Решение Шемуршинского районного Собрания депутатов ЧР от 14.03.2013 N 21.01 "Об итогах социально-экономического развития Шемуршинского района за 2012 год и задачах на 2013 год"
ШЕМУРШИНСКОЕ РАЙОННОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. № 21.01
ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ШЕМУРШИНСКОГО РАЙОНА ЗА 2012 ГОД И ЗАДАЧАХ НА 2013 ГОД
Шемуршинское районное Собрание депутатов решило:
Информацию об итогах социально-экономического развития Шемуршинского района за 2012 год и задачах на 2013 год принять к сведению (прилагается).
Глава Шемуршинского района -
председатель Шемуршинского
районного Собрания депутатов
М.Х.ХАМДЕЕВ
Приложение
к решению
Шемуршинского районного
Собрания депутатов
от 14.03.2013 № 21.1
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
ШЕМУРШИНСКОГО РАЙОНА В 2012 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2013 ГОД
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство является важной отраслью экономики района и от его эффективной работы во многом зависит стабильность социально-экономической ситуации.
Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в фактически действующих ценах в 2012 году составил 1099 млн. руб., в том числе в сельскохозяйственных предприятиях - 152 млн. руб. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (в сопоставимых ценах) составил 100,1%, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях - 111,6%.
На 100 га сельхозугодий произведено сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств на сумму 4177 тыс. руб. (по Чувашской Республике - 3300 тыс. руб.)
В 2012 году во всех категориях хозяйств намолочено зерна в весе после доработки 21258 тонн (85,8% к 2011 году, по Чувашской Республике - 74,2%), произведено картофеля - 49777 тонн (92,1% к 2011 году, по Чувашской Республике - 109,1%), урожай овощей составил - 6021 тонну (146,9% к 2011 году, по Чувашской Республике - 95,8%).
За 2012 год производство продукции животноводства во всех категориях хозяйств составило: мяса - 3115,4 тонны (85,1% к 2011 году, по Чувашской Республике - 110,7%), молока - 18825,7 тонны (100,9% к 2011 году, по Чувашской Республике - 100,4), яиц - 5334,7 тыс. шт. (100,5% к 2011 году, по Чувашской Республике - 108,1%).
Производство мяса на 100 га сельхозугодий составляет 11,84 тонны (по Чувашской Республике - 11,3 тонны).
Производство молока на 100 га сельхозугодий составляет 71,55 тонны (по Чувашской Республике - 52,8 тонны).
В сельскохозяйственных организациях произведено мяса 318,9 тонны, молока - 2669,8 тонны. Темпы роста объемов производства мяса и молока к уровню 2011 года составляют соответственно - 100,7% и 104,8%.
По данным Чувашстата по состоянию на 1 января 2013 года в хозяйствах всех категорий увеличилось поголовье крупного рогатого скота на 9% (или на 640 голов) и составляет 7741 голову, свиней - на 6,3% (или на 652 головы), птицы - в 1,37 раза (52,3 тыс. голов), овец и коз - на 17,9% (5827 голов).
Вместе с тем, не удалось остановить тенденцию сокращения поголовья коров - на 3,7% (или на 168 голов). В итоге численность составляет 4361 голову.
В сельскохозяйственных организациях района увеличилось по сравнению с 2011 годом поголовье КРС на 2,8%, овец и коз - на 21,9%. Поголовье свиней сократилось на 15,5%.
В 2012 году на развитие сельского хозяйства получена государственная поддержка в размере 57,56 млн. руб., в том числе за счет средств:
- федерального бюджета - 46,618 млн. руб., (в 2011 году - 42,03 млн. руб.),
- республиканского бюджета - 13,94 млн. руб., (в 2011 году - 14,91 млн. руб.).
Из них:
субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным малыми формами хозяйствования, составило 25,05 млн. руб. (43,5% от объема государственной поддержки);
субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам - 7,47 млн. руб. (12,98% от общего объема);
субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам до 1 года - 1,96 млн. руб. (3,4% от общего объема);
субсидии на поддержку элитного семеноводства - 416,6 тыс. руб. (0,72% от общего объема полученных средств);
субсидии на поддержку племенного животноводства - 2,26 млн. руб. (3,9% от общего объема полученных средств);
субсидии на страхование урожая - 5,6 млн. руб. (9,7% от общего объема полученных средств);
субсидии на реализацию молока - 3,23 млн. руб. (5,6% от общего объема полученных средств);
субсидии на приобретение минеральных удобрений - 1,14 млн. руб. (1,9% к общему объему).
В 2012 году льготный кредит на развитие ЛПХ получили 919 личных подсобных хозяйств (ЛПХ) на сумму 235,3 млн. рублей, это на 35,6% больше чем в 2011 году. Всего с начала реализации проекта оформили кредиты 4695 ЛПХ на сумму 847,75 млн. рублей. В целом по району удельный вес личных подсобных хозяйств, привлекших льготные кредиты составил 74,9%.
Информация
о выделении кредитов гражданам, ведущим личное подсобное
хозяйство, в разрезе сельских поселений за 2006 - 2012 годы
(по состоянию на 1 января 2013 г.)
№ Наименование Кол-во ЛПХ Выделено кредитов Выделено кредитов Всего Удельный
п/п поселения по данным ЛПХ в 2006 - 2011 ЛПХ в 2012 году вес, %
Росреестра г.
на 01.01.
2010 кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма
1 Бичурга - 800 298 44457,0 97 19210,0 395 63667,0 49,4%
Баишевское
2 Большебуяновское 558 417 73481,0 116 23590,0 533 97071,0 95,5%
3 Карабай - 508 402 65206,0 129 36973,0 531 102179,0 104,5%
Шемуршинское
4 Малобуяновское 650 385 60203,0 99 21350,0 484 81553,0 74,5%
5 Старочукальское 415 144 22368,0 41 11393,0 185 33761,0 44,6%
6 Трехбалтаевское 792 422 72026,0 117 26423,0 539 98449,0 68,1%
7 Чукальское 420 143 18740,0 39 5935,6 182 24675,6 43,3%
8 Чепкас - 372 164 26357,0 44 12930,0 208 39287,0 55,9%
Никольское
9 Шемуршинское 1756 1401 229575,2 237 77532,0 1638 307107,2 93,3%
Всего: 6271 3776 612413,2 919 235336,6 4695 847749,8 74,9%
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в 2011 году проведена реконструкция молочно-товарной фермы дойного стада на 200 голов с откормом молодняка и родильным отделением ООО "Исток" сметной стоимостью 72,075 млн. руб., в том числе 57,66 млн. руб. составляет долгосрочный льготный кредит через ОАО "Россельхозбанк".
В 2012 году реализованы следующие инвестиционные проекты:
реконструкция и техническое перевооружение МТФ на 120 голов СХПК "Восход", сметная стоимость проекта - 5,3 млн. руб.,
реконструкция и модернизация цеха по переработке сельхозпродукции ИП Гафарова И.Т., сметная стоимость проекта - 8 млн. руб.
В 2013 году планируется реализация следующих инвестиционных проектов по реконструкции животноводческих ферм:
КФХ Сатеева А.И. - реконструкция и техническое перевооружение фермы на 200 голов со строительством доильного зала, сметная стоимость проекта - 18,7 млн. руб.
КФХ Хлюкин О.А. - реконструкция фермы на 100 голов, приобретение оборудования, сметная стоимость проекта - 18,7 млн. руб.
ООО "Шанс" - реконструкция и техническое перевооружение фермы на 200 голов, приобретение оборудования, сметная стоимость проекта - 10 млн. руб.
