По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Чувашского УФАС России от 15.10.2013 по делу N 30/04-АМЗ-2013 <О прекращении дела о нарушении антимонопольного законодательства в части установления сбора за пользование объектами животного мира>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2013 г. по делу № 30/04-АМЗ-2013

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 17 октября 2013 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 30/04-АМЗ-2013 (далее - Комиссия) в составе:

Борисова В.А.
-
руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (председатель Комиссии);
Иванова Н.Д.
-
заместителя начальника отдела товарных рынков (член Комиссии);
Трифоновой А.В.
-
ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков (член Комиссии);

при участии от заявителя - ...;
от ответчика - С., по доверенности № б/н от 29.08.2013,
рассмотрела дело № 30/04-АМЗ-2013 по признакам нарушения ООО "К." (<...>) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии поступила жалоба... на действия ООО "К." в части установления сбора за пользование объектами животного мира в размере 5000 рублей за один день охоты на селезня утки и 5000 рублей за один день охоты на вальдшнепа, установленным приказом № 1 от 11.04.2013 о проведении весенней охоты.
Так как весенняя охота продолжается 10 дней, то за весь период весенней охоты ... предлагалось заплатить ООО "К." 5000 рублей только за охоту на селезня утки. Такая же ставка установлена на добычу вальдшнепа. Итого за период весенней охоты предлагалось уплатить сбор в сумме 100000 рублей. По сравнению с прошлым годом сумма увеличилась в 50 раз (в 2012 году за весь период весенней охоты ... уплатил 1000 рублей за охоту на селезня утки.
Кабинет Министров Чувашской Республики своим постановлением № 5 от 24.01.2013 установил величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения. Согласно постановления, величина прожиточного минимума в целом по республике составляет 5510 рублей, для трудоспособного населения - 5936 рублей, для пенсионеров - 4327 рублей, для детей - 5394 рубля в месяц.
Согласно п. 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов" (далее - Закон об охоте) любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 5 вышеуказанной статьи оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотохозяйственных соглашений.
Согласно приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010 № 121 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов" утвержден Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов согласно приложению 1. На основании этого приложения выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешение) осуществляется:
1) Физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотохозяйственном реестре, или иностранному гражданину, временно пребывающему в Российской Федерации и заключившему договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, в случаях осуществления им охоты;
2) В закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившим охотохозяйственные соглашения.
... является гражданином РФ, охотником с более чем 28-летним стажем, сведения о нем содержатся в государственном охотохозяйственном реестре. При обращении за разрешением в ООО "Кедр" в устной форме ему было предложено получить разрешение только за плату 5000 рублей в день с навязыванием ему егерского сопровождения. В частном разговоре с егерями ему сообщили, что сбор за весеннюю охоту будет еще выше, чем 5000 рублей в день.
Такие суммы сбора за пользование объектами животного мира со стороны ООО "К." ... считает необоснованно завышенными, направленными на создание более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, по сравнению с другими физическими лицами.
Согласно статьи 55 Закона об охоте услуги в сфере охотничьего хозяйства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством. Услуги ООО "К.", согласно приказу № 1 от 11.04.2013 предусматривают присутствие штатного егеря и оказание методической, консультативной и практической помощи охотнику при осуществлении охоты на протяжении всего дня. В угодьях, где арендатором является ООО "К.", ... охотится 18 лет, следовательно, никакой помощи от егеря на охоте на селезня утки и вальдшнепа ему не требуется, а охрана охотничьих угодий - это прямая обязанность егеря, за выполнение которой он получает зарплату. Заключать такой непомерный договор с ООО "К.", где один день охоты будет стоить 10000 рублей, ... не намерен. Никаких дополнительных услуг для охоты на общедоступную, нелицензионную дичь охотнику не требуется. Без уплаты суммы сбора в выдаче разрешения на осуществление охоты ... было отказано.
