Решение Чувашского УФАС России от 26.02.2013 по делу N 05-04/1123 <О нарушении порядка заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкций на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности >
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2013 г. по делу № 05-04/1123
Резолютивная часть оглашена 14 февраля 2013 г.
Решение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
В.В.Котеев - председатель комиссии, заместителя руководителя управления; Л.А.Железина - член комиссии, начальник отдела контроля органов власти и рекламы;
Г.Ю.Ланская - член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы, рассмотрев дело ЗЧ 04/05-АМЗ-2013 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", возбужденное в отношении администрации города Чебоксары, в присутствии представителя ООО "Б." ... (доверенность от 14.02.2013 б/н)
в отсутствие представителей администрации города Чебоксары и ООО "Я.", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
установила:
В Чувашское УФАС России поступило заявление ООО "Б.", зарегистрированное от 18.10.2012 вх. Х 05-04/8009, о создании администрацией города Чебоксары преимущественного положения ведения хозяйственной деятельности на рынке наружной рекламы для ООО "Я.".
Представитель ООО "Б." ... пояснила, что в ходе рассмотрения дела М 55-АМЗ-2011 о создании администрацией города Чебоксары неравных условий для работы различным рекламораспространителям, были проанализированы договоры, заявки и разрешения на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы, выданные ООО "Я.".
Между администрацией города Чебоксары и ООО "Я." были заключены договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы от 10.04.2009 М 130-1 (срок действия с 10.04.2009 до 20.09.2012), от 10.04.2009. ГГ9 1333 (срок действия с 10.04.2009 до 20.09.2012), от 10.04.2009 Х 1326 (срок действия с 10.04.2009 до 20.09.2012), от 17.12.2010 3'4 68-1 (срок действия с 07.12.2010 до 20.04.2015).
Согласно пункту 5.6 Положения о порядке распространения наружной рекламы и информации на территории города Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 18.12.2004 № 1464 (действовавшему в период заключения договора), рекламодатель имеет право приступить к монтажу средства наружной рекламы только после получения соответствующего разрешения, выданного администрацией города Чебоксары. Заключение договора, а также подготовка и выдача разрешения осуществляются по результатам торгов.
Администрация города Чебоксары не проводила торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию указанных рекламных конструкций по вышеуказанным адресам, однако предоставила ООО "Я." право размещения рекламных конструкций, создав ему необоснованные преимущества деятельности на рынке наружной рекламы.
Администрация города Чебоксары в письме от 25.10.2012 исх. 3Ч 10281 пояснила, что договоры от 10.04.2009 3'4 130-1, от 10.04.2009 1333, от 10.04.2009 М 1326 были заключены на основании разрешений администрации, действовавших на момент заключения договоров, выданных ИП В. и ОАО "С.", в частности договор от 10.04.2009 1Г 130-1 - разрешение сроком действия с 21.09.2007 по 20.09.2012, договор от 10.04.2009 Х 1333 - разрешение сроком действия с 21.09.2007 по 20.09.2012, договор М 1326 - разрешение с 21.09.20-7 по 20.09.2012, договор от 17.12.2010 !4 68-1 - разрешение сроком действия с 20.04.2010 по 19.04.2012.
ООО "Я." в письме от 16.11.2012 исх. Х 282 пояснило, что договоры от 10.04.2009 З4М 130, 1333, 1326 были заключены на основании, договоров купли-продажи рекламных конструкций от 10.04.2009 У 30, заключенного между ООО "Я." и ИЛ В. Согласно условиям договора от 10.04.2009 К 30 с момента его подписания ООО "Я." приобрело право собственности на рекламные конструкции, как материальные объекты, и получило право размещения данных средств наружной рекламы на оставшийся срок согласно оформленной ИП В. в установленном законом порядке разрешительной документации. Таким же образом, в результате покупки конструкции с переводом прав на размещение средства наружной рекламы с АКБ "С." (ОЛО) был заключен договор от 17.12.2010 ЗЧ 68-1, в настоящее время расторгнутый сторонами.
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя ООО "Б.", приходит к следующему.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона "О рекламе" и гражданского законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона "О защите конкуренции" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В частях 5.1 и 5.6 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" (введенных в действие с 01.07.2008 Федеральным законом от 21.07.2007 193-ФЗ "О внесении. изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона о рекламе") указано, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору (часть 1 статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из указанного следует, что в период действия договора возможна замена участвующих в нем лиц, при этом действие договорных обязательств для сторон остается неизменным, а к вступившему лицу переходят права и обязанности выбывшего участника хозяйственных отношений.
Внесенные Федеральным законом от 21.07.2007 М 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона о рекламе" изменения в часть 5.1. статьи 19 Федерального закона "О рекламе", предусматривающие заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности на основе торгов, вступили в действие с 01.07.2008. Следовательно, данные изменения распространяются на правоотношения, возникшие из договора на установку и эксплуатацию средства наружной рекламы от 17.12.2010 К2 68-1 со сроком действия с 20.04.2010 по 19.04.2015.
В период с 01.07.2008 (дата введения в действие части 5.1. статьи 19 Федерального закона "О рекламе") по 03.07.2010 администрацией города Чебоксары торги на заключение договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы не проводились.
