По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Верховного суда Чувашской Республики от 11.09.2013 N 33-2983/2013 <Об оставлении без изменения решения Ленинского районного суда г. Чебоксары от 07.06.2013 N 2-2413/2013 о признании недействующим решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 27.11.2012 N 822 "О Комплексной программе "Развитие общественного пассажирского транспорта города Чебоксары на 2012 - 2020 года">



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. № 33-2983/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего, судей, при секретаре, с участием прокурора рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующим нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, поступившее но апелляционной жалобе Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 7 июня 2013 года, которым постановлено признать недействующим решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27 ноября 2012 года № 822 "О Комплексной программе "Развитие общественного пассажирского транспорта города Чебоксары на 2012 - 2020 годы" с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействующим решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27 ноября 2012 года № 822 "О Комплексной программе "Развитие общественного пассажирского транспорта города Чебоксары на 2012 - 2020 годы".
В обоснование заявления прокурор указал следующее.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27 ноября 2012 года № 822, опубликованным в печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" от 29 ноября 2012 года за № 19, утверждена Комплексная программа "Развитие общественного пассажирского транспорта города Чебоксары на 2012 - 2020 годы". По структуре и содержанию указанная комплексная программа является муниципальной долгосрочной целевой программой, тогда как согласно ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом им порядке; порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается муниципальным правовым, актом местной администрации муниципального образования.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации для муниципального образования "Город Чебоксары" утвержден постановлением администрации г. Чебоксары от 3 декабря 2009 года № 275, и п. 4.7 этого указанного правового акта предусмотрено, что муниципальные целевые программы утверждаются постановлением администрации города Чебоксары.
По мнению прокурора, в рассматриваемой ситуации имеет место нарушение представительным органом муниципального образования предоставленных ему полномочий, что влечет признание нормативного правового акта недействующим как принятого с нарушением полномочий органа, принявшего этот акт.
В судебном заседании 7 июня 2013 года прокурор Б. заявление поддержал но изложенным в нем основаниям.
Представитель Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики Г. возражала против удовлетворения заявления прокурора, пояснив, что комплексная программа, утвержденная оспариваемым прокурором решением, не является долгосрочной целевой муниципальной программой, а относится к программам развития муниципального образования; соответственно, утверждена эта программа Чебоксарским городским Собранием депутатов в рамках полномочий представительного органа муниципального образования.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрации г. Чебоксары Я. поддержала правовую позицию городского Собрания депутатов.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано Чебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики. В апелляционной жалобе заинтересованного лица ставится вопрос об отмене судебного решения по мотиву его незаконности.
Выслушав объяснения представителя Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики и администрации г. Чебоксары Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора А., полагавшей отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, согласно ст. 327.1 ГПК РФ рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях прокурора относительно жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований удовлетворить апелляционную жалобу.
Судом установлено, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 27 ноября 2012 года № 822 утверждена Комплексная программа "Развитие общественного пассажирского транспорта города Чебоксары на 2012 - 2020 годы", которая опубликована в печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" от 29 ноября 2012 года за № 19.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании недействующим названного нормативного правового акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что муниципальный правовой принят в нарушение принципа разделения и самостоятельности функционирования представительного органа и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
Так, согласно вступившей в силу с 1 января 2009 года редакции ст. 179 (Долгосрочные целевые программы) Бюджетного кодекса РФ (действовавшей до редакции Федерального закона от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ) долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Отнесение данных полномочий к компетенции Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации объясняется тем, указанные органы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции, более эффективно и оперативно могут решать указанные вопросы.
Указанное правовое регулирование не распространяет свое действие на принятие планов и программ развития муниципального образования, отнесенное Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п. 4 ч. 10 ст. 35), поскольку понятия "программа развития" и "долгосрочная целевая программа" не являются идентичными по своему содержанию и назначению. Первые программы, в отличие от мероприятий, указанных в долгосрочных целевых программах, как правило, предусматривают общие направления, стратегии и принципы развития муниципального образования, а также механизм их реализации. В то же время долгосрочная целевая программа является системой взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на решение конкретных проблем в отраслях экономики и социальной сферы муниципальных образований и достижение конечных результатов, при этом такие программы предусматривают расходные обязательства на выполнение конкретных мероприятий, подлежащих исполнению за счет средств местных бюджетов.
При рассмотрении и разрешении дела суд первой инстанции фактически исходил именно из этих критериев разграничения полномочий представительного органа муниципального образования и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
В обжалуемом решении приведен анализ соответствия содержания оспариваемого муниципального акта утвержденному (в соответствии с предоставленными законом полномочиями) постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 декабря 2009 года № 275 Порядку разработки, утверждения и реализации долгосрочных муниципальных целевых программ.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 17 и 18 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Довод апелляционной жалобы представительного органа муниципального образования о том, что принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении относится в силу положений Устава муниципального образования и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, не опровергает основанный на законе вывод суда о том, что муниципальная долгосрочная целевая программа должна была быть утверждена администрацией муниципального образования "Город Чебоксары Чувашской Республики".
В связи с изложенным остальные доводы апелляционной жалобы также не свидетельствуют о неверном разрешении судом заявления прокурора.
Руководствуясь изложенным, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

оставить без удовлетворения апелляционную жалобу Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 7 июня 2013 года.

Председательствующий

Судьи


------------------------------------------------------------------