По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.07.2013 по делу N А79-3953/2013 <Заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение правил благоустройства городского округа удовлетворены, поскольку не доказано наличие события и состава административного правонарушения>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2013 г. по делу № А79-3953/2013

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе: судьи,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Озон", г. Чебоксары
к административной комиссии при администрации Московского района города Чебоксары
о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2013 № 748 о привлечении к административной ответственности,
без вызова сторон,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Озон" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к административной комиссии при администрации Московского района города Чебоксары Чувашской Республики о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2013 № 748 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной, статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде 5 000 руб. штрафа.
Заявитель считает названное постановление незаконным по следующим основаниям.
Считает, что обстоятельства, имеющие значение для объективного и всестороннего рассмотрения дела установлены административным органом не правильно и всесторонне не исследованы. Содержащиеся в обжалуемом постановлении выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Материалами дела не доказано событие правонарушения.
Кроме того, обжалуемое постановление подписано не установленным лицом, подписи членов комиссии отсутствуют, что ставит под сомнение их участие при рассмотрении дела об административном правонарушении. Место совершения административного правонарушения не установлено.
Указание в протоколе - в районе домов № № 27, 31, 33, 35 по ул. Гражданская предполагает большую неопределенную территорию города Чебоксары, где находятся другие дома, на территории которых установлены контейнеры. Вместе с этим территория, прилегающая к дому № 27, не обслуживается ООО "Озон".
Многоквартирные жилые дома № № 31, 33, 35 по ул. Гражданская г. Чебоксары согласно сведениям, размещенным на официальной сайте Министерства строительства Чувашии признаны аварийными в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. Кроме того, дома № № 31 и 33 включены в муниципальную целевую программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2012 году".
В соответствии с пунктом 2.3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, в зданиях подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования). Ограждение места размещения контейнера и оборудование устройств, не допускающих к отходам безнадзорных животных и птиц к данным видам работ, не относятся.
Кроме того, пунктом 2.4.3 установлено, что восстановление и благоустройство домов, подлежащих сносу выполнять нецелесообразно, что и было пояснено представителем ООО "Озон" при составлении протокола.
Дома № № 31, 33, 35 по ул. Гражданская являются неблагоприятными, содержащими 12 жилых помещений, прилегающая территория которых является небольшой и со всех сторон огорожены заборами, соответственно контейнеры, расположенные на них также считаются огороженными.
Считает, что административным органом при вынесении обжалуемого постановления не учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Так, ООО "Озон" находится в тяжелом финансовом положении. В действиях общества не установлено пренебрежительного отношения к исполнению своих обязанностей. Отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям. Применение административного штрафа в размере 5 000 руб. носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины ООО "Озон".
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.05.2013 заявление принято к производству, установлен пятнадцатидневный срок для представления ответчиком отзыва на заявленные требования или других доказательств, а также тридцатидневный срок для представления сторонам документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Копии определения о принятии заявления в порядке упрощенного производства лицами, участвующими в деле получены, о чем в материалах дела имеются уведомления.
Административная комиссия при администрации Московского района города Чебоксары отзывом на заявление просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Указывает в частности, что включение дома в программу "Реформирование ЖКХ" не может быть принято административной комиссией в качестве доказательства надлежащего исполнения обществом своих обязанностей. Изучив материалы дела об административном правонарушении, административная комиссия сделала выводы о доказанности вины общества в совершении правонарушения.
В порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по истечению сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что при проверке 13.05.2013 в 09 час. 15 мин. по ул. Гражданская в районе домов № № 27, 31, 33, 35 г. Чебоксары установлено, что на мусорных контейнерах для сбора ТБО, обслуживаемых ООО "Озон" отсутствуют устройства, не допускающие к отходам безнадзорных животных и птиц, отсутствует ограждение места размещения контейнера, отсутствует твердое основание.
Об изложенных обстоятельствах 14.05.2013 должностным лицом администрации Московского района г. Чебоксары в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.
16.05.2013 административным органом вынесено постановление об административном правонарушении № 748, предусмотренном статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
В данном постановлении указано, что обществом допущены нарушения пунктов 1.4.11, 6.1.5 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 № 1186, а также пункта 5.4 Правил организации сбора, вывоза, переработки и утилизации твердых бытовых и жидких неканализованных отходов на территории г. Чебоксары от 21.09.2006 № 342, а именно, 13.05.2013 по ул. Гражданская в районе домов № № 27, 31, 33, 35 г. Чебоксары на мусорных контейнерах для сбора ТБО, обслуживаемых ООО "Озон" отсутствуют устройства, не допускающие к отходам безнадзорных животных и птиц, отсутствует ограждение места размещения контейнера, отсутствует твердое основание.