Приоритетным направлением государственной политики в аграрном секторе республики является устойчивое развитие сельских территорий.
Продолжается работа по дальнейшему созданию комфортных условий жизни на селе с природным газом, асфальтированными дорогами, модельными библиотеками и клубами, современными школами, спортивными сооружениями и офисами семейного врача.
Начиная с 2003 года в районе реализуется федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", на реализацию мероприятий которой из федерального бюджета в район привлечены субсидии в сумме 38,967 млн. рублей. Всего за время реализации Программы (2003 - 2012 годы) улучшили жилищные условия 233 сельские семьи, в том числе молодых семей и молодых специалистов - 86.
Промышленность
Промышленность в районе представлена предприятиями, относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства, производящими промышленную продукцию, доля производства которой в общем объеме валового выпуска товаров, работ, услуг составляет 4%.
За 2012 год объем производства промышленной продукции в целом по району составил в действующих ценах 12,041 млн. рублей, темп роста к уровню 2011 года равен 105,32%.
В структуре выпускаемой продукции 45% занимает деревообработка, 33% - производство хлебобулочных изделий.
Приоритетными задачами в развитии производства промышленной продукции считаются:
- создание необходимых условий для устойчивого развития промышленного сектора экономики. Так в целях предоставления льгот инвесторам разработан проект решения Шемуршинского районного Собрания депутатов о внесении изменений в Порядок предоставления в аренду земельных участков, который предусматривают установление размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения вновь создаваемых производственных объектов, в размере ставки земельного налога.
- содействие в привлечении инвесторов для развития предприятий с использованием местных природных ресурсов, активизацию работы по загрузке свободных инвестиционных площадок (на сегодняшний день определены три инвестиционные площадки: первая - для строительства кирпичного завода, вторая - территория ЗАО "Шемуршинсксельэнерго", третья - территория бывшей сельхозтехники).
- развитие деревообрабатывающей отрасли по выпуску и освоению новых видов востребованной продукции (приобретение нового оборудования для деревообрабатывающего производства (ИП Романов А.Н., ООО "Форест");
- развитие перерабатывающих производств через организацию новых производств по переработке продукции (организация производства по переработке гречихи производительностью 4 тонны в сутки на базе АНО "Шемуршинский бизнес-инкубатор"), наращивание объемов производства по сушке картофеля и овощей, производительностью готовой продукции 6 тонн в сутки (ИП Гафаров И.Т.).
- создание новых рабочих мест за счет расширения производства.
Потребительский рынок
Высокая предпринимательская и инвестиционная активность за последние годы позволила сформировать динамичную конкурентную среду в сфере потребительского рынка района.
По состоянию на 01.01.2013 в районе функционируют 115 объектов розничной торговли, 12 предприятий общественного питания, 35 объектов бытового обслуживания населения, 2 ярмарки.
Обеспеченность площадью торговых объектов на 1000 жителей по состоянию на 1 января 2013 года составила 368,5 кв. м., что больше утвержденного норматива на 38,5% (минимальная обеспеченность населения площадью торговых объектов составляет 266 кв. м. на 1000 жителей).
В 2012 году было открыто и реконструировано 7 объектов потребительского рынка и общественного питания, открыты 2 парикмахерские. Сумма инвестиций составила более 8,5 млн. рублей. Создано 15 новых рабочих мест.
В результате расширения сети розничной торговли размер общей и торговой площади увеличился на 814,53 и 408,17 кв. метра соответственно.
Общий оборот розничной торговли во всех каналах реализации (с учетом экспертной оценки объема неорганизованного ввоза и продажи товаров на рынках и ярмарках) в 2012 году составил 417,34 млн. рублей, (343,36 млн. руб. в 2011 году), что в сопоставимых ценах на 18% больше объема 2011 года.
Объем розничной торговли организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2012 году составил 209,858 млн. руб., что в сопоставимых ценах к уровню 2011 года составляет 91,7%.
Платные услуги населению оказаны на сумму 73,48 млн. рублей, что на 7,8% больше по сравнению с уровнем 2011 года.
С целью контроля за ростом цен на социально-значимые группы товаров еженедельно администрацией района проводится мониторинг цен.
По состоянию на 25 февраля 2013 года на 14 из 19 наименований социально-значимых продуктов питания средние цены по району ниже средних цен по республике.
Выше среднереспубликанских цены:
на яйца - на 0,34 коп. (40,58 руб. по району, 40,24 - по республике),
на сахарный песок - на 2 руб. 24 коп. (29,98 руб. по району, 27,74 - по республике),
на курятину (кроме куриных окорочков), - на 3 руб. 26 коп. (104,90 руб. - по району, 101,64 - по республике).
В 2013 году будет продолжена работа:
по проведению мониторинга цен на социально значимые продукты питания с целью недопущения необоснованного роста цен с обсуждением актуальных вопросов функционирования потребительского рынка Шемуршинского района;
по расширению торговых площадей и сферы услуг.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Существенную роль в развитие экономики района вносят малые предприятия. По видам экономической деятельности малое предпринимательство охватывает все отрасли экономики, основная доля малых предприятий приходится на розничную торговлю и общественное питание 46%, на сельское хозяйство - 26%, на промышленность - 15%, на строительство - 5%.
В сфере малого предпринимательства занято 42,7% работников всех организаций и предприятий района. В 2012 году, по оценке, оборот малых и средних предприятий увеличился на 51,7% и составил 176 млн. рублей.
Ежегодно увеличивается поступление налоговых доходов в местный бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2012 году общая сумма налогов превысила уровень 2011 года на 18,1% и составила 6,26 млн. рублей.
С целью дальнейшего развития ресурсов информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства, создания доступных баз данных по недвижимому муниципальному имуществу администрацией района осуществляется обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства информационной базой данных по свободным площадям, незагруженным мощностям, объектам незавершенного строительства.
Важным фактором развития предпринимательства является государственная и муниципальная поддержка.
В целях поддержки субъектов малого предпринимательства коэффициент базовой доходности К2, устанавливаемый представительными органами местного самоуправления, на протяжение трех лет не менялся. На 2013 год коэффициент базовой доходности также остался неизменным, т. е на уровне 2009 года.
Мероприятием не новым, но востребованным является предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса.
В 2011 году три начинающих предпринимателя района стали победителями конкурсного отбора по Чувашской Республике на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса. За счет средств республиканского бюджета им оказана государственная поддержка в виде грантов в размере 300 тыс. руб.
В прошлом году данной поддержкой не воспользовался ни один предприниматель района, что свидетельствует о снижении активности со стороны предпринимателей.
В 2012 году Шемуршинский район принял участие в конкурсе на получение государственной поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства муниципальных образований Чувашской Республики по результатам которого за счет средств федерального бюджета предоставлена субсидия в размере 80,0 тыс. рублей на оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства в форме предоставления грантов на создание собственного бизнеса.
В 2012 году через центр занятости Шемуршинского района 7 безработных граждан открыли собственное дело в сельском хозяйстве, в сфере услуг (открыты новые парикмахерские). Общий размер государственной поддержки по организации самозанятости населения района составил 411,6 тыс. рублей.
Всего за время реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, через центр занятости открыли собственное дело 199 безработных граждан, общий объем государственной поддержки составил 11701,2 тыс. руб.
С целью развития предпринимательства в районе создана соответствующая инфраструктура поддержки, которая представлена АНО "Шемуршинский бизнес-инкубатор", в которой на сегодняшний день на льготных условиях размещено 5 субъектов малого предпринимательства.
