По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.08.2013 по делу N А79-3355/2013 <В удовлетворении исковых требований о признании недействительным ненормативного правового акта отказано, поскольку доказательства совершения заявителем действий, направленных на заключение договора купли-продажи не представлены>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. по делу № А79-3355/2013

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2013 года

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Стелла", (ОГРН: 1052131006399, ИНН: 2122005313, адрес места регистрации: 429826, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Ленина, д. 28)
к отделу имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики, (ОГРН: 1102131000014, ИНН: 2122006483, адрес места регистрации: 429826, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Первомайская, д. 87),
третье лицо - администрация города Алатыря Чувашской Республики,
о признании недействительным ненормативного правового акта от 01.02.2013 № 01-05-383-10, принятого отделом имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики,
при участии:
от заявителя - К.А. по доверенности от 20.04.2013,
от ответчика - К.Е. по доверенности от 05.04.2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Стелла" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к отделу имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики (далее - ответчик) о признании недействительным ненормативного правового акта от 01.02.2013 № 0105-383-10.
Заявленные требования основаны на статьях 197 - 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы следующим.
Отделом имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики принят ненормативный правовой акт от 01.02.2013 № 01-05-383-10. По мнению заявителя указанный акт содержит положения, нарушающие права заявителя, а именно неправомерно указание на то, что заявитель утратил преимущественное право на приобретение арендуемого здания, мотивируя свое решение п. 2 ст. 9 Федерального закона № 159-ФЗ от 22.07.2008.
Определением суда от 04.06.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Алатыря.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что на основании заявления ООО "Стелла" проведена оценка рыночной стоимости здания и принято решение об условиях приватизации, после чего 28.12.2012 проект договора купли-продажи недвижимого имущества с земельным участком представлен заявителю. Заявитель своим правом на приобретение в собственность арендуемого имущества не воспользовался.
Выслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 28.11.2000 между Алатырским городским комитетом по управлению имуществом (Комитет) и предпринимателем Б. (арендатор) заключен договор № 279 аренды нежилого помещения муниципальной собственности г. Алатыря, согласно которого Комитет при участии балансодержателя предоставляет арендатору за плату во временное пользование, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение площадью 125 кв. м, по адресу: г. Алатырь, ул. Ленина, д. 26 (л.д. 60 - 63).
С 01.10.2006 по заявлению предпринимателя Б. договор аренды № 279 от 28.11.2000 расторгнут (л.д. 66).
01.10.2006 между Алатырским городским комитетом имущественных и земельных отношений (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Стелла" (арендатор) заключен договор № 627 аренды нежилого фонда муниципальной собственности г. Алатыря, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное пользование, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение площадью 125 кв. м, по адресу: г. Алатырь, ул. Ленина, д. 26 (л.д. 69 - 75).
12.03.2012 общество с ограниченной ответственностью "Стелла" обратилось в Отдел имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики с заявлением о реализации преимущественного права выкупа арендуемого здания общей площадью 139,87 кв. м, по адресу: г. Алатырь, ул. Ленина, д. 26 в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) (л.д. 76).
Письмом от 22.03.2012 № 01-05-362-10 Отдел имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики отказал ООО "Стелла" в использовании преимущественного права на выкуп арендуемого здания, указав, что объект находится в аренде у общества менее двух лет до дня вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ от 22.07.2008, т.е. ООО "Стелла" не соответствует условиям, указанным в пункте 1 статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ (л.д. 77 - 78).
Отдел имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики письмом от 13.06.2012 № 01-05-775-10 уведомил заявителя о возможности реализации преимущественного права на выкуп в соответствии с условиями приватизации арендованного имущества на основании Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, погасив задолженность по арендной плате по договору аренды нежилого фонда № 627 от 01.10.2006 в сумме 54843 руб. 75 коп.; при этом письмо от 22.03.2013 № 01-05-362-10 просило считать недействительным и повторно выслать заявление о реализации преимущественного права на выкуп в соответствии с условиями приватизации арендованного имущества (л.д. 79).
06.09.2012 ООО "Стелла" обратилось с заявлением в Отдел имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики о выкупе здания в соответствии с условиями приватизации арендуемого имущества на основании Федерального закона № 159-ФЗ (л.д. 25 - 26).