Суд находит, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не было допущено нарушений норм процессуального законодательства, влияющих на законность оспариваемого постановления и решения, что подтверждается представленными в суд документами.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Озон" оспорило его в судебном порядке.
Пунктами 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 35 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" установлена административная ответственность за нарушение утвержденных органами местного самоуправления поселения, городского округа правил благоустройства территории поселения, городского округа в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - наложения административного штрафа от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
При этом, согласно примечанию, настоящая статья не применяется в отношении положений правил благоустройства территории поселения, городского округа, воспроизводящих нормы и правила, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 27.11.2008 № 1186 утверждены Правила внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в г. Чебоксары (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 1.4.11, 6.1.5 Правил юридические и физические лица в зависимости от вида их деятельности обязаны обеспечить раздельный сбор и хранение бытового мусора и пищевых отходов до их вывоза в закрытых мусоросборниках, установленных на асфальтированных или бетонированных площадках, в соответствии с системой организации сбора, хранения, вывоза твердых бытовых отходов, принятой в соответствии со схемой санитарной очистки города Чебоксары.
Места для временного хранения твердых бытовых отходов и пищевых отходов должны быть оборудованы устройствами, не допускающими к отходам безнадзорных животных и птиц.
Ответственные за содержание и уборку: территории объектов мелкорозничной торговой сети (палатки, киоски, павильоны), передвижных средств торговли (тележки, автолавки, лотки) являются работники указанных объектов.
На вывоз мусора заключается договор со специализированной организацией по транспортировке твердых бытовых отходов с мест сбора к месту их размещения. Организация работ по вывозу твердых бытовых отходов осуществляется согласно Правилам организации сбора, вывоза, переработки и утилизации твердых бытовых и жидких не канализованных отходов на территории города Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 сентября 2006 года № 342.
Согласно пункту 5.4 Правил организации сбора, вывоза, переработки и утилизации твердых бытовых и жидких неканализованных отходов на территории г. Чебоксары от 21.09.2006 № 342 владелец контейнерной площадки ответственен за организацию уборки контейнерной площадки. Владелец контейнеров отвечает за их санитарное и техническое состояние.
Между тем, в пункте 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила), также установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пункт 3.7.4 Правил предусматривает, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов.
Таким образом, нормы пунктов 1.4.11, 6.1.5 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в г. Чебоксары относительно вменяемых обществу нарушений воспроизводят нормы пунктов 3.7.1, 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, в связи с чем, оснований для применения к спорным правоотношениям положений статьи 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в данном случае не имеется.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, к которым относятся Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В протоколе об административном правонарушении от 14.05.2013 констатируется также факт того, что в районе домов № № 27, 31, 33, 35 г. Чебоксары на мусорных контейнерах для сбора ТБО, обслуживаемых ООО "Озон" отсутствуют устройства, не допускающие к отходам безнадзорных животных и птиц.
Вместе с тем событие названного административного правонарушения в протоколе не указано, объективная сторона правонарушения не раскрыта, не указаны действия или бездействия совершенные лицом, привлекаемым к административной ответственности, не установлена принадлежность спорных территорий ООО "Озон". В протоколе и оспариваемом постановлении отсутствуют указания на наличие вины ООО "Озон" и в чем она состоит.
По представленным административным органом в материалы дела фотографиям нельзя определить, что упомянутые выше нарушения произошли именно около домов № № 27, 31, 33, 35 по ул. Гражданская г. Чебоксары.
Административным органом также не учтен тот факт, что согласно сведениям, размещенным на официальной сайте Министерства строительства Чувашии многоквартирные жилые дома № № 31, 33, 35 по ул. Гражданская г. Чебоксары признаны аварийными в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
Частями 1, 2 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело.
Таким образом, административным органом не доказано наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Процессуальных нарушений, влияющих на законность оспариваемого постановления, административным органом не допущено.
На основании изложенного заявление ООО "Озон" подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 107 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление административной комиссии при администрации Московского района г. Чебоксары от 16.05.2013 № 748 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Озон" к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------