Перед малым предпринимательством встают задачи дальнейшего повышения его роли в отраслях экономики района, создания новых малых предприятий, увеличения производства качественных товаров, услуг, обслуживания, соответствующих современным требованиям, создания новых рабочих мест и обеспечения достойной заработной платы работникам. В районе имеются все необходимые условия для более успешного развития предпринимательства, освоения ими новых отраслей и сфер экономики: производства и переработки продукции растениеводства и животноводства, строительства, оказания услуг населению.
Инвестиционная деятельность
За 2012 год объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по району составили 493,137 млн. рублей, что в 2,4 раза больше данного показателя за 2011 год. Из общей суммы инвестиций 99,7% или 492,07 млн. рублей составляют бюджетные средства.
В рамках мероприятий по комплексной и компактной застройке, а также модернизации учреждений образования проведены капитальные ремонты в следующих объектах: МБОУ "Трехбалтаевская СОШ" (3648,1 тыс. руб.), МБОУ "Большебуяновская СОШ" (1500 тыс. руб.), МБУК "Верхнебуяновский СДК" (800 тыс. руб.), МБОУ "Шемуршинская СОШ" (4271,52 тыс. руб.), МБОУ "Чепкас-Никольская СОШ" (1070 тыс. руб.). Общий объем финансирования капитального ремонта составил 11289,62 тыс. руб.
Завершена реконструкция здания начальных классов МБОУ "Шемуршинская СОШ" с пристроем под муниципальное дошкольное образовательное учреждение на 90 мест в с. Шемурша Шемуршинского района сметной стоимостью 49,098 млн. рублей, в том числе 46,92 млн. руб. получено из республиканского бюджета.
В рамках реализации республиканской программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики" на 2012 год проведен капитальный ремонт одного многоквартирного дома с общим объемом финансирования 1172,142 тыс. руб., в том числе:
- средства фонда содействия реформированию ЖКХ - 674,625 тыс. руб.
- средства республиканского бюджета - 222,721 тыс. руб.
- средства местного бюджета - 222,721 тыс. руб.
- средства собственников помещений - 59,075 тыс. руб.
Выполнены работы по капитальному ремонту кровли, внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоснабжения, установке общедомовых приборов учета тепло-, водосчетчика, проведено энергетическое обследование.
В рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2012 год" на территории села Шемурша построен одноэтажный трехквартирный жилой дом общей площадью 130 кв. м с объемом финансирования 2872,44 тыс. руб., в том числе:
- средства фонда содействия реформированию ЖКХ - 1971,46 тыс. руб.
- средства республиканского бюджета - 869,16 тыс. руб.
- средства местного бюджета - 31,82 тыс. руб.
Еще одним направлением улучшения жилищных условий граждан района является реализация федеральных целевых программ "Жилище" на 2011 - 2015 годы и "Социальное развитие села до 2013 года" и республиканской программы "Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002 - 2015 годы".
В рамках этих программ в 2012 году 16 молодых семей и 5 граждан получили социальные выплаты на улучшение жилищных условий на общую сумму 11,196 млн. руб.
Для обеспечения жильем детей-сирот в 2012 году построено 5 жилых домов для предоставления детям-сиротам: в Большебуяновском сельском поселении - 1 дом, в Трехбалтаевском сельском поселении - 3 дома, в Чепкас-Никольском сельском поселении - 1 дом. Общий объем финансирования обеспечения жильем детей-сирот за счет средств республиканского бюджета 2012 году составил 4051,822 тыс. рублей.
За январь - декабрь 2012 года введено в действие 15102 кв. м общей площади жилья, что к составляет к плану 100%.
Объем инвестиций
тыс. руб.
Наименование работ 2012
Всего ФБ РБ МБ ВИ
Реконструкция 49098,479 46920,8 2177,67
здания начальных
классов МБОУ
"Шемуршинская СОШ"
с пристроем под
муниципальное
дошкольное
образовательное
учреждение на 90
мест в с. Шемурша
Шемуршинского
района
Строительство 3-х 2872,444 1971,46 869,166 31,815
квартирного жилого
дома в с. Шемурша
по программе
переселения граждан
из ветхого и
аварийного
жилищного фонда
Строительство 791,01 791,01
жилого дома для
детей-сирот в с.
Трехбалтаево по ул.
Ленина, д. 20а
Строительство 791,01 791,01
жилого дома для
детей-сирот в с.
Трехбалтаево по ул.
Ленина, д. 20б
Строительство 791,01 791,01
жилого дома для
детей-сирот в с.
Трехбалтаево по ул.
Набережная, д. 30а
Строительство 841,5 841,5
жилого дома для
детей-сирот в с.
Чепкас-Никольское
по ул. Молодежная,
д. 2а
Строительство 837,292 837,292
жилого дома для
детей-сирот в д.
Верхнее Буяново по
ул. Советская,
д. 2б
Обеспечение жильем 5524,13 1099,49 1357,6 757,795 2309,24
молодых семей по
федеральной целевой
программе "Жилище"
на 2011 - 2015 годы
Обеспечение жильем 14804,59 5187,99 1396,71 1396,71 6823,18
молодых семей и
граждан по
федеральной целевой
программе
"Социальное
развитие села до
2013 года"
Капитальный ремонт 1179,14 674,625 222,721 222,721 59,075
многоквартирного
жилого дома № 43 по
ул. Ленина с.
Шемурша
Модернизация 235,78 235,78
котельных
общеобразовательных
учреждений
Шемуршинского
района
Модернизация 800,00 500 300
котельной детского
сада "Аленушка" с.
Шемурша
Капитальный ремонт 3648,1 2945,6 702,5
МБОУ
"Трехбалтаевская
СОШ"
Капитальный ремонт 1500 750 750
МБОУ
"Большебуяновская
СОШ"
Капитальный ремонт 4271,52 1373,8 2117,8 779,92
МБОУ "Шемуршинская
СОШ"
Капитальный ремонт 1070 856 214
МБОУ "Чепкас-
Никольская ООШ"
Капитальный ремонт 800 400 400
"МБУК
"Верхнебуяновский
СДК"
Строительство 274 274
объекта
электроснабжения д.
Старая Шемурша
Шемуршинского
района
Дорожное хозяйство 17969,065 15417,7 2551,35
в том числе: - 0
строительство
- ремонт 8270,023 6919,62 1350,41
- содержание 8450,71 7374,6 1076,11
- ремонт дворовых 1248,332 1123,5 124,832
территорий
Реконструкция 300 300
магазина
"Гулливер",
Петькова Л.А.
Строительство 1000 1000
магазина в д.
Карабай-Шемурша, ИП
Чугунова И.К.
Реконструкция 800 800
магазина "Илем-1",
ИП Вашуркина В.А.
Строительство 450 450
кафе-бара "Уют",
КФХ Аллиуллов И.Р.
Строительство 750 750
магазина "Ландыш",
ИП Хамидуллов Р.Т.
Строительство 5000 5000
торгового дома
"Лидер", ИП
Дмитриев А.Ю.
Реконструкция и 5300 5300
техническое
перевооружение
молочно-товарной
фермы на 120 голов,
СХПК Восход"
Реконструкция и 1258 0 1100 0 158
модернизация цеха
по переработке
сельхозпродукции,
производительностью
готовой продукции 6
тонн в сутки, КФХ
Гафаров И.Т.
