Определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.09.2013 по делу N А79-5468/2013 <О прекращении производства по делу о признании недействительным решения Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 30.11.2005 N 40 "Об Уставе муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. по делу № А79-5468/2013
Резолютивная часть определения оглашена 16 сентября 2013 года.
Полный текст определения изготовлен 18 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии под председательством судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное внедренческое предприятие "Автоматизированные системы" г. Чебоксары к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов, администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании недействующим решения Чебоксарского городского собрания депутатов от 30.11.2005 № 40,
третьи лица: Министерство юстиции Чувашской Республики, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, администрация Ленинского района города Чебоксары, администрация Калининского района города Чебоксары, администрация Московского района города Чебоксары,
при участии: представителя заявителя - П., по доверенности от 18.07.2012, представителя Чебоксарского городского Собрания депутатов и администрации г. Чебоксары - Е., по доверенностям от 29.12.2012 № 29/01-5322, от 12.08.2013 № 01-386, представителя Министерства юстиции Чувашской Республики - Б., по доверенности от 20.08.2013, представителя Управления Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике - В., по доверенности от 28.08.2013, представителя администрации Московского района г. Чебоксары - Я., по доверенности от 09.01.2013, представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары - Н., по доверенности от 10.04.2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью научно-производственное внедренческое предприятие "Автоматизированные системы" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Чебоксарскому городскому собранию депутатов, администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании недействительным решения Чебоксарского городского собрания депутатов от 30.11.2005 № 40 "Об Уставе муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики".
Заявление мотивировано тем, что названным решением утвержден Устав города Чебоксары. Статьи 44, 45 Устава города Чебоксары не соответствуют статье 60 Конституции Чувашской Республики.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении и уточнению к нему. В заседании суда в уточнение требований просит признать недействующим решение Чебоксарского городского собрания депутатов от 30.11.2005 № 40 в части образования в городе Чебоксары Московского, Ленинского, Калининского районов.
Представитель Чебоксарского городского собрания депутатов и администрации г. Чебоксары просит прекратить производство по делу в связи с подведомственностью спора арбитражному суду.
Указывает, что решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 № 40 принято в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" Устав города зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу 26.12.2005 (свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального образования № RU213040002005002). Текст Устава города Чебоксары опубликован в газете "Чебоксарские новости" от 31.12.2005 № 255-260.
В связи с внесением изменений в федеральное законодательство и законодательство Чувашской Республики в Устав города Чебоксары неоднократно вносились соответствующие изменения, а именно от 11.07.2006 № 257, от 27.09.2007 № 766, от 28.10.2008 № 1138, от 23.12.2008 № 1207, от 26.06.2009 № 1345, от 22.06.2010 № 1704, от 14.04.2011 № 144, от 30.06.2011 № 260, от 06.03.2012 № 500, от 25.09.2012 № 750.
Все изменения в Устав города были проверены регистрирующим органом (Управлением Министерства юстиции РФ по Чувашской Республике) на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проведена антикоррупционная экспертиза устава муниципального образования.
Таким образом, считает, что Устав города принят в рамках действующего законодательства.
Представитель Министерства юстиции Чувашской Республики просит отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в отзыве. Оспариваемое решение считает законным и обоснованным.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике просит прекратить производство по делу. Считает, что заявление ООО НПВП "Автоматизированные системы" неподведомственно арбитражному суду.
Представители администрации Ленинского и Московского районов города Чебоксары требование заявителя не признали. В обоснование возражений привели изложенные в отзывах доводы.
Администрация Калининского района города Чебоксары, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, на заседание суда не обеспечила явку своего представителя. Отзыв не представила.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя администрации Калининского района г. Чебоксары.
Суд принимает заявленное уточнение требований представителя заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения участников процесса, проанализировав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статьей 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем обстоятельства по делу свидетельствуют, что обществом с ограниченной ответственностью Научно производственное внедренческое предприятие "Автоматизированные системы" оспаривается решение Чебоксарского городского собрания депутатов от 30.11.2005 № 40 "Об Уставе муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики" в части образования в городе Чебоксары Московского, Ленинского и Калининского районов, как несоответствующее Конституции Чувашской Республики.
Суд находит, что спор между участниками процесса возник относительно правомерности решения Чебоксарского городского собрания депутатов в части принятия статей 44, 45 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, включающие деление города Чебоксары на указанные выше районы. Заявителем фактически ставится вопрос о проверке спорных статей Устава с точки зрения их соответствия действующей Конституции Чувашской Республики.
С учетом фактических обстоятельств заявленный спор нельзя признать связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности ООО НПВП "Автоматизированные системы" и возникшим в этой сфере. Ссылка заявителя на то, что созданием и функционированием в городе Чебоксары администраций Ленинского, Калининского и Московского районов города Чебоксары, не предусмотренных Конституцией Чувашской Республики, нарушаются его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, документально не подтверждена.
Представленные заявителем в суд постановления главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 03.03.2000 № 330, 31.01.2002 № 142, предписание от 27.07.2011 № 06/15-328, письма от 27.09.2011 № 06-15-478, от 24.04.2013 № 07/15-275 администрации Ленинского района г. Чебоксары не свидетельствуют о нарушении прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах следует признать, что дело по заявлению ООО НПВП "Автоматизированные системы" о признании недействительным решения Чебоксарского городского собрания депутатов от 30.11.2005 № 40 в части образования в городе Чебоксары Московского, Ленинского, Калининского районов арбитражному суду неподведомственно.
Более того суд отмечает, что в рамках дела № А79-2498/2013 определением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии дело по заявлению ООО НПВП "Автоматизированные системы" к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов и администрации г. Чебоксары о признании недействующим статьи 44 Устава города Чебоксары производством прекращено.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и если имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
С учетом вышеизложенного производство по делу подлежит прекращению.
Заявителем в ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство об истребовании из Управления Росреестра по Чувашской Республике кадастровых планов земель по Калининскому, Ленинскому и Московскому районам г. Чебоксары. Суд протокольным определением в удовлетворении заявленного ходатайства отказал как не относящееся к предмету уточненных заявленных требований.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственное внедренческое предприятие "Автоматизированные системы" необходимо возвратить госпошлину, уплаченную при обращении в суд.
Руководствуясь пунктами 1, 2 части 1 статьи 150, статьями 151, 184 и 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное внедренческое предприятие "Автоматизированные системы" г. Чебоксары к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов и администрации города Чебоксары Чувашской Республики о признании недействующим решения Чебоксарского городского собрания депутатов от 30.11.2005 № 40 в части образования в городе Чебоксары Московского, Ленинского, Калининского районов производством прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственное внедренческое предприятие "Автоматизированные системы" государственную пошлину в размере <...>, уплаченную квитанцией от 05.07.2013.
Определение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть в месячный срок обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
------------------------------------------------------------------