По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.09.2013 по делу N А79-2491/2013 <Заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за осуществление регулярных пассажирских перевозок без заключения договора на осуществление таких перевозок с уполномоченным органом удовлетворены, поскольку отсутствует событие и состав административного правонарушения>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2013 г. по делу № А79-2491/2013

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ж., г. Чебоксары,
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, г. Чебоксары,
о признании незаконным и отмене постановления от 22.03.2013 № 000005,
при участии:
заявителя - предпринимателя Ж., его представителя С. по доверенности от 17.09.2012 № 01-юр,
от административного органа - С. по доверенности от 19.07.2013 № 9,

установил:

индивидуальный предприниматель Ж. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.03.2013 № 000005.
Этим постановлением предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 32.1 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (далее - Закон ЧР № 22), в виде штрафа в размере 10 000 рублей, за осуществление регулярных пассажирских перевозок без заключения договора на осуществление таких перевозок с уполномоченным органом Чувашской Республики.
По мнению заявителя, маршрут проходит по территории Чувашской Республики и территории Республики Марий Эл, имеет остановочный пункт на территории Республики Марий Эл, в связи с чем данный маршрут является межобластным и его регулирование производится Министерством транспорта
Российской Федерации, а договор на перевозки с исполнительным органом государственной власти субъекта России не заключается.
В судебном заседании предприниматель и его представитель заявление поддержали. Пояснили, что сам факт прохождения маршрута по административным территориям двух субъектов Российской Федерации делает маршрута межсубъектным, на который не распространяются требования законодательства Чувашской Республики. Наличие остановочных пунктов на территории Республики Марий Эл лишь подтверждает данное обстоятельство. В настоящее время предпринимателем подана заявка в Министерство на согласование открытия межсубъектного маршрута "Чебоксары - п. Сосновка", и эту заявку поддержал Чувашский автотранспортный союз.
Представитель Министерства заявление не признал. Пояснил, что маршрут № 333 "Чебоксары (АС Новосельская) - Сосновка" является пригородным, он включен в Единый реестр регулярных маршрутов Чувашской Республики, начальным и конечным пунктом маршрута является город Чебоксары, так как п. Сосновка входит в территорию г. Чебоксары на левом берегу р. Волга. Перевозка пассажиров на пригородных маршрутах Чувашской Республики осуществляется на основании договора с Минтрансом Чувашии. У предпринимателя такого договора не имеется, следовательно, он нарушил требования действующего в Чувашской Республике законодательства. Сама по себе автодорога "Вятка" - пос. Северный", по которой проходит маршрут № 333, является собственностью Чувашской Республики, несмотря на то, что 2,8 км этой дороги проходит по территории Республики Марий Эл. На момент совершения нарушения имелся договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 333 от 13.02.2013. Данный договор заключен Министерством с ГУП ЧР "Чувашавтотранс".
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
20.03.2013 должностным лицом Министерства в отношении предпринимателя Ж. составлен протокол № 000005 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 32.1 Закона № 22.
В протоколе указано, что 15.02.2013 в автобусе с государственным регистрационным знаком В7040А 21 RUS, принадлежащем предпринимателю Ж., осуществлялась перевозка пассажиров по маршруту регулярных перевозок № 333 "Чебоксары (АС Новосельская) - Сосновка" без договора на осуществление пассажирских перевозок с уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики. Перевозчиком в соответствии с путевым листом от 15.02.2013 является предприниматель Ж.
Постановлением Министерства от 22.03.2013 предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 32.1 Закона ЧР № 22, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 32.1 Закона ЧР № 22 (здесь и далее законы и иные нормативные правовые акты приводятся в редакции, действовавшей по состоянию на 15.02.2013 - день осуществления перевозки пассажиров в соответствии с протоколом об административном правонарушении) осуществление перевозчиком перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок без договора на осуществление пассажирских перевозок с уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики или органом местного самоуправления и паспорта автобусного маршрута, предусмотренного Законом Чувашской Республики "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" (далее - Закон ЧР № 48) организация регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, а также участие в организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах осуществляется уполномоченным органом.
Перевозчики осуществляют регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, организуемые сверх государственного заказа, на основании договоров на осуществление таких перевозок, заключенных с уполномоченным органом.
Договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.
Заключение договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах без проведения конкурса допускается на период до проведения очередного либо повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, с любым лицензированным перевозчиком в следующих случаях: если потребность в регулярных пассажирских перевозках автомобильным транспортом по маршруту обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы); досрочного прекращения регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на существующем маршруте, включая отказ от исполнения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, заключенного с уполномоченным органом, и (или) досрочного расторжения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах; признания конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах несостоявшимся; приостановления действия или аннулирования лицензии перевозчика, обязанного осуществлять транспортное обслуживание по конкретному маршруту; возникновения потребности в открытии, изменении регулярного автобусного маршрута в связи с вводом в эксплуатацию автомобильной дороги или строительством новых объектов общественной инфраструктуры.