Строительство 282271,5 282272
индивидуального
жилья 14935 кв. м
<*> 18900
Получение школьных 3570 3570
автобусов
Библиотечный фонд 1112,1 1112,1
Приобретение 1373,8 1373,8
оборудования по
программе
"Доступная среда"
Приобретение 647,3 647,3
спортивного
оборудования
Приобретение 5626,685 4787,196 250,65 588,839
оборудования для
общеобразовательных
учреждений
Итого: 435527,517 21797,77 94348,31 13860,45 305521
Жилищное строительство
Строительство доступного жилья для граждан, желающих улучшить свои жилищные условия, является одной из главных задач, которые ставит перед нами Правительство Чувашской Республики. В 2012 году показатель ввода жилья на душу населения в районе составил 1,06 кв. м в расчете на одного человека, что в 1,62 раза выше среднереспубликанского значения. Всего введено в действие 15102 кв. м общей площади жилья, что к плану составляет 100%. В 2013 году ожидается ввод в эксплуатацию жилья в объеме 15404 кв. м, в том числе по стандартам эконом-класса общей площадью 9900 кв. м.
В соответствии с задачами, поставленными в своем Послании Главой Чувашской Республики М. Игнатьевым Государственному Совету Чувашской Республики на 2013 год, по развитию строительства малоэтажного жилья с применением современных энергоресурсосберегающих технологий в текущем году необходимо:
разработать и принять муниципальную программу по комплексному освоению территорий в целях малоэтажного и малобюджетного жилищного строительства;
разработать схему размещения на территории района земельных участков, предусмотренных для строительства жилья экономического класса;
усилить муниципальный земельный контроль за использованием земельных участков, в том числе предоставленных для жилищного строительства;
продолжить формирование резерва муниципальных земель в целях обеспечения строительства жилья экономического класса, обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и предоставления их застройщикам.
В настоящее время для строительства жилья экономического класса сформирован один земельный участок, находящийся по адресу: с. Шемурша, ул. Ленина, общей площадью 1029 кв. м для строительства многоквартирного жилого дома, по которому направлено предложение о включении данного участка в Единый информационный ресурс.
Также проводится работа по формированию 15 земельных участков общей площадью 1,8 га, государственная собственность на которые не разграничена, для включения их в Единый информационный ресурс.
Дорожное хозяйство
В 2012 году общий объем выполненных и оплаченных дорожных работ составил 17969,065 тыс. рублей, из них:
- ремонт автомобильных дорог - 8278 тыс. рублей, отремонтировано 1,994 км автомобильных дорог в границах муниципального района и осуществлен ремонт 1,359 км дорог и 4 труб в сельских поселениях;
- содержание автомобильных дорог - 8450,7 тыс. руб.
В рамках реализации муниципальной целевой программы "Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов на 2012 - 2014 годы" утвержденной постановлением администрации Шемуршинского района от 13 августа 2012 года № 338, в текущем году проведен ремонт трех дворовых территорий многоквартирных домов по ул. Юбилейная и Ленина, д. 42 общей площадью 1894,3 кв. м. Общий объем финансирования составил 1248,332 тыс. рублей, в том числе: 1123,5 тыс. руб. - субсидии из республиканского бюджета, 124,832 тыс. руб. - средства местного бюджета.
В 2013 году объем выделенных средств на дорожное хозяйство составил 20418,37 тыс. руб., в том числе 17399,9 тыс. рублей за счет субсидий из республиканского бюджета и 3018,47 тыс. рублей из средств местного бюджета.
В текущем году предусматривается отремонтировать участок автомобильной дороги "Шемурша - Чепкас-Никольское - Красный Ключ" протяженностью 2,0 км и 2,21 км автомобильных дорог сельских поселений.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Получение гражданами района качественных и надежных услуг жилищно-коммунального хозяйства зависит от его эффективной работы, поэтому важным направлением остается модернизация жилищно-коммунального хозяйства и внедрение ресурсосберегающих технологий.
В первом полугодии 2012 года тарифы для населения остались на уровне 2011 года. С 1 июля 2012 года увеличились на 6,0% - теплоэнергия, на 5,8% - водоснабжение, на 5,9% - водоотведение.
С 1 сентября 2012 года увеличились на 9,9% - теплоэнергия, на 10,4% - водоснабжение, на 10,4% - водоотведение.
Тарифы для населения на оплату жилья и коммунальных услуг с 1 января 2013 года не увеличились. Их размер возрастет с 1 июля 2013 года: ожидается удорожание цен на тепловую энергию на 11,7%, на водоснабжение - на 6,5%, на водоотведение - на 6,5%.
Во исполнение Послания Главы Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики до 1 июля 2013 года должны быть разработаны и утверждены схемы водоснабжения и водоотведения поселений, а также схемы теплоснабжения.
В целях реализации Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в районе завершена работа по оснащению приборами учета энергоресурсов многоквартирных домов. Уровень оснащенности многоквартирных домов приборами учета энергоресурсов и воды по Шемуршинскому району составляет 100%.
Социальная политика
Заработная плата
Основным источником доходов населения является заработная плата. Среднемесячная номинальная заработная плата в 2012 году составила 12231,9 рублей, или 122,6% к уровню предыдущего года.
Отношение среднемесячной заработной платы работников организаций к среднереспубликанскому уровню за 2012 год составило 66,8%.
В результате мероприятий, проводимых Правительством Чувашской Республики, направленных на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, среднемесячная заработная плата учителей по состоянию на 1 января 2013 года достигла 15446 рублей, что на 36% больше соответствующего периода 2011 года, заработная плата воспитателей дошкольных учреждений за тот же период увеличилась на 27% и составила 8740 рублей.
Показатели ед. 2011 Темп 2012 Темп 4 кв. Январь
изм. год роста к год роста к 2012 2013 г
уровню уровню года
2010 г 2011 г
Средняя заработная Руб. 11361 122,5 15446 136 17581 15157
плата учителей
Средняя заработная Руб. 7620 113,7 9062 118,9 9630 9840
плата других
работников школ
(кроме учителей)
в т.ч. Руб. 19860 122,6 24023 120,9 25680 29483
руководителей школ
Средняя заработная Руб. 6884 122,7 8740 127 10136 9934
плата воспитателей
детских садов
Средняя заработная Руб. 5484 120,3 6230 113,6 6920 7167
плата других
работников детских
садов (кроме
воспитателей)
в т.ч. Руб. 10264 111,5 11594 113 11860 13002
руководителей ДОУ
Средняя заработная Руб. 7045 112,9 8370 118,8 9078 9083
плата педагогов
УДО
Средняя заработная Руб. 7760 102,4 7790 100,4 8280 8478
плата других
работников УДО
(кроме педагогов)
в т.ч. Руб. 12100 110,7 14753 121,9 15188 16307
руководителей УДО
Средняя заработная Руб. 8860 124,1 10640 120,1 12300 11062
плата по
образованию
За 4 квартал 2012 года среднемесячная номинальная заработная плата увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года: врачей - на 119,5% (с 17150 рублей до 20495 рублей), среднего медицинского персонала - на 131,8% (с 8140 рублей до 10726 рублей).
Среднемесячная номинальная заработная плата работников учреждений культуры увеличилась на 29,6% и составила 7007 рублей.
С учетом задач, поставленных Главой Чувашской Республики в своем послании Государственному Совету Чувашской Республики по увеличению размера заработной платы, к декабрю 2013 года предполагается довести размер заработной платы педагогических работников образовательных учреждений до 19300 рублей, воспитателей детских садов - до 16034,8 рублей, предполагается также увеличить размер среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры на 15%.
Рынок труда и занятости
Важным фактором стабильности в районе является трудовая занятость работоспособного населения.
По состоянию на 1 января 2013 года численность работающих в предприятиях и организациях составила 2853 человека, из общей численности работающих в экономике района численность занятых в бюджетной сфере составляет 43%.
В 2012 году в районе создано 41 новое рабочее место, из них из них 5 - в сельском хозяйстве, 5 - в промышленности, 31 - в торговле и сфере услуг.
