Решение Чувашского УФАС России от 03.09.2013 по делу N 16/04-АМЗ-2013 <О нарушении антимонопольного законодательства при установлении тарифов на вывоз ТБО для различных групп потребителей>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2013 г. по делу № 16/04-АМЗ-2013
Резолютивная часть решения оглашена 03 сентября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2013 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 16/04-АМЗ-2013 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Борисова В.А.
-
руководителя управления (председатель Комиссии);
Иванова Н.Д.
-
заместителя начальника отдела товарных рынков (член Комиссии);
Карповой Е.Ю.
-
старшего специалиста первого разряда отдела товарных рынков (член Комиссии),
при участии в заседании Комиссии:
от лица заявителя - товарищества собственников жилья "Н." (далее - ТСЖ "Н.") - Я. (председателя товарищества),
от лица ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Я." (далее - ООО "Я."):
- Б. - руководителя;
- С., действующего по доверенности от 11.11.2012;
- А., действующей по доверенности от 02.09.2013,
рассмотрев дело № 16/04-АМЗ-2013 в ООО "Я." (<...>) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) поступила жалоба ТСЖ "Н." (<...>) на действия ООО "Я." в части необоснованного установления в 2013 году в г. Ядрин Чувашской Республики тарифа на вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) исходя из обслуживаемой площади, а не за куб. м.
Согласно проекту договора ООО "Я." от 20.02.2013 № 4 на оказание услуг по вывозу ТБО стоимость услуги для ТСЖ "Н." составит 1,58 руб./кв. м (с жилых помещений) и 2,5 руб./кв. м (с нежилых помещений).
В апреле 2013 года Чувашским УФАС России проведен анализ рынка оказания услуг по вывозу ТБО в г. Ядрин, Ядринском районе Чувашской Республики за 2012 год и январь - февраль 2013 года. В ходе анализа было установлено, что на указанном рынке в январе, феврале 2013 года ООО "Я." занимает долю 100% (анализ рынка приобщен к материалам дела).
Следовательно, положение ООО "Я." по нормам пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим.
Статьей 10 Закона о защите конкуренции для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением.
Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещено экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
В связи с изложенным возбуждено дело № 16/04-АМЗ-2013 в отношении ООО "Я." по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных тарифов на сбор вывоз ТБО в г. Ядрин, Ядринском районе в 2013 году.
В ходе рассмотрения дела были заслушаны доводы участников по делу.
Представитель ТСЖ "Н." поддержал доводы, изложенные в обращении в антимонопольный орган.
Представитель ООО "Я." нарушения антимонопольного законодательства не признал и с жалобой ТСЖ "Н." не согласился, указав, что различный тариф на сбор, вывоз ТБО обусловлен наличием огороженной территории возле учреждений, для которых тариф установлен в руб./куб. м, а для контрагентов, чьи контейнеры не огорожены, тариф установлен в руб./кв. м.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующие обстоятельства по делу.
1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения, о которых составляют государственную тайну).
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (пункт 1 части 1 статьи 1).
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
2. Согласно статьям 23, 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Закон о защите конкуренции содержит запрет осуществления хозяйствующими субъектами действий, представляющих собой монополистическую деятельность, то есть злоупотребление доминирующим положением на рынке (статья 10).
3. Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Общество ООО "Я." создано и действует в организационно-правовой форме "общество с ограниченной ответственностью", является в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, таким образом, является хозяйствующим субъектом.
В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1 статьи 5).
С целью рассмотрение заявления ТСЖ "Н." о неправомерном установлении ООО "Я." тарифа на сборы и вывоз ТБО исходя из обслуживаемой площади, а не за куб. м Чувашским УФАС России проведен ретроспективный анализ рынка оказания услуг по вывозу ТБО в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.
Временной интервал исследования товарного рынка включил в себя 2012 год и январь - февраль 2013 года.
Продуктовые границы товарного рынка определены исходя из функционального назначения услуг, а также возможности их взаимозаменяемости, и определены как услуги по вывозу ТБО.