Таким образом, осуществление пассажирских перевозок по регулярным межмуниципальным маршрутам Чувашской Республики должно осуществляться на основании соответствующего договора, заключенного с уполномоченным органом власти.
Таким органом власти является Министерство в соответствии с пунктом 38 раздела III Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.06.2012 № 217.
Договор или государственный контракт на осуществление пассажирских перевозок по маршруту № 333 Министерством с предпринимателем Ж. не заключен.
Однако суд отмечает следующее.
Вышеуказанные правила, регламентирующие заключение договоров на осуществление пассажирских межмуниципальных перевозок, касаются только перевозок, осуществляемых внутри Чувашской Республики.
Маршрут № 333 "Чебоксары - Сосновка" проходит не только по городу Чебоксары, но и по территории Чебоксарского района Чувашской Республики и по Республике Марий Эл.
Как следует из представленных материалов, в том числе фотографий автобуса, сделанных 15.02.2013, а также представленных в судебное заседание фото- и видеоматериалов, сразу после Восточного поста ГИБДД Чувашской Республики (на правом берегу р. Волга, до Чебоксарской ГЭС и моста через р. Волга) имеется остановочный пункт "Конноспортивная школа", далее (после пересечения р. Волга) имеются остановочные пункты около поста ГИБДД Республики Марий Эл и "Заволжье". Два последних остановочных пункта расположены на территории Республики Марий Эл. После поворота от автодороги "Вятка" маршрут № 333 пролегает по территории Республики Марий Эл (протяженность 2,8 км), дальше, до п. Сосновка - по территории Чувашской Республики.
Несмотря на данные обстоятельства, Министерство считает маршрут № 333 пригородным маршрутом Чувашской Республики.
Однако в соответствии с пунктом 5.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 (действовало до 01.07.2013) под межрегиональным сообщением понимается сообщение между городами (населенными пунктами) по маршруту, пересекающему административные границы субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200, автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные.
К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - проходящие за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно, к междугородным - за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км.
Кроме того, пригородные и междугородные маршруты подразделяются на внутрирайонные (начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного административного района), внутриобластные, внутрикраевые и внутриреспубликанские (АССР), начинающиеся и оканчивающиеся в пределах области, края, автономной республики, межобластные, межкраевые (проходящие через территорию двух и более областей, краев и автономных республик), межреспубликанские - проходящие на территории двух и более союзных республик.
В соответствии с терминами и понятиями, изложенными в статье 1 Закона ЧР № 48, межрегиональный маршрут - маршрут регулярных перевозок, пересекающий административные границы субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пригородный и междугородный маршрут является межрегиональным (межсубъектным), если он проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Поскольку маршрут № 333 "Чебоксары - Сосновка" пересекает административные границы Чувашской Республики и Республики Марий Эл, данный маршрут следует признать межрегиональным.
Это обстоятельство подтверждается также следующим.
Из расположения остановочных пунктов на маршруте № 333 следует, что пассажир может сесть в автобус на территории Чувашской Республики и выйти на территории Республики Марий Эл. Более того, пассажир может как сесть, так и выйти из автобуса на остановочных пунктах на территории Республики Марий Эл, вообще не заезжая на административную территорию Чувашской Республики (если сядет в автобус на посту ГИБДД Республики Марий Эл и проследует до остановки "Заволжье").
При этом нахождение автодороги "Вятка" - пос. Северный" в собственности Чувашской Республики роли не играет, так как эта автодорога частично проходит по территории Республики Марий Эл.
Кроме того, предприниматель Ж. 18.04.2013 обратился в Министерство транспорта Российской Федерации с просьбой разъяснить, каким следует считать маршрут № 333, межрегиональным или внутриреспубликанским, относящимся к ведению Минтранса Чувашии (л.д. 94).
Министерство транспорта Российской Федерации ответило письмом от 22.05.2013 № 03-03/10-2010, в котором сообщило, что предпринимателю необходимо получить согласование межсубъектного маршрута "Чебоксары - Сосновка" от органов исполнительной власти Чувашской Республики и Республики Марий Эл (л.д. 95).
То есть Минтранс России указал, что маршрут № 333 является межрегиональным.
К полномочиям Министерства в отношении межрегиональных маршрутов относится участие в организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 4, статья 7 Закона ЧР № 48).
Процедура открытия межрегиональных маршрутов урегулирована Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 № 178 (далее - Порядок № 178).
При осуществлении межрегиональных пассажирских перевозок ни Законом ЧР № 48, ни Порядком № 178 не предусмотрено заключение договора между органом власти того субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается межрегиональный маршрут, и перевозчиком.
Следовательно, привлечение заявителя к административной ответственности за осуществление пассажирских перевозок без договора с Министерством необоснованно.
В силу положений части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии события и состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое - подлежит прекращению.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Поскольку у Министерства не имелось оснований для привлечения предпринимателя Жукова В.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 32.1 Закона ЧР № 22, постановление от 22.03.2013 № 000005 подлежит признанию незаконным и отмене.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

заявление индивидуального предпринимателя Ж. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 22.03.2013 № 000005.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.


------------------------------------------------------------------