По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Чувашского УФАС России от 07.03.2013 по делу N 09-Р-2013 <О признании рекламы туристических услуг ненадлежащей>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. по делу № 09-Р-2013

Резолютивная часть решения оглашена 26 февраля 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 7 марта 2013 года

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
В.В.Котеев - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; члены Комиссии:
Л.А.Железина - начальник отдела контроля органов власти и рекламы;
Г.Ю.Ланская - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы;
рассмотрев дело № 09-Р-2013 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе туристических услуг ООО "Ровер", распространенной на выносном штендере, установленном рядом с точкой продаж, расположенной по адресу: г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 17,
в присутствии:
Т. - представитель ООО "Р." (доверенность от 22.02.2013 б/н)
С. - представитель ООО "Р." (доверенность от 22.02.2013 б/н);
Р. - представитель ООО "И." (доверенность от 25.02.2013 № 5)

установила:

28.01.2013 в связи с заявлением ООО "И.", зарегистрированным от 17.01.2013 вх. № 05-16/254, Чувашским УФАС России проведена проверка по факту распространения ООО "Р." недостоверной рекламы.
В ходе проверки было установлено, что на выносном двухстороннем штендере установленном рядом с домом № 17 по улице К.Маркса города Чебоксары, размещена реклама следующего содержания: "TUI. Горящие туры. Горные лыжи. Отдых на море. Туристическая компания № 1 в Европе! 625-777. Ул. Карла Маркса, д. 17".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы.
Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Федерального закона "О рекламе", в которой определено, что реклама должна быть достоверной, недостоверная реклама не допускается.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается, в том числе, реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Представитель ООО "Интурист" Р. поддержала доводы, изложенные в заявлении, пояснила, что в настоящее время в офисе ООО "Р." (ул. К.Маркса, д. 17) продолжает распространяться реклама с использованием слогана "TUI. Туристическая компания № 1 в Европе!".
Представитель ООО "Р." С. пояснила, что в рекламе использована информация, основанная на независимых исследованиях, размещенная на сайте www.rdtrustedbrands.com и на сайте туроператора www.tui.ru
По данным независимых исследований "TUI" является туристической компанией № 1 в Европе по критерию известности среди других туристических компаний в Европе.
Представитель ООО "Р." Т. пояснила, что договор на производство рекламы не заключался, рекламный штендер изготовлен клиентами Общества в качестве подарка, содержание рекламы было определено ООО "Р.", в лице его исполнительного директора.
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы представителей, приходит к следующему.
Из системного толкования норм, определенных пунктом 1 статьи 3, частью 1 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" следует, что реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации могут предполагать различный рынок воздействия (по географическому признаку), в том числе тот или иной локальный рынок, на котором существует определенная конкурентная среда и определенные потребители рекламы.
Недостоверной считается не только заведомо ложная, но и просто устаревшая, не только активно провозглашаемая, но и умалчиваемая, имеющая существенное значение информация, а также та информация, которая вводит потребителей в заблуждение, создает иллюзорное мнение относительно рекламируемого товара, работ либо услуг.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе не указаны основания или источники утверждения "Туристическая компания № 1 в Европе!".
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Распространяемая реклама является недостоверной и вводит потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования Словосочетание "№ 1 в Европе" воспринимается потребителями как лучший в Европе и влияет на оценку рекламируемого туроператора и желание воспользоваться его услугами. При этом, сообщая недостоверную информацию неопределенному кругу лиц, ООО "Р." привлекает внимание потребителей услуг к одному хозяйствующему субъекту, чем неправомерно и необоснованно создает преимущество рекламируемых оказываемых им услуг перед оказываемыми другими хозяйствующими субъектами услугами на рынке туристических услуг.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с тем, что ООО "Р." не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие прекращение распространения ненадлежащей рекламы, Комиссия считает необходимым выдать обществу предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу туристических услуг ООО "Р.", распространенную на выносном штендере, установленном рядом с точкой продаж, расположенной по адресу: г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 17, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Р." предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.В.КОТЕЕВ

Члены Комиссии
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
Г.Ю.ЛАНСКАЯ


------------------------------------------------------------------