Решение Чувашского УФАС России от 13.08.2013 по делу N 15/04-АМЗ-2013 <О нарушении антимонопольного законодательства части установления экономически или технологически не обоснованно разных цен на услуги по сбору и вывозу ТБО>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. по делу № 15/04-АМЗ-2013
Результативная часть решения оглашена 13 августа 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 27 августа 2013 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 15/04-АМЗ-2013 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Винокуровой Н.Ю.
-
зам. руководителя управления - начальника отдела товарных рынков (Председатель Комиссии);
Иванова Н.Д.
-
заместителя начальника отдела товарных рынков (член Комиссии);
Карповой Е.Ю.
-
старшего специалиста 1 разряда отдела товарных рынков (член Комиссии).
при участии в заседании:
от лица заявителя ТСЖ "Н."
- Я. - председатель ТСЖ "Н."
от лица ответчика Ядринское МПП ЖКХ
- С. доверенность № 15 от 12 августа 2013 года
рассмотрев дело № 15/04-АМЗ-2013 в отношении Ядринского муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (429060, г. Ядрин, ул. 30 лет Победы 22 а) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"
установила:
В адрес Чувашского УФАС России поступила жалоба ТСЖ "Н." от 17.01.2013 на необоснованное прекращение со стороны Ядринского МПП ЖКХ г. Ядрин оказания услуг по сбору, вывозу ТБО в 2013 году с территории обслуживаемой ТСЖ "Н.".
Между ТСЖ "Н." и Ядринским МПП ЖКХ 12 января 2012 года был заключен договор № 72 на вывоз ТБО. Стоимость вывоза 1 куб. м ТБО составил ... руб. Срок действия договора указан до 31.12.2012.
Как указал заявитель, на 2013 год Ядринское МПП ЖКХ не стало заключать договор, так как прекратило оказание услуг по сбору и вывозу ТБО, в связи с убыточностью деятельности (данная информация была сообщена ТСЖ "Н." устно).
ТСЖ "Н." было вынуждено обратиться в адрес ООО "Я." о заключении договора на вывоз ТБО на 2013 год.
Чувашским УФАС России проведен анализ рынка оказания услуг по сбору, вывозу ТБО в г. Ядрин, Ядринском р-не Чувашской Республики за 2012 году. В ходе анализа было установлено, что на указанном рынке доля Ядринского МПП ЖКХ г. Ядрин составляет 88%.
Следовательно положение Ядринского МПП ЖКХ по нормам пункта 1 части 1 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" является доминирующим.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы), результатом которых является или могут являться недопущение, ограничения, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара (оказание услуги), если на этот товар имеется спрос.
В связи с наличием в действиях Ядринского МПП ЖКХ г. Ядрин признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением в части экономически или технологически не обоснованные сокращения или прекращения производства товара (оказание услуги), если на этот товар имеется спрос, было возбуждено дело № 15/04-АМЗ-2013.
В ходе рассмотрения дела были заслушаны доводы заявителя и ответчика по делу.
Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика с выводами Чувашского УФАС России не согласился и нарушения антимонопольного законодательства не признал. Пояснил, что срок действия договоров на сбор и вывоз ТБО был установлен до 31 декабря 2012 год, возможность его пролонгирования в договоре не была предусмотрена. Таким образом, Ядринское МПП ЖКХ исполнило свои договорные обязательства в полном объеме. В 2012 - 2013 году ни один из контрагентов Общества не обратился с предложением о заключении договора на сбор и вывоз ТБО на 2013 год.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам.
Федеральный закон "О защите конкуренции" содержит запрет осуществления хозяйствующими субъектами действий, представляющих собой монополистическую деятельность, то есть злоупотребление доминирующим положением на рынке (статья 10), соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами, запрещенные антимонопольным законодательством (статья 11).
Под доминирующим, с позиций указанного закона, понимается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Чувашским УФАС России проведен анализ рынка оказания услуг по сбору, вывозу ТБО в г. Ядрин, Ядринском р-не Чувашской Республики за 2012 год. В ходе анализа было установлено, что на указанном рынке доля Ядринского МПП ЖКХ г. Ядрин составляет 88% (анализ рынка приобщен к материалам дела).