По состоянию на 1 января 2013 года на учете в центре занятости населения состояло 43 безработных гражданина (на 01.01.2012 - 48). Уровень регистрируемой безработицы составил 0,51%.
В течение прошлого года в центр занятости населения за поиском работы обратилось 997 человек, из них трудоустроено 898 человек, в том числе 431 несовершеннолетний. Уровень трудоустройства по району составил 90% (в 2011 году уровень трудоустройства составил - 83%).
На профессиональное обучение и переподготовку направлено 26 безработных граждан (100% - по рабочим профессиям) и 7 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
За пределы района через службу занятости трудоустроено - 17 человек.
На общественные работы за 2012 год привлечен 171 человек (185 чел. - в 2011 году).
В рамках дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2012 году устроено на работу 2 многодетных родителя, 2 инвалида - на специально оснащенные рабочие места. В целях развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в 2012 году открыли собственное дело 7 человек.
Социальная защита населения
Число получателей ежемесячного пособия на ребенка по состоянию на 1 января 2013 года составило 1119 человек. Число детей, на которых назначено пособие, составило 1890 против 1841 ребенка в 2011 году, из них одиноких матерей - 124, детей - 145. Сумма начисленных пособий составила 22608,1 тыс. руб., что на 3,3% больше уровня 2011 года, в том числе детские пособия получили на сумму 9742,6 тыс. руб., что на 4,9% больше по сравнению с 2011 годом.
В прошлом году субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставлено 706 семьям на сумму 6,5 млн. руб., что на 14% больше по сравнению с 2011 годом.
Ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в 2012 году выдано 10 свидетельств на общую сумму 10,5 млн. руб.
Общая сумма выплат социальных пособий и компенсаций населению района за 2012 год составила 61,9 млн. руб., что на 11,3% больше суммы выплат в 2011 году.
В 2013 году важным социально значимым объектом для района станет строительство здания Отделения временного проживания на 30 человек с. Шемурша, в котором будет обеспечены современные условия для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию.
На 1 января 2013 года число получателей разных видов пенсий и пособий составило по району 6536 человек, что на 47 человек больше по сравнению с 2011 годом. Увеличился на 13,2% от уровня 2011 года и размер выплаченных пенсий и пособий, который составил 438,3 млн. руб.
Число получателей пенсий составило 4751 против 4685 человек в 2011 году, выплачено пенсий на сумму 400,64 млн. рублей, что на 13,4% больше уровня 2011 года. За 2012 год средний размер пенсий составил 6745,08 рублей, что на 10,7% больше уровня 2011 года.
Демографическая ситуация
Демографическая ситуация в районе на протяжении ряда лет характеризуется уменьшением численности населения, в результате естественной убыли населения и продолжающегося процесса миграции населения в крупные города.
За 2012 год по данным Чувашстата в районе зарегистрировано 219 родившихся (в 2011 году - 226) и 227 умерших (в 2011 году - 238). Естественная убыль населения составила 8 человек (в 2011 году - 12).
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года число родившихся уменьшилось на 7 человек, число умерших уменьшилось на 11 человек.
Коэффициенты рождаемости и смертности на 1000 населения составляют соответственно 15,5 (по Чувашской Республике 14,0) и 16,1 (по Чувашской Республике - 13,3).
Коэффициент рождаемости снизился с 15,7 в 2011 году до 15,5 в 2012 году, коэффициент смертности снизился с 16,5 в 2011 году до 16,1 в 2012 году.
Миграционный отток населения в прошлом году составил 392 человека, что на 102 человека меньше по сравнению с уровнем 2011 года.
В 2012 году заключено браков - 119 (144), 46 (40) семей оформили развод. По сравнению с 2011 годом число браков уменьшилось на 25, число разводов увеличилось на 6. Число браков на 1000 населения составило - 8,4 (по Чувашской Республике - 7,4), число разводов на 1000 населения составило 3,3 (по Чувашской Республике - 3,6).
Муниципальное управление и услуги
Исполнение консолидированного бюджета Шемуршинского района
Консолидированный бюджет Шемуршинского района в 2012 году исполнен в целом по доходам в объеме 251157,1 тыс. рублей (100% к годовым плановым назначениям), что составляет 123,3% к уровню 2011 года.
Поступления собственных доходов (налоговых и неналоговых) составили 43530,3 тыс. рублей, или 114,6 к уровню 2011 года.
Доля собственных доходов консолидированного бюджета в общем объеме доходов за 2012 год составила 17,3% (в 2011 году - 18,6%).
В 2012 году увеличились поступления:
по налогу на доходы физических лиц на 24,8% и составили 27624,06 тыс. руб.;
по единому сельскохозяйственному налогу в 2,89 раз и составили 1041,67 тыс. руб.;
по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 4,5% и составили 493384,08 тыс. руб.;
по налогу на имущество с физических лиц в 25,6 раза и составили 803,65 тыс. руб.;
по земельному налогу на 1,5% и составили 2824,12 тыс. руб.
от платежей при пользовании природными ресурсами на 6% и составили 193,14 тыс. руб.;
от доходов от использования муниципального имущества на 29% и составили 2429 тыс. руб.
Уменьшились поступления:
от штрафов - на 75% и составили 385,01 тыс. руб.;
от государственной пошлины на 77,6% и составили 294,27 тыс. руб.
Объем безвозмездных поступлений составил 255417,3 тыс. рублей, с ростом к уровню прошлого года на 23,6% (206563,9 тыс. рублей).
Расходы консолидированного бюджета за 2012 год исполнены в сумме 262800,4 тыс. руб. (98,9% к годовым плановым назначениям).
В структуре расходов бюджетов наибольший удельный вес составили расходы на образование (63,6% или 167135,5 тыс. рублей), общегосударственные вопросы (8,6% или 22725,8 тыс. рублей), жилищно-коммунальное хозяйство (8,4% или 22056,5 тыс. рублей), национальную экономику (7,2% или 18956,8 тыс. рублей), социальную политику (6,4% или 16891,5 тыс. рублей), культуру (4,6% или 12032,3 тыс. рублей).
За январь - декабрь 2012 года консолидированный бюджет Шемуршинского района исполнен в целом с дефицитом 11643,3 тыс. руб.
Резервами для увеличения собственных доходов бюджета в 2013 году являются:
увеличение поступлений от продажи и аренды земельных участков, находящихся в собственности сельских поселений (невостребованных земельных долей, признанными в собственность сельских поселений);
активное выявление и постановка на учет объектов недвижимости как бесхозяйных с последующей их приватизацией;
ужесточение контроля за своевременной уплатой арендных платежей и выполнением договорных условий.
Размещение муниципального заказа
В целях эффективного использования средств бюджета Шемуршинского района и внебюджетных источников закупка товаров, выполнение работ и оказание услуг для бюджетных учреждений района производятся на конкурсной основе.
По итогам 2012 года муниципальный заказ по Шемуршинскому району размещен на сумму 116,26 млн. рублей, из них конкурентными процедурами 70,8% (в 2011 году - 61%). По итогам аукциона в электронной форме размещено 67% от общего объема.
Доля размещения заказов путем проведения торгов, запросов котировок от общей суммы размещения заказов составила 70,8% (в 2011 году - 61%).
Бюджетная эффективность по итогам размещения заказов в 2012 году равна 2,63 млн. руб. или 3,09%.
Постановлением администрации Шемуршинского района от 24.08.2012 № 351 "Об органах, уполномоченных на размещение заказа" созданы уполномоченные органы по размещению заказов:
- для администрации Шемуршинского района - отдел экономики администрации Шемуршинского района;
- для подведомственных учреждений - отдел образования и молодежной политики администрации Шемуршинского района.
