По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.10.2013 по делу N А79-4485/2013 <О признании приложения N 2 к постановлению Администрации города Шумерля ЧР от 27.03.2013 N 255 "О создании комиссии по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерля" соответствующим Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. по делу № А79-4485/2013

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2013 года. Решение в полном объеме изготовлено 23 октября 2013 года.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело по заявлению товарищества собственников жилья "Счастливчик", г. Шумерля к администрации города Шумерля Чувашской Республики, г. Шумерля
о признании недействующим приложения № 2 к постановлению от 27.03.2013 № 255, при участии:
от ТСЖ "Счастливчик" - Р. (дов. от 13.03.2013), Е. (дов. от 01.10.2013);
от Администрации города Шумерля - Як-ев. (дов. 01.04.2013);

установил:

товарищество собственников жилья "Счастливчик" обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Шумерля Чувашской Республики о признании недействительным приложения № 2 к постановлению от 27.03.2013 № 255 "О создании комиссии по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерля".
Заявление мотивировано тем, что 27.03.2013 администрацией города Шумерля за № 255 было принято постановление за № 255 "О создании комиссии по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерли" (далее - Постановление). В Положении о комиссии по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерли, утвержденного Постановлением (приложение № 1) в абзаце 2 пункта 3.2 указано, что в состав комиссии включаются работники структурных подразделений администрации города Шумерля, представители правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива или представители управляющей организации (не более двух), депутаты Собрания депутатов города Шумерля, представители общественных объединений, работа которых связана с жилищно-коммунальной сферой. Однако из приложения № 2 видно, что в состав комиссии по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов включены три управляющие компании города Шумерля, что противоречит Положению о комиссии (ООО "Жилищно-коммунальные услуги, ООО "Наш дом" и ООО "Системы управления"). Ни один представитель товарищества собственников жилья города Шумерля, не был включен в состав комиссии. В связи с этим заявитель приходит к выводу о заинтересованности управляющих компаний ООО "Жилищно-коммунальные услуги", ООО "Наш дом", ООО "Системы управления" и администрации города Шумерля во включении в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерля и использования выделенных денежных средств на это только тех домов, которые находятся в управлении вышеназванных управляющих компаний.
Заявитель полагает, что комиссия, утвержденная оспариваемым постановлением неправомочна и выносит незаконные решения.
В абзаце 2 пункта 3.2 указано, что в состав Комиссии включаются работники структурных подразделений администрации города Шумерля, а после них следует представители правления товарищества собственников жилья. То есть, преимущественное право для включения в комиссию перед управляющими компаниями имели представители правления товарищества собственников жилья (которые имеются в городе в Шумерле), однако это администрацией города Шумерля было игнорировано.
Находящиеся в ведении ТСЖ дома в городе Шумерля имеют наиболее большую степень износа. Невключение в комиссию представителя правления ТСЖ нарушает права всех ТСЖ города Шумерля, которые принимали бы участия в комиссиях по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерли.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Системы управления", ООО "Жилищно-коммунальные услуги", ООО "Наш дом".
Представители заявителя в судебном заседании просили признать недействительным приложение № 2 к постановлению от 27.03.2013 № 255 Администрации города Шумерля Чувашской Республики "О создании комиссии по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерля" по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснили, что оспариваемое приложение противоречит Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Администрация города Шумерля Чувашской Республики в отзыве указала, что согласно пунктам 4 и 5 статьи 15 Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 указанной статьи, при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе.
При этом направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, проведение обязательного энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Во исполнение указанного закона главой администрации города Шумерля от 27 марта 2013 года принято постановление № 255 "О создании комиссии по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерля", в котором были разработаны критерии отбора домов в программу капитального ремонта, определен состав комиссии по отбору домов.
Из смысла пункта 3.2 Положения не усматривается обязанности включения в состав комиссии именно председателей правления товарищества собственников жилья, поскольку по сути ТСЖ также является управляющей организацией. Установленное ограничение численности членов комиссии в лице управляющих организаций - не более двух, относится к числу представителей от одной управляющей организации, но не применимо к числу общего количества управляющих организаций в целом, включаемых в состав комиссии.
Представитель Администрации города Шумерля Чувашской Республики в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать.
На основании статей 123, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей ООО "Системы управления", ООО "Жилищно-коммунальные услуги", ООО "Наш дом", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Постановлением Администрации г. Шумерли Чувашской Республики от 27 марта 2013 г. № 255 "О создании комиссии по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерли" (далее - Постановление от 27.03.2013 г. № 255) утверждено Положение о комиссии по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерли (приложение № 1), создана Комиссия по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерли (приложение № 2), утверждены критерии отбора многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерли (приложение № 3).
В Комиссию по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерли (приложение № 2) включены следующие лица: В. - заместитель главы администрации города Шумерля по вопросам строительства, ЖКХ и энергетики - начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, председатель комиссии; А.А. - специалист-эксперт по ЖКХ отдела жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации города Шумерля, секретарь комиссии; А.Н. - начальник отдела экономики, предпринимательства и торговли администрации города Шумерля; Г.С. - депутат Собрания депутатов города Шумерля созыва 2010 - 2015 гг. (по согласованию); Г.Е. - начальник отдела строительства и архитектуры - главный архитектор администрации города Шумерля; Т. - первый заместитель главы администрации по экономическим и финансовым вопросам - начальник финансового отдела администрации города Шумерля; Н. - главный государственный жилищный инспектор Чувашской Республики (по согласованию); О.А. - директор общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные услуги" (управляющая организация) (по согласованию); О.Ю. - директор общества с ограниченной ответственностью "Наш дом" (управляющая организация) (по согласованию); Х. - директор общества с ограниченной ответственностью "Системы управления" (управляющая организация) (по согласованию); Яр-ов. - директор муниципального унитарного предприятия "Шумерлинское городское бюро технической инвентаризации".