Согласно распоряжению главы администрации города Чебоксары от 26.05.2010 1Г2 1636-р "О проведении открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию средства наружной рекламы в городе Чебоксары" объявление о проведении 02.07.2010 открытого аукциона на заключение договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в городе Чебоксары по 44 лотам было опубликовано в газете "Чебоксарские новости" ЗГ 57 (4454) от 01 июня 2010 г. и размещено на сайте администрации г. Чебоксары в сети Интернет по адресу http://www.cap.ru. Таким образом, торги на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций были проведены спустя более одного месяца со дня выдачи разрешения на установку и эксплуатацию средства наружной рекламы.
Данные обстоятельства подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.10.2012 по делу К А79-9477/2012.
Ссылка администрации города Чебоксары о том, что рассматриваемый договор заключен на основании, действовавшего на момент его заключения разрешения со сроком действия с 20.04.2010 по 19.04.2015, не принимается во внимание, поскольку это не изменяет и не отменяет императивные нормы Федерального закона "О рекламе" о порядке приобретения права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Кроме того, администрацией города Чебоксары не представлены доказательства организации и проведения торгов (аукциона или конкурса), а также их результатов, на основании которых заключен рассматриваемый договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.
Исходя из изложенного, следует вывод, что разрешение от 20.04.2010 и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 17.12.2010 У 68-1 не соответствует требованиям статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Администрация города Чебоксары в силу положений части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" обязана соблюдать установленные данной нормой антимонопольные требования.
В результате несоблюдения администрацией города Чебоксары порядка предоставления городских рекламных мест, выдачи разрешения от 20.04.2010 и заключения договора с ООО "Я." на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 17.12.2010 М 68-1, установленных частью 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" создало ООО "Я." преимущественные условия для осуществления хозяйственной деятельности.
В рассматриваемой ситуации негативное влияние на конкуренцию путем применения администрацией города Чебоксары противоречащего законодательству о рекламе порядка предоставления городских рекламных мест проявляется в создании неконкурентных преимуществ в осуществлении хозяйственной деятельности ООО "Я." на товарном рынке распространения наружной рекламы на территории города Чебоксары.
Таким образом, администрация города Чебоксары, заключив с ООО "Я." договор на установку и эксплуатацию средства наружной рекламы без проведения торгов, создала для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия доступа к месту размещения (установки) рекламоносителя по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Реализация полномочий, предоставленных органам местного самоуправления, предполагает обязательное соблюдение ими норм действующего законодательства, в том числе, положений Федерального закона "О защите конкуренции".
Непроведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку или права ведения деятельности на нем.
Действия администрации города Чебоксары, направленные на создание неконкурентных преимуществ в осуществлении хозяйственной деятельности квалифицируются как нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку они не обеспечили равный подход к различным хозяйствующим субъектам, конкурирующим на одном товарном рынке и претендующим на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с соблюдением порядка, установленного частью 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", создав исключительные условия деятельности на рынке наружной рекламы для единственного хозяйствующего субъекта - ООО "Я.".
В рассматриваемом случае имеются достаточные доказательства нарушения администрацией города Чебоксары части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в действиях по созданию преимуществ в осуществлении хозяйственной деятельности ООО "Я.", поскольку они приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Рынок наружной рекламы законодательно определен в качестве самостоятельного объекта регулирования. Товарный рынок наружной рекламы на территории города Чебоксары является высококонкурентным. В условиях данного конкурентного рынка его структура по соотношению спроса и предложения такова, что ни один из субъектов рынка не занимает доминирующего положения и создание условий, ущемляющих экономические интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке наружной рекламы, безусловно, ведет к ограничению конкуренции.
Из числа признаков ограничения конкуренции приведенных в пункте 17 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", в данном случае соотносятся с такими признаками как создание возможности для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Значимая связь между действиями администрации по заключению договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без проведения торгов и негативным влиянием (возможностью такового) на конкурентную среду очевидна.
С учетом вышеизложенного, комиссия приходит к резюмирующему выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются достаточные доказательства, свидетельствующие о нарушении администрацией города Чебоксары части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в действиях, направленных на создание неконкурентных преимуществ в осуществлении хозяйственной деятельности ООО "Я." в связи с несоблюдением порядка заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкций на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности (без проведения торгов).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции" комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
Администрацией города Чебоксары в материалы дела представлена копия соглашения от 30.06.2012 о расторжении договора на установку и эксплуатацию средства наружной рекламы от 17.12.2010 М 68-1.
С учетом изложенного, комиссия считает, что в рассматриваемом случае отсутствует основание для выдачи администрации города Чебоксары предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49, 50 Федерального закона "О защите конкуренции", комиссия
решила:
1. Признать действия администрации города Чебоксары, выразившиеся в создании неконкурентных преимуществ в осуществлении хозяйственной деятельности ООО "Я." в связи с несоблюдением порядка заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкций на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности (без проведения торгов), установленном в части 5.1 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства администрации города Чебоксары не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
Председатель комиссии
В.В.КОТЕЕВ
Члены Комиссии
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
Г.Ю.ЛАНСКАЯ
Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
------------------------------------------------------------------