Географические границы оказания услуг по вывозу ТБО установлены в географических границах г. Ядрин и Ядринского района Чувашской Республики.
Услуги по вывозу ТБО в 2012 году в г. Ядрин, Ядринском районе Чувашской Республики оказывали две организации:
- Ядринское МПП ЖКХ;
- ООО "Я.".
С начала 2013 года Ядринское МПП ЖКХ прекратило деятельность по вывозу ТБО и с этого момента ООО "Я." единолично оказывало услуги по вывозу ТБО с территории г. Ядрин, Ядринского района Чувашской Республики.
Доли указанных хозяйствующих субъектов на рынке услуг по вывозу ТБО с территории г. Ядрин, Ядринского района приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование хозяйствующего субъекта
Границы оказания услуг в 2012 году
Объем оказанных услуг по сбору, вывозу ТБО в 2012 году (куб. м)
Доля, в %
Объем оказанных услуг по сбору, вывозу ТБО в январе - феврале 2013 года (куб. м)
Доля, в %
Ядринское МПП ЖКХ г. Ядрин
г. Ядрин
...
...
...
...
ООО "Я."
г. Ядрин, Ядринский район
...
...
...
...
Итого:
г. Ядрин, Ядринский район
...
...
...
...
Таким образом, доля ООО "Я." на рынке оказания услуг по вывозу ТБО в географических границах г. Ядрин, Ядринского района Чувашской Республики в январе - феврале 2013 года составил 100%.
Следовательно, положение ООО "Я." на рынке услуг по вывозу ТБО в г. Ядрин, Ядринском районе Чувашской Республики по нормам пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим.
4. Статьей 10 Закона о защите конкуренции для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц.
Как разъяснено пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Поскольку общество занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке, оно обязано соблюдать ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
4.1. Письмом от 29.04.2013 № 428 ООО "Я." представило копию приказа от 30 мая 2012 года № 113 б "Об установлении тарифов на вывоз твердых бытовых отходов с 1 июня 2012 года" (тариф действовал до 01.07.2013), которым установлены разные цены (тарифы) для разных групп потребителей услуг вывоза ТБО (данные приведены в таблице 2).
Таблица 2
Потребители
Ед. изм.
Тариф
Хозрасчетные организации, бюджетные учреждения в пределах г. Ядрин
1 кв. м
...
Хозрасчетные организации в пределах г. Ядрин
1 куб. м
...
Организации за пределами г. Ядрин
1 куб. м
...
Общежития организаций
1 кв. м
...
Бюджетные организации
1 куб. м
...
Население частного ведомственного сектора
1 чел.
...
При этом, использование тарифа в размере ... руб./куб. м общество обосновывает тем, что ранее данный тариф использовался Ядринским МПП ЖКХ и был утвержден им приказом от 21.09.2011 № 110-пр, а ООО "Я." не меняло данный тариф и придерживалось его.
Обоснование тарифа в размере... руб./куб. м для бюджетных организаций обществом Комиссии не представлено.
В соответствии с частью 1 статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов) на услуги вывоза ТБО.
Таким образом, тарифы на услуги вывоза ТБО обществом устанавливаются самостоятельно.