Следовательно, положение Ядринского МПП ЖКХ на рынке услуг по сбору, вывозу ТБО в г. Ядрин по нормам пункта 1 части 1 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" является доминирующим.
I. Статьей 10 Закона "О защите конкуренции" для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением.
Пунктом 4 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно материалам дела срок действия договора № 72 от 12 января 2012 между Ядринским МПП ЖКХ и ТСЖ "Н." на сбор и вывоз ТБО был установлен до 31 декабря 2012 год, возможность его пролонгирования в договоре не была предусмотрена.
Комиссией установлено и не опровергается сторонами по делу, что услуги по сбору и вывозу ТБО в 2012 году были оказаны ТСЖ "Н." в полном объеме, срывов по вывозу ТБО Ядринским МПП ЖКХ не допущено.
Таким образом, Ядринское МПП ЖКХ исполнило свои договорные обязательства по договору № 72 от 12 января 2012 года в полном объеме.
Как установлено из материалов дела с 01.01.2013 г. Ядринское МПП ЖКХ прекратило оказывать услуги по сбору и вывозу ТБО, договора на 2013 год предприятие не заключало.
Управлением сделан запрос от 18.02.2013 № 04-06/905 в адрес Ядринского МПП ЖКХ о представлении подтверждающих документов, согласно которым Общество понесло убытки при оказании услуг по сбору и вывозу ТБО в 2012 году.
Согласно Отчету о прибылях и убытках за 2012 год, чистая прибыль Предприятия от всех видов деятельности составила ... тыс. руб. За 4 квартал 2012 года Предприятием понесен убыток в размере ... тыс. руб. при осуществлении деятельности по сбору и вывозу ТБО, однако за 2012 год в целом прибыль от данных услуг составила ... тыс. руб.
Комиссией Чувашского УФАС России проведен опрос основанных контрагентов Ядринского МПП ЖКХ: выходили ли они в адрес Ядринского МПП ЖКХ с предложение о заключении договора на вывоз ТБО на 2013 год. Ответы были получены от следующих хозяйствующих субъектов:
- ТСЖ "Я.";
- Администрация Ядринского района;
- ЗАО "Я.";
- ОАО "Я.";
- Филиал ГУП ЧР "Ф.";
- МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3".
Все хозсубъекты представили ответ, о том, что не выходили в адрес Ядринского МПП ЖКХ с предложением о заключении договора на сбор, вывоз ТБО на 2013 год.
Заявителем по делу также не представлены документы и иные доказательства об обращении в адрес Ядринского МПП ЖКХ о заключении договора на сбор, вывоз ТБО на 2013 год.
Таким образом, Ядринское МПП ЖКХ осуществило прекращение вывоза в отсутствии спроса на данные услуги.
При указанных обстоятельствах, нарушения пункта 4 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара (оказание услуги), если на этот товар имеется спрос, в действиях Ядринского МППП ЖКХ не установлено.
II. Пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта в части экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен на один и тот же товар, услугу.
Письмо от 25 апреля 2013 года № 330 Предприятием предоставлена копия Приказа от 16 декабря 2010 года № 220 об установлении тарифов на вывоз ТБО на 2011 год (приказ действовал и на 2012 год). Тарифы согласно Приказу представлены в таблице 1.
Таблица 1
Потребители
Ед. изм.
Без НДС
С НДС
УК, население частного и ведомственного сектора
1 куб. м
...
...
ТСЖ
1 куб. м
...
...
Бюджетные организации
1 куб. м
...
...
Хозрасчетные предприятия в пределах г. Ядрин
1 куб. м
...
...
Предприятия за пределами г. Ядрин
1 куб. м
...
...
В представленных в материалы дела письмом от 27.09.2012 договорах Предприятия на вывоз и захоронение ТБО на 2012 год, тариф на вывоз 1 куб. м ТБО также различен.
В договоре от 13 февраля 2012 года между Ядринского МПП ЖКХ и Детский сад "Золотой ключик" тариф на вывоз 1 куб. м составляет ... руб.
В договоре от 27 декабря 2011 года между Ядринского МПП ЖКХ и ЗАО "Я." тариф на вывоз 1 куб. м составляет ... руб.
В договоре о 27 декабря 2011 года между Ядринского МПП ЖКХ и ОАО "Я." тариф на вывоз 1 куб. м составляет ... руб.
