Постановление администрации Шумерлинского района ЧР от 05.11.2013 N 659 "Об утверждении паспорта муниципальной целевой программы "Развитие транспортной системы Шумерлинского района" на 2014 - 2020 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ ШУМЕРЛИНСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2013 г. № 659
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПАСПОРТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ШУМЕРЛИНСКОГО РАЙОНА"
НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Администрация Шумерлинского района постановляет:
1. Утвердить паспорт программы "Развитие транспортной системы Шумерлинского района" на 2014 - 2020 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Глава администрации
Шумерлинского района
Л.Г.РАФИНОВ
ПАСПОРТ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ШУМЕРЛИНСКОГО РАЙОНА"
НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Ответственный исполнитель муниципальной программы
-
Отдел строительства, жилищно-коммунального хозяйства и имущественных отношений администрации Шумерлинского района;
Соисполнители муниципальной программы
-
Финансовый отдел администрации Шумерлинского района;
Участники муниципальной программы
-
Администрация Шумерлинского района, Администрации сельских поселений
Подпрограмма муниципальной программы
-
"Автомобильные дороги";
"Повышение безопасности дорожного движения в Шумерлинском районе в 2014 - 2020 годах"
Программно-целевые инструменты муниципальной программы
-
муниципальная программа "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Шумерлинском районе на 2014 - 2025 годы";
муниципальная программа "Повышение безопасности дорожного движения в Шумерлинском районе в 2014 - 2020 годах";
Цели муниципальной программы
-
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры;
повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения и хозяйствующих субъектов;
улучшение инвестиционного и инновационного климата в транспортном комплексе;
сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий и количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, а также обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах Шумерлинского района;
повышение эффективности и безопасности функционирования транспортного комплекса Шумерлинского района, обеспечивающего благоприятные условия для устойчивого поступательного развития экономики района, подъема уровня и качества жизни населения
Задачи муниципальной программы
-
формирование сети автомобильных дорог, отвечающей современным потребностям развивающейся экономики;
снижение аварийности и травматизма на автомобильных дорогах;
развитие применения прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов на объектах строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог;
предотвращение дорожно-транспортных происшествий, вероятность гибели людей в которых наиболее высока;
снижение тяжести травм в дорожно-транспортных происшествиях;
развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
совершенствование системы управления деятельностью по повышению безопасности дорожного движения;
повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения.
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы
-
достижение к 2021 году следующих показателей:
доли протяженности автомобильных дорог общего пользования муниципального значения, работающих в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения - 25,1 процента;
доли дорожно-транспортных происшествий, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве дорожно-транспортных происшествий - 32,6 процента;
доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержание которых в отчетном году осуществляется в соответствии с муниципальными долгосрочными контрактами, заключенными с организациями негосударственной и немуниципальной форм собственности, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения - 100 процентов;
роста объемов финансирования на организацию инновации, применение новой техники, технологий и материалов в сфере дорожного хозяйства и транспорта к уровню 2012 года - 4,5 процента;
к 2021 году по сравнению с 2012 годом ожидается достижение следующих значений целевых индикаторов:
сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий на 24,9%, в том числе, детской смертности на 25,0%;
снижение социального риска на 16,7%;
снижение транспортного риска на 30,3%;
снижение тяжести последствий на 9,9%
Срок реализации муниципальной программы
-
2014 - 2020 годы
Объемы финансирования муниципальной программы с разбивкой по годам ее реализации
-
общий объем финансирования муниципальной программы составит 166814,23 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году - 20827,37 тыс. рублей;