В целях предотвращения и недопущения нарушений законодательства в сфере закупок в текущем году заключено соглашение с Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам о взаимодействии и сотрудничестве по согласованию документации на размещение заказов на крупные объекты строительства.
С целью недопущения фактов завышения цен на социально значимые продукты питания администрацией района ежемесячно проводится мониторинг закупочных цен на продукты питания в разрезе муниципальных заказчиков. Продукты питания закупаются учреждениями образования в основном по ценам оптовых поставщиков, в результате в 2012 году превышений закупочных цен на продукты питания от рекомендуемых Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики не выявлено.
Реализация мероприятий по административной реформе
Продолжалась работа по реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Всего на едином портале государственных и муниципальных услуг размещена информация о порядке предоставления администрацией района 68 муниципальных услуг в электронном виде, из них услуг с элементами межведомственного взаимодействия - 32. Начиная с июля 2012 г. количество запросов по муниципальным услугам составило 52, направлено ответов на поступающие от других ведомств запросы - 38.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" к 2015 году не менее 90% граждан должны иметь возможность обратиться за услугой по принципу "одного окна" по месту пребывания. В целях выполнения данного Указа на сегодняшний день идет процедура регистрации многофункционального центра (МФЦ) в с. Шемурша с 3 окнами, который планируется открыть в 1 полугодии 2013 года. Также администрацией района проводится организационная работа по созданию дополнительных окон на базе существующих модельных библиотек.
Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами
Доходы от использования муниципального имущества в 2012 году составили 2,429 млн. руб., что на 29% больше по сравнению с 2011 годом, в том числе доходы от аренды земельных участков составили 1,76 млн. руб. (135% к уровню 2011 года), доходы от аренды муниципального имущества - 664,06 тыс. руб. (в 115% к уровню 2011 года).
От продажи муниципального имущества в бюджет района поступил 1,55 млн. руб., что составляет 66% к уровню 2011 года, в том числе от продажи имущества - 885,03 тыс. рублей (46% к уровню 2011 года), от продажи земельных участков - 670,5 тыс. руб. (148% к уровню 2011 года).
В районе ведется реестр муниципального имущества, находящегося в собственности района, в котором по состоянию на 1 января 2013 года учтено 109 объектов недвижимого имущества (100%) и 10308 объектов движимого имущества (100%).
О регистрации прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей
По состоянию на 1 января 2013 года право собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности, зарегистрировано на 64% общей площади долевых земель на территории района. Наилучшие результаты по государственной регистрации земельных участков, образованных в счет земельных долей, достигнуты в Малобуяновском (76%), Большебуяновском (74%), Шемуршинском (69%) сельских поселениях района.
По состоянию на 1 января 2013 г. в муниципальную собственность сельских поселений оформлено всего 373 невостребованные земельные доли общей площадью 665 га. Кроме того, в муниципальную собственность зарегистрировано 116 земельных долей площадью 187,61 га в связи с отказом граждан от прав на них. Сегодня ведется работа по признанию права собственности муниципальных образований на 2502 невостребованные земельные доли, по которым поданы в суд исковые заявления.
О предоставлении земельных участков многодетным семьям
По состоянию на 1 января 2013 года многодетным семьям предоставлено 46 земельных участков общей площадью 6,87 га (100% от семей, поставленных на учет), в том числе в 2012 году - 38 земельных участков общей площадью 5,68 га. Также в текущем году планируется предоставить земельные участки 25 многодетным семьям общей площадью 3,99 га.
В текущем году планируется предоставить земельные участки 25 многодетным семьям общей площадью 3,99 га.
Из общего количества предоставленных земельных участков 43 участка необходимо обеспечить водопроводом, газопроводом, электроэнергией.
В 2013 году для формирования земельных участков и проведения геодезических и проектных работ для обеспечения инженерной инфраструктурой в местном бюджете учтена 551 тыс. рублей.
Образование
На 1 января 2013 года в районе функционирует 12 общеобразовательных учреждений (4 средних, 5 основных, 1 начальная, 2 начальных школы - детских сада), одно учреждение дополнительного образования и 10 дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольным образованием в районе охвачено 630 детей. Охват детей от 1,5 года до 6,5 лет различными формами дошкольного образования в 2012 составил 69,2% (в 2011 - 74,4%).
Развиваются вариативные формы дошкольного образования. В мае 2012 года открыт первый семейный детский сад как структурное подразделение МБДОУ "Большебуяновский детский сад "Улыбка" для детей в возрасте от 1,5 до 4 лет. Продолжили работу группы кратковременного пребывания для детей от 5 до 6 лет при МБОУ "Карабай-Шемуршинская СОШ" с охватом 14 детей, консультационные пункты при МБОУ "Чукальская начальная школа" с охватом 8 детей и при МБОУ "Трехбалтаевская СОШ" с охватом 11 детей. Благодаря предпринятым мерам в районе работает 32 дошкольные группы.
На развитие дошкольного образования в 2012 году было выделено 66,183 млн. рублей, из них на реконструкцию здания начальных классов МБОУ "Шемуршинская СОШ" с пристроем под муниципальное дошкольное образовательное учреждение на 90 мест в селе Шемурша Шемуршинского района Чувашской Республики 49,258 млн. рублей. В настоящее время объект введен в эксплуатацию. Дошкольное учреждение укомплектовано кадрами, функционирует 5 групп.
На 1 марта 2013 года в очереди в дошкольные образовательные учреждения стоит 28 детей в возрасте от 0 до 1 года, от 1 года до 1,5 лет - 39, от 1,5 до 3 лет - 119. В районе ликвидирована очередность детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В результате концентрации кадровых, финансовых, материальных ценностей в районе создана сеть из базовых школ и ресурсных центров. Сегодня к ним организован подвоз 398 детей на 9 школьных автобусах из 18 населенных пунктов. С 2010 года ведется работа по модернизации парка школьных автобусов (замена устаревших и не соответствующих современным нормативным требованиям), в результате заменено 5 единиц техники, в том числе в текущем году - 3. Все школьные автобусы оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС.
В 2012 году в рамках комплекса мер по модернизации общего образования проведен капитальный ремонт трех общеобразовательных учреждений (МБОУ "Шемуршинская средняя общеобразовательная школа", МБОУ "Трехбалтаевская средняя общеобразовательная школа", МБОУ "Чепкас-Никольская основная общеобразовательная школа"), на эти цели направлено 7,374 млн. рублей.
В рамках пилотного проекта по комплексной компактной застройке сельских поселений проведен ремонт двух общеобразовательных учреждений (МБОУ "Трехбалтаевская средняя общеобразовательная школа", МБОУ "Большебуяновская основная общеобразовательная школа"), на эти цели было выделено 2,091 млн. рублей.
В целях создания минимальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках программы "Доступная среда" в истекшем году в МБОУ "Шемуршинская СОШ" проведены ремонтные работы, создана и оборудована сенсорная комната на общую сумму 2747,6 тыс. рублей.
Во все общеобразовательные учреждения района приобретено спортивное оборудование на сумму 647,3 тыс. рублей.
На модернизацию столовой МБОУ "Трехбалтаевская средняя общеобразовательная школа" в 2012 году был выделен 1,033 млн. рублей, на эти средства получено технологическое оборудование столовой. Здесь сформирована современная система организации школьного питания.
В истекшем году в средние общеобразовательные учреждения поступило современное компьютерное оборудование и рабочие места для учителей первых классов школ на общую сумму 2,4 млн. рублей.