Постановление от 27.03.2013 г. № 255 опубликовано в печатном издании - "Информационный бюллетень администрации города Шумерля" № 08 (181) от 29.03.2013, а также размещено 03.04.2013 в сети интернет на официальном сайте города Шумерля.
Заявитель посчитал, что приложение № 2 к Постановлению от 27.03.2013 г. № 255 противоречит закону и оспорил его в суде.
Изучив доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Пунктом 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" определено, что по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
Постановление от 27.03.2013 № 255 "О создании комиссии по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерля" обладает признаками нормативного акта, в связи с чем, спор подлежит рассмотрению по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 4 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.2.6 Порядка отбора муниципальных районов и городских округов для включения в республиканские адресные программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда (утв. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 13.02.2012 № 42 "О порядке отбора муниципальных районов и городских округов для включения в республиканские адресные программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда") одним из основных условий для включения в республиканские адресные программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда является наличие утвержденных муниципальных программ капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Как указано в пункте 3 Критериев отбора многоквартирных домов для включения в республиканскую адресную программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики (утв. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 13.02.2012 № 42 "О порядке отбора муниципальных районов и городских округов для включения в республиканские адресные программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда") отбор многоквартирных домов для включения в Программу осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики на основе балльной оценки в соответствии с приложением к настоящим Критериям.
В целях отбора многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерли создана Комиссия по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерли (приложение № 2).
Заявитель полагает, что приложение № 2 Постановления от 27.03.2013 № 255 противоречит Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", так как заявитель не был включен в состав вышеназванной комиссии.
Данный довод судом не принимается, так как Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не регламентируется порядок создания и состав комиссий по отбору многоквартирных домов для включения в целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов.
В данном законе установлено лишь требование о наличии муниципальной или региональной программы ремонта многоквартирных домов.
Порядок отбора многоквартирных домов для включения в целевую программу определяют органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно, исходя из определенных критериев.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 приложения № 1 Постановления от 27.03.2013 г. № 255 состав Комиссии утверждается постановлением администрации города Шумерля.
Комиссию возглавляет заместитель главы администрации города Шумерля по вопросам строительства, ЖКХ и энергетики - начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (далее председатель).
В состав Комиссии включаются работники структурных подразделений администрации города Шумерля, председатели правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива или представители управляющей организации (не более двух), депутаты Собрания депутатов города Шумерля, представители общественных объединений, работа которых связана с жилищно-коммунальной сферой.
Таким образом, общее число членов комиссии не установлено, состав комиссии утверждается постановлением администрации города Шумерля по своему усмотрению.
Из отзыва администрации города Шумерля следует, что установленное ограничение численности членов комиссии в лице управляющих организаций - не более двух, относится к числу представителей от одной управляющей организации, но не применимо к числу общего количества управляющих организаций в целом, включаемых в состав комиссии. Управляющие организации выбраны исходя из количества обслуживаемых домов.
В связи с вышеизложенным судом не принимается довод заявителя о противоречии приложения № 2 пункту 3.2 приложения № 1 к Постановлению от 27.03.2013 № 255, так как в состав комиссии включен один представитель от каждой управляющей организации.
Из текста заявления и пояснений представителей заявителей следует, что фактически ТСЖ "Счастливчик" не согласно с решениями комиссии, в связи чем, оспаривает состав комиссии.
Между тем согласно пунктам 3.8, 3.11, 3.13 приложения № 1 к Постановлению от 27.03.2013 № 255 решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании членами комиссии. В протоколах указываются особые мнения членов комиссии (при наличии).
Комиссия по результатам рассмотрения, оценки и сопоставления поступившей документации принимает решение об итогах заседания. Итоги заседания отражаются в протоколе, который утверждается на следующий день после заседания.
Результаты заседания комиссии могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.
Таким образом, принятые комиссией решения могут быть оспорены самостоятельно, в случае, если заявитель с ними не согласен.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании нормативного правового акта заявителю необходимо доказать, что данный акт нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае суд пришел к выводу, что нарушения прав и интересов заявителя в указанной сфере не доказано, так как состав комиссии не ограничивает право ТСЖ "Счастливчик" на участие в городской целевой программе капитального ремонта многоквартирных домов.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Государственная пошлина относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении заявления отказать.
Признать приложение № 2 к постановлению от 27.03.2013 № 255 Администрации города Шумерля Чувашской Республики "О создании комиссии по отбору многоквартирных домов для включения в городскую целевую программу капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Шумерля" соответствующим Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.


------------------------------------------------------------------