Во исполнение поручения Президента РФ Минприродой России была подготовлена "Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и развития охотохозяйственной деятельности в Российской Федерации до 2030 года". Согласно данного документа наиболее эффективными формами взаимодействия бизнеса, власти и общества в сфере охоты являются:
1. Предоставление возможности охоты местному населению в закрепленных угодьях по сниженным ценам;
2. Предоставление путевок и лицензий местным охотникам за трудоучастие в охране и/или проведении биотехнических мероприятий (... ежегодно делает солонцы для лосей и зайцев, искусственные порхалища для глухарей в угодьях ООО "К.", выделяет денежные средства для закупки ГСМ для ремонта дорог).
На основании данных, представленных охотпользователями Чувашской Республики, установлено, что средняя стоимость за охоту на утку селезня и вальдшнепа составила в период весенней охоты, согласно рекомендациям Госохотрыбслужбы Чувашии, от 50 рублей до 500 рублей в день для членов охотохозяйств, и от 1200 до 5000 рублей в день для лиц, не являющимися членами охотохозяйства. В угодьях общего пользования Чувашии комплексная путевка на селезней уток, вальдшнепа и гусей составляла 400 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Своими действиями по установлению необоснованно высокого размера платы за один день весенней охоты на один вид животного мира ООО "К." ущемило интересы ... на осуществление охоты на данной территории в данный период времени.
По результатам предварительно проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг в сфере охотохозяйств - охоту на селезня утки и вальдшнепа в Алатырском районе Чувашской Республики ООО "К." в 2012 году занимало доминирующее положение с долей в натуральном выражении до 35% и в стоимостном - более 50%.
На основании вышеизложенного было возбуждено настоящее дело в отношении ООО "К." по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованным установлении сборов за пользование объектами животного мира в размере 5000 рублей за один день охоты на селезня утки и 5000 рублей за один день охоты на вальдшнепа, установленных приказом от 11.04.2013 № 1 "О проведении весенней охоты".
ООО "К." нарушения антимонопольного законодательства не признало по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 10 Закона об охоте не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов.
Пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимаются злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Под недобросовестной конкуренцией имеются в виду любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
ООО "К." ни монополистической деятельности, ни недобросовестной конкуренции не допускал. ООО "К." не занимает, определяемого в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующего положения на рынке предоставления услуг, связанных с охотой и разведением диких животных на территории Чувашской Республики.
Антимонопольными органами географические границы товарного рынка предоставления услуг, связанных с охотой и разведением диких животных определяются в географических границах, соответствующих границам субъектов РФ (например, аналитический отчет "Обзор состояния конкуренции на рынке предоставления услуг, связанных с охотой и разведением диких животных 2009 - 1 полугодие 2010 гг., подготовленный Управлением Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области, доступен по адресу в сети Интернет: http://eao.fas.gov.ru/analytic/6276).
Пунктом 2 статьи 10 Закона об охоте установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.
Изданный ООО "К." приказ № 1 от 11.04.2013 о проведении весенней охоты не препятствовал, не ограничивал и не устранял конкуренцию на рынке предоставления услуг, связанных с охотой и разведением диких животных на территории Чувашской Республики, так как ООО "К." не занимает доминирующего положения на указанном рынке.
На рынке предоставления услуг, связанных с охотой и разведением диких животных на территории Чувашской Республики действуют иные хозяйствующие субъекты, доля которых в отдельных случаях в несколько раз превосходит долю рынка, занимаемого ООО "К.", и предоставляющие услуги, связанные с охотой, в требуемом заявителю объеме (без егерского сопровождения и иных).
Лишь на территории Алатырского района Чувашской Республики, наряду с ООО "К.", занимающим 33,9 тыс. га, имеется охотохозяйство Алатырского районного отделения ЧРОО "Ч." площадью 110,1 тыс. га, на которых за услуги по организации весенней охоты взималась плата в размере 450 рублей за 10 дней, а также общедоступные охотничьи угодья площадью 5,5 тыс. га с оплатой пошлины в размере <...>.
По данным Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания только ЧРОО "Ч." располагает охотохозяйствами на территории Чувашской Республики общей площадью 571 тыс. га. А всего на территории Чувашской Республики в распоряжении охотпользователей находится 868,56 тыс. га, не считая общедоступных охотничьих угодий.