Информационные технологии превратились в средство обеспечения качественного образования. На сегодня в районе 1 компьютер приходится на 5,5 учащихся, в 2011 году - на 7,6 учащихся. Все школы имеют сайты в сети Интернет, внедряются электронные журналы, дневники. Четыре года в системе Дневник.py ведет работу МБОУ "Бичурга-Баишевская СОШ", МБОУ "Шемуршинская СОШ" внедряет комплексную автоматизированную систему образовательного учреждения Net School.
Проводилась работа по улучшению состояния книжного фонда школьных библиотек, закупке для обучающихся начального звена учебников из федерального перечня учебников, а также учебников для изучения родного (нерусского) языка. Фонд школьных библиотек пополнился на сумму 1191,3 тыс. рублей. Учащиеся 1 - 2 классов полностью обеспечены всеми учебниками, отвечающими требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, учащиеся 3 - 4 классов - на 80%.
Уделяется большое внимание созданию безопасной образовательной среды и проведению мероприятий по противопожарной безопасности образовательных учреждений. Во всех школах района установлена автоматическая пожарная сигнализация. Все образовательные учреждения оснащены первичными средствами пожаротушения.
Высокое качество образования обеспечивают квалифицированные педагогические кадры. 89% учителей имеют высшее образование. Количество учителей, имеющих квалификационные категории, составляет 81%.
Одним из самых эффективных условий для развития педагогического потенциала является введение дифференцированной системы оплаты труда, при которой заработная плата зависит от качества и результативности работы.
Новая система оплаты труда в районе введена с 2009 года. За это время произошел рост средней заработной платы учителей с 8024 рублей до 15449 рублей. Средняя заработная плата в сентябре 2012 года достигла 14811 рублей, в декабре - 19806 рублей. В четвертом квартале по сравнению с первым кварталом 2012 года заработная плата учителей выросла на 24%. Также произошло увеличение средней заработной платы воспитателей дошкольных учреждений района на 19% по сравнению с первым кварталом 2012 года. В декабре заработная плата воспитателей была доведена до 13038 рублей.
В 2012 году количество обучающихся в районе уменьшилось на 60 детей. В первые классы принято 164 учащихся. Всего по району учащихся - 1608 (в 2011 - 1670). В связи с этим уменьшилась средняя наполняемость классов с 15,3 до 14,5.
Общеобразовательные учреждения района целенаправленно работают по формированию творческой среды, развивающей способности каждого ребенка. В 2013 году 7 учеников школ района стали призерами республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников (в 2012 году - 4).
Результаты деятельности педагогов района наглядно проявляются в достижениях учащихся. В 2012 году ЕГЭ сдавало 113 выпускников школ района, уверенно растет количество выпускников, сдавших 3 и более экзаменов: в 2010 г. - 79,73%, 2011 г. - 80,16%, 2012 г. - 95,58%.
Результаты единого государственного экзамена в 2012 году,
баллов
Ср. по республике Ср. по Шемуршинскому району
Русский язык 65,79 63,54
Математика 50,32 56,89
2 ученика получили 100 баллов по русскому языку. Ниже средних районных результатов по русскому языку в МБОУ "Трехбалтаевская СОШ" - 57,8%
160 выпускников 9 классов сдавали экзамены в форме ГИА и получили аттестаты об основном образовании.
Интеллектуальные достижения школьников района поощряются руководством республики, района. Стипендиатами Главы ЧР за особую творческую устремленность в 2012 году стали 10 человек, в т.ч. 9 учащихся общеобразовательных школ, главы администрации района - 10 учащихся.
На сегодня все образовательные учреждения укомплектованы кадрами, но существует проблема "старения" педагогических кадров. Важным показателем работы общеобразовательных учреждений района является привлечение молодых специалистов. На начало 2012 - 2013 учебного года в системе образования района 10,1% составляют молодые специалисты в возрасте до 35 лет. В целях привлечения молодых кадров в районе принята 100% надбавка к окладу. Кроме этого реализуются меры государственной поддержки молодых учителей в улучшении жилищных условий. В 2012 году господдержку получила Уркина Наталия Васильевна, учитель начальных классов МБОУ "Бичурга-Баишевская СОШ".
Также приоритетной задачей в образовательных учреждениях района является внедрение энергоэффективных технологий, которые сократят расходы по коммунальным платежам.
Культура
В Шемуршинском районе функционирует 31 учреждение культуры - это 16 культурно-досуговых учреждений, 13 поселенческих библиотек, 2 музея.
В течение года культурно-досуговыми учреждениями района было проведено 2750 мероприятий, что на 40,9% больше соответствующего периода 2011 года.
На развитие культуры в 2012 году было выделено 12060,3 тыс. руб., (на 21,7% больше уровня 2011 года), в том числе на оплату труда - 3965,4 тыс. руб., (рост к уровню 2011 года - 115,2%).
Среднемесячный размер заработной платы работников учреждений культуры в сентябре 2012 года составил 6550,17 рублей, в декабре - 6943,17 рублей (рост составил 6%).
Благодаря президентской программе модернизации сельских учреждений культуры, в районе модернизировано 13 библиотек и 3 культурно-досуговых учреждения - это МУК "Центр развития культуры Шемуршинского района" (в данное время именуется как Автономное учреждение культуры Шемуршинского района), Малобуяновский и Карабай-Шемуршинский центры культуры и досуга.
В рамках проекта комплексной компактной застройки и благоустройству сельских поселений в 2013 году планируется отремонтировать здание Чепкас-Никольского сельского дома культуры.
Из года в год остается острой проблема обеспеченности кадров в культурно-досуговой деятельности. Во многих клубных учреждениях работники не имеют специального образования. Из 44 специалистов культурно-досугового профиля 12 имеют высшее образование, 20 - среднее профессиональное.
Физическая культура и спорт
Важным направлением деятельности администрации района является физкультурно-оздоровительная работа.
В 2012 году доля населения района, приобщенного к физкультурно-спортивным занятиям, составила 35% против 32% в 2011 году, что опережает аналогичные показатели по Чувашской Республике (30,5%).
Всего в 2012 году проведено 53 спортивных мероприятия с числом участников более 3 тыс. человек. В числе традиционных мероприятий - соревнования по лыжным гонкам, хоккею шайбой, вольной борьбе, самбо, дзюдо, легкой атлетике, акватлону, футболу.
В 2012 году посещаемость физкультурно-спортивно комплекса "Туслах" увеличилась в 4,1 раз с 10174 человеко-посещений до 26625 человеко-посещений. В результате объем оказанных платных услуг увеличился на 89% к уровню 2011 года.
Команды района принимали активное участие в республиканских соревнованиях, результатами которых являются:
56 призовых мест на официальных соревнованиях Чувашской Республики (1 место - 16; 2 место - 21; 3 место - 29), из них по самбо и дзюдо (тренеры Ичанкин А.М., Филлипов А.М.). Ученики Филлипов Иван, Галкин Дмитрий, Мадюкин Александр, Егоров Артем, Ефимов Игорь, Алексеев Руслан, Кадышева Вера, Кадышева Настя стали призерами и победителями чемпионатов и первенств Чувашии.
В 2012 году наша команда стала первой на первенстве Чувашии по мини-футболу среди девушек в средней группе (тренер: Яковлев М.Ю.)
В Республиканском турнире "Кожаный Мяч" среди школьников младшая группа заняла 1 место (тренер Хафизов С.А.). В зоне Приволжского федерального округа - 5 место.
Хорошие результаты в Чувашии по акватлону: 5 первых мест, 2 - вторых места и 3 - третьих места (тренер: Кусаинов К.К., ученики Ефимов Дмитрий, Хлюкин Илья, Удина Вера, Прохорова Влада).