В договоре от 12 января 2012 года между Ядринского МПП ЖКХ и ТСЖ "Н." тариф на вывоз 1 куб. м составляет ... руб.
В договоре от 27 декабря 2011 года между Ядринского МПП ЖКХ и ТСЖ "О." тариф на вывоз 1 куб. м составляет ... руб.
В договоре от 27 декабря 2011 года между Ядринского МПП ЖКХ и ТСЖ "Я." тариф на вывоз 1 куб. м составляет ... руб.
В договоре от 27 декабря 2010 года (договор действовал до 21 мая 2012 года) между Ядринского МПП ЖКХ и ООО "Я." (Общество является управляющей компанией) тариф на вывоз 1 куб. м. составляет ... руб.
Определением от 11.06.2013 № 04-05/4241 Комиссией была запрошена расшифровка затрат при утверждении всех 5 тарифов, обоснование установления разных тарифов. Письмом от 29 июля 2013 года № 519 Ядринское МПП ЖКХ представило следующий расчет.
Таблица 2
№ п/п
Показатели
ед. изм.
1.
Вывоз жидких и твердых отходов
куб. м
...
1.1.
Население всего
1.1.1.
Население коммунальных домов с вывозом твердых бытовых отходов по норме: 5800 чел. * 1,7 мЗ
куб. м
...
1.1.2.
ТСЖ "Янибяковский"
куб. м
...
1.1.3.
ТСЖ "Оптимист"
куб. м
...
1.1.4.
ТСЖ "Садовая"
куб. м
...
1.2.
Предприятия и организации
куб. м
...
Затраты
1.
Материалы всего
тыс. руб.
...
1.1.
Охрана труда и технике безопасности
тыс. руб.
...
1.2.
Ремонт и техобслуживание
тыс. руб.
...
2.
Топливо (ГСМ)
тыс. руб.
...
3.
Амортизация
тыс. руб.
...
4.
Оплата труда
тыс. руб.
...
5.
Страховые взносы
тыс. руб.
...
6.
Прочие прямые расходы
тыс. руб.
...
итого производственных расходов
...
7.
Общеэксплуатационные расходы всего
тыс. руб.
...
7.1.
Услуги автопарка (счет 23)
тыс. руб.
...
7.2.
Общехозяйственные расходы (счет 26)
тыс. руб.
...
Всего расходов
тыс. руб.
...
Себестоимость 1 куб. метра
тыс. руб.
...
Рентабельность
%.
...
Рентабельность, руб.
тыс. руб.
...
Стоимость вывоза 1 куб. метра
руб.
...
Всего доходов
тыс. руб.
...
Прибыль
тыс. руб.
...
Форма 6-С представлена в таблице 3.
Таблица 3
Форма 6-С санитарная очистка городов
Показатели
Код строк
По отчету за соответствующий период прошлого года (2011 год)
План 2012 год
Фактически с начала года 2012 год
I. НАТУРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Вывезено жидких и твердых отходов, тыс. куб. м
10
...
...
...
Пробег машин, тыс. км
20
II. ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ УСЛУГ ПО САНИТАРНОЙ УБОРКЕ ГОРОДОВ (тыс. руб.)
Материалы
40
...
...
...
Топливо
50
...
...
...
Амортизация автомашин и механизмов
60
...
...
...
Ремонт и техническое обслуживание
70
в т.ч. Капитальный ремонт
71
Затраты на оплату труда
80
...
...
...
Отчисления на социальные нужды
90
...
...
...
Обезвреживание отходов
100
Прочие прямые расходы - всего
110
...
...
...
в т.ч.
112
Оплата работ службы "Заказчика"
Отчисления на страхование имущества
113
Цеховые расходы
114
Общеэксплуатационные расходы
140
...
...
...
ИТОГО расходов по эксплуатации
150
...
...
...
Внеэксплуатационные расходы
160
ВСЕГО расходов по полной себестоимости
170
...
...
...
Себестоимость единицы выполненных работ
180
ВСЕГО доходов
190
...
...
...
в т.ч. Доходы от прочих платных услуг
192
Справочно: ЭОТ
200
Тариф для населения
210
...
...
...
Иного расчета и обоснования Предприятие в материалы дела не представило.