Общество представило в антимонопольный орган копии следующих договоров, заключенных с нижеперечисленными контрагентами на 2012, 2013 гг., предмет договора - оказание услуг по вывозу ТБО, в которых:
- в приложении 1 к договору на оказание услуг по вывозу ТБО от 01.06.2012 № 27 с Муниципальным учреждением "Детский оздоровительный лагерь "Родничок" тариф составляет - ... руб./куб. м;
- в приложении 1 к договору на оказание услуг по вывозу ТБО от 20.06.2012 № 33 Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Большечурашевская СОШ" тариф составляет - ... руб./куб. м;
- в приложении 1 к договору на оказание услуг по вывозу ТБО от 01.07.2012 № 34 с колхоз "Пучах" тариф составляет - ... руб./куб. м;
- в приложении 1 к договору на оказание услуг по вывозу ТБО от 01.07.2012 № 61 с обществом с ограниченной ответственностью "Т.", тариф составляет - ... руб./куб. м (дополнительным соглашением от 19.06.2013 ООО "Я." увеличило тариф для ООО "Т." до ... руб./куб. м);
- в приложении 1 к договору на оказание услуг по вывозу ТБО от 01.10.2012 № 66 с обществом с ограниченной ответственностью "ТД "Алмаз", тариф составляет - ... руб./кв. м;
- в приложении 1 к договору на оказание услуг по вывозу ТБО от 01.06.2012 № 39 с закрытым акционерным обществом "Я." тариф составляет в период с 01.06.2012 по 31.06.2012 - ... руб./кв. м, в период с 01.07.2012 по 31.12.2012 - ... руб./кв. м (дополнительным соглашением от 19.06.13 ООО "Я." увеличило тариф до ... руб./куб. м);
- в договоре на оказание услуг по вывозу ТБО от 09.01.2013 № 19 с обществом с ограниченной ответственностью "У.", тариф составил - ... руб./куб. м;
- в договоре на оказание услуг по вывозу ТБО от 09.01.2013 № 3 с автономным учреждением Чувашской Республики среднего профессионального образования "Ядринский агротехнический техникум" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики тариф составил - ... руб. за 1 кв. м.
Таким образом, материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что общество приказом от 30.05.2012 № 113б установило различные цены (тарифы) на один и то же товар - услуги по вывозу ТБО в границах г. Ядрин, Ядринского района Чувашской Республики для разных групп потребителей и применяло их.
4.2. Использование тарифа в размере ... руб./кв. м ООО "Я." обосновывает нормой накопления 1,7 (норматив), утвержденный Постановлением Ядринской районной администрации от 24.10.2003 № 1075 (далее - Постановление № 1075).
На момент рассмотрения дела Постановление № 1075 не отменено.
Нормы накопления ТБО - это количество твердых бытовых отходов, образующихся на одну расчетную единицу (для жилищного фонда - 1 человек или 1 место в гостинице; для магазинов и складов - 1 кв. м торговой площади) в единицу времени (день, год). Нормы накопления измеряются в единицах: кг или куб. м.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 14, подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, а организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 11 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 статьи 8 Закона № 89-ФЗ установлено, что к полномочиям органа местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Полномочия органов местного самоуправления по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах муниципального образования и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов от предприятий, учреждений и организаций органы местного самоуправления не обладают.
Данная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой:
- постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.07.2010 № Ф03-4747/2010;
- определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.09.2012 по делу № А79-12627/2011.
Таким образом, Комиссия считает, что использование норм накопления, утвержденных нормативным правовым актом администрации Ядринского района Чувашской Республики (постановление № 1075), не имевших на это полномочий, является не правомерным.
4.3. Письмом от 20.08.2013 № 760 ООО "Я." представило копию приказа от 18.06.2013 № 126 а "Об установлении размера платы за оказание услуг по вывозу ТБО с 01.07.2013" и калькуляцию затрат в качестве обоснования тарифов (размеры тарифов для разных групп потребителей приведены в таблице 3).
Таблица 3
Потребители
Тариф (руб. коп.)
Юридические лица, ИП в территориальных пределах г. Ядрин (за 1 куб. м) (для отдельных категорий потребителей допускается представление льгот по соглашению сторон)
...
Юридические лица, ИП за пределами г. Ядрин (за 1 куб. м)
...
Общежития организаций, сторонний жилищный фонд (за 1 кв. м)
...
Юридические лица, ИП (за 1 кв. м)
...
Физические лица, проживающие в частных жилых домах (за 1 чел.)
...
Таким образом, общество с 01.07.2013 увеличило тариф (утвержденный и использованный ранее Ядринским МПП ЖКХ в размере ... руб. куб. м) на 15% и тариф составил ... руб/куб. м.