Плата за услуги по организации охоты (в том числе егерского сопровождения), взимаемая охотпользователями, является одним из важных источников финансирования проведения биотехнических и охранных мероприятий, деятельности охотпользователя по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, и устанавливается охотпользователем исходя из объема оказываемых охотпользователем услуг по организации охоты.
Услуги по организации охоты предусматривают присутствие штатного егеря и оказание методической и практической помощи охотнику при осуществлении охоты на протяжении всего дня.
Таким образом, довод заявителя о необоснованном установлении ООО "К." платы за услуги по организации охоты является несостоятельным.
Что же касается не включения заявителя в установленный Приказом № 1 от 11.04.2013 перечень лиц, освобожденных от платы за услуги по организации охоты, то в ООО "К." письменного заявления о включении в указанный список от ... не поступало, в связи с чем такое заявление не было рассмотрено.
Также в ООО "К." не поступало письменное заявление ... о выдаче ему разрешения на охоту, как того требует Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23.04.2010 № 121), а также заявление о выдаче путевки на охоту (о заключении договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), как того требует пункт 3 статьи 14 Закона об охоте, в котором заявитель вправе указать объем требующихся ему услуг.
Заявитель ... имел реальную возможность реализовать свое право на доступ к ресурсам животного мира, обратившись к иным хозяйствующим субъектам, предоставляющим на закрепленных охотничьих угодиях услуги, связанные с охотой и разведением диких животных на территории Чувашской Республики в объеме, требуемом заявителю, или провести охоту на общедоступных охотничьих угодиях, на которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 7 Закона об охоте.
В ходе рассмотрения дела ответчиком отмечено, что охотниками, осуществляющими охоту в охотохозяйстве ООО "К.", являются жители не только Чувашской Республики, но и других регионов Российской Федерации.
Также установлено, что Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и развития охотохозяйственной деятельности в Российской Федерации до 2030 года, на которую ссылается заявитель, находится в стадии разработки, официально не опубликована.
В связи с поступившим сообщением и на основании представленных ответчиком доказательств участия в охоте охотхозяйства ООО "К." охотников из других районов Чувашской Республики, Чувашским УФАС России был проведен новый анализ состояния конкуренции на рынке услуг в сфере охотничьих хозяйств - добыча селезня утки и вальдшнепа, где географическими границами товарного рынка определены границы Чувашской Республики, в рамках которого доминирующее положение ООО "К." не установлено.
Ответчик также сообщил, что заявитель имел право обратиться в ООО "К." с несогласием на отдельные виды услуг (услуги штатного егеря, подсадная утка и пр.), на основании которого размер платы для него мог быть пересмотрен, также учитывая участие ... в работах по проведению биотехнических мероприятий на территории угодий ООО "К.". Однако таких заявлений в ООО "К." не поступало.
Необходимым условием наступления ответственности является доказанность того факта, что у субъекта ответственности имеется объективная и реальная возможность рентабельного производства товара. Кроме того, необходимо также установить, что на данный товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки.
У заявителя имеется возможность для охоты в других альтернативных общедоступных угодьях, расположенных на территории Алатырского района Чувашской Республики, размер платы которых значительно ниже, в связи с меньшей площадью содержания лесного участка.
В связи с тем, что ООО "К." не занимает доминирующего положения на рынке услуг в сфере охотничьих хозяйств - добыча селезня утки и вальдшнепа в пределах границ Чувашской Республики, и на основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в действиях ООО "К." по установлению размера платы за 1 день охоты на утку селезня в размере 5000 рублей и 1 день охоты на вальдшнепа в размере 5000 рублей в период весенней охоты 2013 года нарушение антимонопольного законодательства отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

Прекратить рассмотрение дела № 30/04-АМЗ-2013 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью "К." (<...>) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Председатель Комиссии
В.А.БОРИСОВ

Члены Комиссии
Н.Д.ИВАНОВ
А.В.ТРИФОНОВА

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------