в 2015 году - 20853,64 тыс. рублей;
в 2016 году - 215660,5 тыс. рублей;
в 2017 году - 25763,68 тыс. рублей;
в 2018 году - 25867,68 тыс. рублей;
в 2019 году - 26067,68 тыс. рублей;
в 2020 году - 25867,68 тыс. рублей;
из них средства:
федерального бюджета - 2438,55 тыс. рублей (1,46 процента), в том числе:
в 2016 году - 487,71 тыс. рублей;
в 2017 году - 487,71 тыс. рублей;
в 2018 году - 487,71 тыс. рублей;
в 2019 году - 487,71 тыс. рублей;
в 2020 году - 487,71 тыс. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 114094,9 тыс. рублей (68,4 процента), в том числе:
в 2014 году - 12797,8 тыс. рублей;
в 2015 году - 14000,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 14885,5 тыс. рублей;
в 2017 году - 18102,90 тыс. рублей;
в 2018 году - 18102,90 тыс. рублей;
в 2019 году - 18102,90 тыс. рублей;
в 2020 году - 18102,90 тыс. рублей;
бюджета Шумерлинского района - 29005,42 тыс. рублей (17,39 процента), в том числе:
в 2014 году - 5032,7 тыс. рублей;
в 2015 году - 4067,0 тыс. рублей;
в 2016 году - 3317,4 тыс. рублей;
в 2017 году - 4297,18 тыс. рублей;
в 2018 году - 4297,18 тыс. рублей;
в 2019 году - 4297,18 тыс. рублей;
в 2020 году - 4297,18 тыс. рублей;
бюджета сельских поселений - 10562,9 тыс. рублей (6,33 процента), в том числе:
в 2014 году - 1297,2 тыс. рублей;
в 2015 году - 1377,7 тыс. рублей;
в 2016 году - 1457,6 тыс. рублей;
в 2017 году - 1457,6 тыс. рублей;
в 2018 году - 1457,6 тыс. рублей;
в 2019 году - 1457,6 тыс. рублей;
в 2020 году - 1457,6 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 10712,06 тыс. рублей (6,42 процента), в том числе:
в 2014 году - 1699,67 тыс. рублей;
в 2015 году - 1408,9 тыс. рублей;
в 2016 году - 1418,29 тыс. рублей;
в 2017 году - 1418,29 тыс. рублей;
в 2018 году - 1522,29 тыс. рублей;
в 2019 году - 1722,29 тыс. рублей;
в 2020 году - 1522,29 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования муниципальной программы уточняются при формировании бюджета Шумерлинского района и бюджетов сельских поселений на очередной финансовый год и плановый период
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
-
строительство и реконструкция автомобильных дорог общей протяженностью 37,56 км за 2013 - 2020 годы;
строительство и реконструкция улично-дорожной сети сельских населенных пунктов общей протяженностью 6,97 км за 2013 - 2020 годы;
снижение к 2021 году доли автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, за счет реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог;
снижение к 2021 году показателей аварийности на дорогах по сопутствующим дорожным условиям.
сохранение жизней участникам дорожного движения и предотвращение социально-экономического и демографического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
формирование знаний и навыков по безопасному дорожному движению;
обеспечение безопасных дорожных условий для движения транспорта и пешеходов, устранение и профилактика возникновения опасных участков дорожного движения;
обеспечение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
снижение уровня дорожно-транспортного травматизма в Шумерлинском районе;
повышение уровня безопасности на транспорте;
обеспечении транспортным сообщением населенных пунктов на 90 процента.
Раздел I. Общая характеристика потенциала
транспортной системы Чувашской Республики
Чувашская Республика является крупным транспортным узлом, в котором пересекаются железнодорожные, водные, основные федеральные автомобильные магистрали и межмуниципальные автомобильные трассы. Она окружена индустриально развитыми центрами России.
На западе она граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге ее соседями являются Республика Мордовия и Ульяновская область. Географическое положение благоприятно для развития экономики, ориентированной на привозное сырье и топливо, на вывоз основной части производимой в республике продукции, а также для развития местного агропромышленного комплекса. Перспективное экономическое развитие Чувашии предполагает развитие собственных приоритетных направлений и ориентиров в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.
Целью долгосрочной экономической политики республики является создание эффективной, конкурентоспособной экономики. Чувашская Республика обладает огромным потенциалом для развития транспортной системы.
Протяженность путей сообщения на начало 2013 года составляла:
397,1 км железных дорог общего пользования;
11597,7 км автомобильных дорог (в том числе 329,1 км - федерального значения);
95,4 км троллейбусных контактных линий;
407 км обслуживаемых внутренних судоходных путей.