Следовательно, материалами подтверждается и не оспаривается обществом, что с 01.07.2013 общество снова установило различные цены (тарифы) на услуги вывоза ТБО в границах г. Ядрин, Ядринского района Чувашской Республики, которые действуют по настоящее время.
5. В силу п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.
Из содержания данной нормы следует, что потребителями услуг по утилизации твердых бытовых отходов являются как физические, так и юридические лица.
Согласно статье 4.1 Закона № 89-ФЗ отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5).
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, а также Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов России от 15.05.2001 № 511, к отходам 3 - 5 классов опасности относятся твердые коммунальные отходы, отходы из жилищ, в том числе крупногабаритные, отходы (мусор) от бытовых помещений организаций несортированные, в том числе крупногабаритные, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами.
Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и пункт 12 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (вместе с "Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса") запрещает установление различных цен для разных категорий потребителей.
С учетом названных норм права следует, что действующим законодательством не установлена возможность применения разных тарифов к определенным группам, поскольку технология оказания услуг по сбору, вывозу твердых бытовых отходов как для населения, так и для юридических лиц не имеет отличий, затраты на оказание данных услуг являются одинаковыми, то и тариф на данную услугу для разных групп потребителей должен быть единым. Приводимая правовая позиция Комиссии подтверждается судебной практикой: постановление № 17АП-8160/2010-АК семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2010 года по делу № А71-2557/2010.
В соответствии со сборником удельных показателей образования отходов производства и потребления, утвержденного заместителем Председателя Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды 07.03.1999, накопление ТБО в благоустроенных домах составляет (часть 3.2.):
- при отборе пищевых отходов - 180 - 200 кг (0,9 - 1,0 куб. м) на человека в год;
- без отбора пищевых отходов - 210 - 225 кг (1,0 - 1,1 куб. м) на человека в год.
В соответствии с частью 7.4. Постановления Госстроя Российской Федерации от 23.02.1999 № 9 "Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства" калькуляция себестоимости в организации санитарной уборки городов составляется по форме 6-С.
При этом составляется калькуляция себестоимости по домовой очистке (вывоз твердых и жидких бытовых отходов) и механизированной уборке улиц.
Объектами калькулирования себестоимости в этих видах деятельности является:
- по домовой очистке - куб. м бытовых отходов;
- по уличной уборке - кв. м убираемой площади.
Калькуляция себестоимости услуг по санитарной уборке состоит из двух разделов:
- объем вывезенных жидких и твердых отходов, тыс. куб. м;
- убираемая механизированным способом площадь улиц и проездов, тыс. кв. м;
- пробег машин, тыс. км.
В соответствии с частью 6.4. Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.03.2011 № 19999) в сфере утилизации (захоронения) ТБО устанавливаются одноставочные тарифы в расчете на 1 куб. м или 1 тонну ТБО.
ООО "Я." заключены договоры с контрагентами на вывоз ТБО, при этом в тариф на вывоз ТБО включены также затраты на утилизацию ТБО.
Согласно договору на утилизацию ТБО и прочие отходы от 01.06.2012 № 16 с ООО "Д." (письмо ООО "Я." от 29.07.2013 № 635) оплата ООО "Я." услуг ООО "Д." производится исходя из фактического количества принятых отходов за куб. м в год.
Таким образом, тариф ООО "Я." для хозрасчетных организаций, бюджетных учреждений в пределах г. Ядрин, общежитий организаций (согласно приказу от 30.05.2012 № 113 б "Об установлении тарифов на вывоз ТБО с 1 июня 2012 года) включает в себя стоимость вывоза ТБО за кв. м, а утилизация того же объема мусора, вывезенного от них на полигон захоронения ТБО, из расчета руб/куб. м или на тонну.