Согласно форме 6-С планируемый объем вывоза ТБО на 2012 год составил ... куб. м, фактический при этом составил ... куб. м.
Из таблице 2 наглядно видно, что при расчете объема вывоза ТБО Общество уже включило объем ТБО, вывозимый с территории ТСЖ "Я.", ТСЖ "О.", ТСЖ "Н.", а также иных юридических лиц, и соответственно в общих затратах Общества уже включены затраты по обслуживанию выше указанных ТСЖ и иных хозяйствующих субъектов. Соответственно установление тариф для ТСЖ "Я.", ТСЖ "О.", ТСЖ "Н." выше установленного тарифа (... руб./куб. м) является не правомерным.
Кроме того, при расчете тарифа на сбор, вывоз ТБО Ядринское МПП ЖКХ заложило рост объема вывозимых ТБО на 2012 год по сравнению с 2011 годом на 4,4%, и соответственно включило в калькуляцию все затраты понесенные Обществом при вывозе ТБО со всей территории обслуживаемой Обществом. По факту же объем вывоза составил только ... тыс. куб. м, что на 7,9% меньше запланированного. Таким образом, применение тарифа для бюджетных организаций, хозрасчетных предприятий в пределах г. Ядрин выше установленного расчетного тарифа (... руб./куб. м) является не правомерным.
Как было установлено в ходе заседания, Ядринское МПП ЖКХ применяло различный тариф на сбор, вывоз ТБО и для различных ТСЖ: для ТСЖ "О." - ... руб., для ТСЖ "Я." - ... руб. Для УК ООО "Я." тариф был установлен в размере - ... руб./куб. м.
Однако управляющие компании, как и товарищества собственников жилья, обслуживают одну и ту же группу потребителей - население многоквартирных домов.
Согласно части 4 Постановлению Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а так же уничтожению, утилизации и захоронению ТБО" запрещено перекрестное субсидирование в сфере ЖКХ.
Установление для одной группу потребителей более высоких цен на услугу по сбору, вывозу ТБО чем для остальных, без экономических, технологических или иных обоснований свидетельствует о нарушении пункта 6 части 1 статьи 10 закона о Защите конкуренции, запрещающей экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, услугу.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы), результатом которых является или могут являться недопущение, ограничения, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на один и тот же товар, услугу.
В связи с тем, что пользователями услуг по вывозу ТБО является неопределенный круг лиц - население, промышленные предприятия, организации, в процессе жизнедеятельности которых образуются ТБО, то и ущемление интересов следует признать всех потребителей данной услуги.
Комиссия приходит к выводу, что ни в материалах дела, ни в устных объяснениях представителя Ядринского МПП ЖКХ не содержатся обоснованные сведения и доказательства, указывающие на наличие объективных факторов, повлекших за собой установление разных цен на услуги по сбору, вывозу ТБО для различных групп потребителей.
Комиссия считает, что такие действия стали возможны вследствие наличия доминирующего положения Ядринского МПП ЖКХ на рынке сбора и вывоза ТБО г. Ядрин и являются проявлением воздействия организации на условия обращения услуги на рынке.
Ядринское МПП ЖКХ имело возможность оказывать услуги по сбору и вывозу ТБО по единому тарифу для всех групп потребителей, установленным в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком не осуществляется деятельность по сбору, вывозу ТБО, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.
Комиссия полагает, что принятие настоящего решения являются достаточными мерами по установлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства. По данной причине Комиссия считает, что основания применения к ответчику иных мер, определенных частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьями 45, 50 Федерального закона от 26.07.2009 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Ядринского муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (429060, г. Ядрин, ул. 30 лет Победы 22 а) факт нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" в части установления экономически или технологически не обоснованно разных цен на услуги по сбору и вывозу ТБО в г. Ядрин Чувашской Республики в 2012 году для различных групп населения.
2. Прекратить рассмотрение дела № 15/04-АМЗ-2013 в отношении Ядринского муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (429060, г. Ядрин, ул. 30 лет Победы 22 а) в связи с прекращением Общества деятельности по сбору, вывозу ТБО г. Ядрин Чувашской Республики.
Председатель комиссии
Н.Ю.ВИНОКУРОВА
Члены Комиссии
Н.Д.ИВАНОВ
Е.Ю.КАРПОВА
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
------------------------------------------------------------------