Из материалов дела следует, что Отделом имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики на основании поступившего заявления ООО "Стелла" проведена техническая инвентаризация нежилого здания, расположенного по адресу: г. Алатырь, ул. Ленина, д. 26, по результатам которой данный объект поставлен на кадастровый учет, получены технический паспорт здания и кадастровый паспорт земельного участка, на котором находится арендуемое обществом здание; проведена оценка рыночной стоимости здания (л.д. 96 - 105).
Согласно распоряжению Отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики № 87/1 от 23.10.2012 принято решение о приватизации муниципального имущества города Алатыря - нежилого здания (литер А), общей площадью 139,10 кв. м и земельный участок для обслуживания данного здания с кадастровым номером 21:03:010503:40 площадью 783 кв. м, расположенные по адресу: г. Алатырь, ул. Ленина, д. 26, являющиеся объектами муниципальной казны города Алатыря, путем продажи в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ООО "Стелла" по цене 1533644 руб., в том числе земельный участок 615000 руб., без НДС (л.д. 29).
Письмом от 28.12.2012 № 01-05-2146-10 Отдел имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики направил в адрес заявителя проект договора купли-продажи недвижимого имущества с земельным участком (л.д. 28), получение которого заявителем не оспаривается.
01.02.2013 Отделом имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики в адрес ООО "Стелла" направлено письмо № 01-05-338-10 об утрате преимущественного права на приобретение арендуемого здания, расположенного по адресу: г. Алатырь, ул. Ленина, д. 26 (л.д. 35).
ООО "Стелла" полагает, что письмо Отдела имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики от 01.02.2013 № 01-05-338-10, являясь актом ненормативного характера, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Под ненормативным правовым актом, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Проанализировав содержание письма Администрации от 01.02.2013 № 01-05338-10, суд приходит к выводу о том, что данное письмо не является ненормативным правовым актом, поскольку оно не носит властно обязывающего предписания для лица, в отношении которого оно вынесено.
Письмо от 01.02.2013 № 01-05-338-10 не содержит выводов о применении мер принуждения, властно-распорядительных предписаний, влекущих для общества юридические последствия; не устанавливает, не изменяет и не отменяет каких-либо прав и обязанностей ООО "Стелла", в том числе обязанностей, за неисполнение которых предусмотрена ответственность или иные негативные последствия, не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем, характер заявленных ООО "Стелла" требований свидетельствует о несогласии заявителя с действиями ответчика по включению в оспариваемое письмо указания на утрату Обществом права преимущественного выкупа арендуемого объекта.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным являются его предполагаемое несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной деятельности, создание препятствий в ее осуществлении либо незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 3 (пунктом 5) Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность, в частности, субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности их участия в приватизации арендуемого имущества, регулирует Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.06.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества регламентирован статьей 4 Федерального закона № 159-ФЗ.
В соответствии с этим порядком орган, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества: принимает решение об условиях приватизации государственного или муниципального имущества; в течение десяти дней с даты принятия такого решения направляет арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства копию этого решения, предложение о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а при наличии задолженности по арендной плате и неустойкам (штрафам, пеням) - требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества (часть 4 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ), в противном случае субъекты малого или среднего предпринимательства утрачивают данное право (пункт 2 части 9 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ), а уполномоченный орган вносит изменения в принятое решение об условиях приватизации арендуемого имущества в части использования способов его приватизации либо отменяет это решение (часть 10 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ).
Федеральный закон № 159-ФЗ не предусматривает специальной процедуры, связанной с заключением договора, поэтому в данной ситуации подлежат применению положения главы 28 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом, заявитель направленный в его адрес проект договора купли-продажи арендуемого имущества в течение тридцати дней со дня получения не подписал, протокол разногласий в адрес ответчика не направил, определенную оценщиком величину рыночной стоимости не оспорил. Суду не представлено доказательств совершения заявителем действий, направленных на заключение договора купли-продажи в установленный законом срок (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), что в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ влечет утрату арендатором преимущественного права выкупа арендуемого имущества.
При таких обстоятельствах оспариваемые действия ответчика не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


------------------------------------------------------------------