В силу приведенных выше норм права все расчеты общества (калькуляция затрат, расчет объема вывоза и т.д.) должны проводиться из расчета на куб. м или на тонну. Оказывая услуги по сбору, вывозу ТБО для своих контрагентов (в т.ч. юридических лиц, бюджетных организаций, ТСЖ, УК и т.д.) ООО "Я." должно исходить из фактического объема вывоза ТБО, накапливаемого в контейнерах хозяйствующего субъекта и измеряемого в куб. м или в тоннах.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия приходит к следующим выводам.
Факт применения ООО "Я." разных тарифов для различных групп потребителей при оказании услуг по вывозу ТБО в г. Ядрин, Ядринском районе в 2013 году Комиссией установлен, материалами дела подтвержден.
Комиссия приходит к выводу, что ни в материалах дела, ни в устных объяснениях представителей ООО "Я." не содержатся обоснованные сведения и доказательства, указывающие на наличие объективных факторов, повлекших за собой установление разных цен на услуги по вывозу ТБО в г. Ядрин, Ядринском районе Чувашской Республики в 2013 году.
Установление для различных групп потребителей различных тарифов на вывоз ТБО и использование норм накопления, свидетельствует о нарушении пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещающей экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
Данные действия общества ущемляют интересы неограниченного круга лиц - потребителей услуг вывоза ТБО в г. Ядрин и Ядринском районе Чувашской Республики, что подтверждается жалобой ТСЖ "Н." в антимонопольный орган.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком продолжается совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.
Комиссия полагает, что принятие настоящего решения и выдача ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства являются достаточными мерами по установлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства. По данной причине Комиссия считает, что основания применения к ответчику иных мер, определенных частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.
Комиссия также, во исполнение пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции отмечает, что выходя за рамки предоставленных действующим законодательством полномочий, Ядринская районная администрация Чувашской Республики постановлением от 24.10.2003 № 1075 утвердила нормы накопления ТБО. В связи с этим считает необходимым направить материалы дела в части выхода администрацией за рамки полномочий для проведения соответствующей проверки в Прокуратуру Чувашской Республики.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия,
решила:
1. Признать в действиях ООО "Я." (<...>) нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления экономически, технологически и иным образом необоснованно разных тарифов на вывоз ТБО для различных групп потребителей в г. Ядрин, Ядринском районе в 2012, 2013 гг.
2. Выдать ООО "Я." (<...>) предписание об устранении нарушений пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Направить материалы дела № 16/04-АМЗ-2013 о нарушении антимонопольного законодательства в Прокуратуру Чувашской Республики.
Председатель комиссии
В.А.БОРИСОВ
Члены Комиссии
Н.Д.ИВАНОВ
Е.Ю.КАРПОВА
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 2013 Г. ПО ДЕЛУ № 16/04-АМЗ-2013
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 16/04-АМЗ-2013 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Борисова В.А.
-
руководителя управления (председатель Комиссии);
Иванова Н.Д.
-
заместителя начальника отдела товарных рынков (член Комиссии);
Карповой Е.Ю.
-
старшего специалиста первого разряда отдела товарных рынков (член Комиссии),
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 17 сентября 2013 года по делу № 16/04-АМЗ-2013 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Я." (далее - ООО "Я.", адрес: <...>),
предписывает:
Обществу с ограниченной ответственностью "Я.":
1. В целях прекращения нарушений антимонопольного законодательства в течение тридцати дней с момента получения предписания прекратить нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в экономически или технологически необоснованном установлении разных тарифов для различных групп потребителей на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов в г. Ядрин, Ядринском районе Чувашской Республике в 2013 году, путем установления экономически, технологически и иным образом обоснованных тарифов для всех покупателей услуг, обеспечивающих соблюдение обществом требований пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Об исполнении данного предписания, с приложением подтверждающих документов, проинформировать Чувашское УФАС России в пятидневный срок с момента исполнения пункта 1 предписания.
Председатель комиссии
В.А.БОРИСОВ
Члены Комиссии
Н.Д.ИВАНОВ
Е.Ю.КАРПОВА
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
------------------------------------------------------------------