9 призовых мест на официальных соревнованиях Приволжского федерального округа (1 место - 2, 2 место - 2, 3 место - 5).
В районе в 2012 году получили первый разряд по самбо и дзюдо 4 ученика МБОУ "Шемуршинская СОШ" (Шиллер Николай, Филиппов Иван, Портнов Алексей, Алексеев Руслан).
Приоритетными направлениями деятельности для дальнейшего развития физической культуры и спорта являются:
- развитие и совершенствование системы детско-юношеского и молодежного спорта;
- развитие системы массового спорта в сельских поселениях Шемуршинского района для вовлечения населения в активные занятия физической культурой и спортом.
Развитие туризма
Туризм является одним из приоритетных направлений в развитии экономики района и реализуется на базе национального парка "Чаваш вармане". На сегодняшний день на территории парка разработано и действует восемь пеших туристических маршрута, общей протяженностью 93 км. Имеются две экологические тропы.
Общее количество посетителей национального парка за 2012 год составило 7046 человек, в том числе 128 экскурсионно-туристических групп с количеством посетителей 1794 человек.
По результатам республиканского конкурса "Лидеры туриндустрии Чувашской Республики - 2012" национальный парк был объявлен победителем в номинации "Лучший объект туристского показа Чувашской Республики".
Здравоохранение
Демографический потенциал в значительной степени зависит от качественных характеристик населения, прежде всего от состояния его здоровья.
Медицинскую помощь населению Шемуршинского района оказывают БУ "Шемуршинская районная больница" с поликлиникой на 540 посещений в смену, женской консультацией на 30 посещений в смену, стационаром на 49 круглосуточных и 26 коек дневного пребывания, 17 коек дневного пребывания при поликлинике.
Первичная медико-санитарная помощь взрослому населению по принципу общей врачебной практики оказывается в 5 отделениях общеврачебной практики, где работает 5 врачей, и 13 фельдшерско-акушерских пунктов.
В системе здравоохранения Шемуршинского района работает 250 человек, из них 30 врачей, 134 медработника со средним медицинским образованием. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения в районе составляет 19,8; средним медицинским персоналом - 99,0. Укомплектованность врачебными штатами 76%, средним медицинским персоналом 100%;
В 2012 году по программе "Земский доктор" прибыли 2 врача - стоматолога.
Уровень общей заболеваемости жителей района за 2012 г. уменьшился на 1%. Первичная заболеваемость уменьшилась на 6,9%.
Мощным стимулом развития здравоохранения является реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" и Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011 - 2012 годы.
В целях укрепления материально-технической базы в 2012 году приобретено медоборудование для оснащения Карабай - Шемуршинского отделения общеврачебной практики (ООВП). Также в рамках программы Модернизации здравоохранения безвозмездно поступила автомашина скорой медицинской помощи и получено оборудование на сумму 1877530,12 рублей.
В 2012 году на прием к специалистам посредством электронной регистратуры записано 12% пациентов. (в 2011 г. 4%).
За счет дальнейшей оптимизации работы службы скорой медицинской помощи в рамках Программы модернизации организована работа единой диспетчерской, обучены 5 фельдшеров по приему вызовов. В результате сократится время ожидания бригад скорой медицинской помощи, увеличится процент своевременности прибытия бригад на вызов.
С целью раннего выявления и профилактики заболеваний проведена диспансеризации всех подростков в возрасте 14 лет, за 2012 г. осмотрено 174 подростка. Проведение диспансеризации с применением современных медицинских технологий позволит повысить уровень репродуктивного здоровья подростков, выявить начальные формы заболеваний, что будет способствовать подготовке девушек-подростков к предстоящему материнству, юношей - к военной службе и отцовству.
Основными задачами в 2013 году в сфере здравоохранения являются:
Недопущения случаев материнской и младенческой смертности.
Снижения уровня общей смертности населения, первичного выхода на инвалидность.
Продолжение работы по укреплению материально-технической базы, проведение капитального ремонта в здании детского отделения, косметического ремонта зданий инфекционного отделения, пищеблока, баклаборатории. На сегодня на собственные средства приобретено необходимое медицинское оборудование (рентгенустановка стоматологическая, кресло Бараньи, аудиометр), что позволило создать комфортные условия для больных.
Привлечение молодых специалистов-врачей по программе "Земский доктор".
Увеличение числа лиц охваченного профилактическими осмотрами.
Организационная работа администрации
Организаторскую и практическую работу по решению социально-экономических задач в муниципальном образовании осуществляет администрации района. В 2012 году администрацией подготовлено и вынесено на рассмотрение Шемуршинского районного Собрания депутатов 78 вопросов.
В отчетном периоде при администрации действовало 27 комиссий по экономическим, правовым и другим актуальным проблемам жизнеобеспечения. Оказывалась консультативно-правовая и практическая помощь учреждениям, организациям, предприятиям всех форм собственности и гражданам, проживающим на территории района.
В 2012 году в администрацию поступило 45 письменных и устных обращений граждан, что к уровню 2011 года составляет 140,6%.
Характер обращений отражает весь спектр деятельности администрации. Большую часть заявлений (47%) составляют жилищные вопросы, 18% - вопросы социального обеспечения (оказание материальной помощи), 18% - вопросы строительства.
Все обращения рассмотрены. 98% обращений удовлетворены.
Состояние правопорядка
В результате комплекса мероприятий, проведенных органами местного самоуправления совместно с правоохранительными структурами, удалось сохранить стабильную оперативную обстановку в районе.
В 2012 году на территории района зарегистрировано 139 преступлений, что на 9,7% меньше чем за аналогичный период 2011 года (по Чувашской Республике - 91,9%). Уменьшилось количество тяжких преступлений (с 15 до 8) или на 46,7%. Также уменьшилось количество преступлений средней тяжести на 6,5% (с 31 до 29 случаев).
Основную долю в структуре преступности составляют преступления небольшой тяжести (72,9%) (101 случай). Их число уменьшилось по сравнению с 2011 годом на 6,5%.
Раскрываемость преступлений в 2012 году составила 93,6% против 92,3% в 2011 году, в том числе тяжких преступлений 85,7% против 100% в 2011 году.
13 августа 2012 года утверждена районная целевая программа Шемуршинского района "Безопасное муниципальное образование на 2012 - 2014 годы". В рамках реализации этой программы 2 сентября 2012 года на территории районного центра с. Шемурша установлены три видеокамеры купольного типа высокого качества.
Безопасность дорожного движения
Всего за 12 месяцев 2012 года произошло 21 ДТП против 23 за 2011 год, в результате которых получили телесные повреждения 29 человек (в 2011 году - 34), погибло 5 (в 2011 году - 6). В том числе с участием несовершеннолетних зарегистрировано 4 ДТП (в 2011 году - 7). С участием пешеходов 1 ДТП (в 2011 году - 5).
Сотрудниками ГИБДД была продолжена работа по выявлению административных нарушений ПДД. Всего было выявлено 1887 нарушителей правил дорожного движения против 4989 нарушителей за АППГ, произошло снижение на 62,2%, в том числе за управление в состоянии алкогольного опьянения 111 водителей против 118 за 2011 год.
Наложено штрафов на сумму 493600 руб.
На сегодняшний день требуется наращивание совместных усилий правоохранительных органов, органов социальной защиты и органов местного самоуправления в отношении лиц, не имеющих работы и постоянных источников дохода и являющихся источником создания криминогенной обстановки. В поле зрения всех заинтересованных структур и общественных комиссий должно быть противодействие преступности в среде несовершеннолетних, а также защите их от преступных посягательств.
------------------------------------------------------------------