Транспортный комплекс Чувашской Республики обеспечивает потребности республики в перевозках пассажиров и грузов, включает многочисленные хозяйствующие субъекты автомобильного, железнодорожного, городского электрического, воздушного и водного транспорта. Наиболее значимыми транспортными организациями являются государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, открытое акционерное общество "Чебоксарский речной порт", казенное предприятие Чувашской Республики "Аэропорт Чебоксары", муниципальное унитарное предприятие "Чебоксарское троллейбусное управление" и Новочебоксарское муниципальное унитарное предприятие троллейбусного транспорта. На предприятиях транспортного комплекса республики занято более 14,0 тыс. человек.
Развитие социально-экономического развития республики является фактором, стимулирующим модернизацию сферы транспорта.
Техническое перевооружение транспорта в сложившихся условиях является ключевой задачей. Без него нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала республики и эффективного обслуживания экономики и населения, а также обеспечить в полной мере безопасность перевозок и охрану окружающей среды.
При обновлении и пополнении парков транспортных средств перевозчикам должны поставляться новые перспективные типы транспортных средств, имеющие более высокий коэффициент полезного действия, потребляющие меньше энергоресурсов, более полно удовлетворяющие требованиям по безопасности перевозок и охране окружающей среды.
Водный транспорт
Водной магистралью является р. Волга, по ней осуществляются грузовые и пассажирские перевозки. Протяженность внутренних водных судоходных путей по территории Чувашской Республики составляет 407 км. На р. Волга расположены Чебоксарский речной порт и пристани.
Перевозки пассажиров и грузов осуществляет единственная в Чувашской Республике организация - ОАО "Чебоксарский речной порт" (далее - порт).
Для перевозки минерально-строительных материалов в межрегиональном сообщении порт располагает буксирными и рейдовыми судами и баржами к ним. Обслуживание туристских и транзитных пассажирских судов, следующих до Москвы, Перми, Уфы, Астрахани и Ростова-на-Дону, осуществляется с плавучих пристаней. В навигационный период ОАО "Чебоксарский речной порт" заключает договоры по комплексному обслуживанию флота судоходных компаний городов Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Казани, Уфы, Перми, Саратова, Череповца, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону, Волгограда и других. Для комплексного обслуживания судов имеются необходимое оборудование, специальные очистные станции и суда типа "ОС". Обслуживание пассажиров внутренним водным транспортом осуществлялось на 6 пассажирских судах типа "МО", "Москва", "Чувашия".
Объем перевозок пассажиров на внутригородских и пригородных линиях Чувашии в 2012 году составил 62,2 тыс. человек. По сравнению с 2011 годом объем перевозок пассажиров уменьшился на 35,0 процентов. Перевозка грузов за 2012 год уменьшилось на 349,5 тыс. т и составило 2103,3 тыс. т, количество прибывших туристов по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 7662 человека и составило около 45000 человек. Число судозаходов транзитных судов в порт и пристани Чувашской Республики уменьшилось на 45 единиц и составило 351 судозаход.
Порт испытывает дефицит современных комфортабельных пассажирских судов. Дефицит вызван тем, что срок службы пассажирского флота составляет более 25 лет. Ежегодные убытки от перевозки пассажиров не покрываются выделенными дотациями. Рост расходов по пассажирскому флоту обусловлен как увеличением топливной составляющей, так и возросшими эксплуатационными расходами, связанными с эксплуатацией флота, расходами на материалы и ремонт. В связи с тем, что пополнения подвижного состава пассажирского флота не было с 1989 года, пассажирский флот имеет в наличии 68,7 процента теплоходов 1955 - 1966 годов постройки. Содержание теплоходов в рабочем состоянии требует больших финансовых вложений, так как ввиду давности постройки судов некоторые запасные части приходится изготавливать по индивидуальному заказу. Кроме ремонта собственными силами, ремонт теплоходов частично производится на судоремонтных заводах, поэтому порт не может регулировать затраты на ремонт, так как цены устанавливает исполнитель ремонтных работ. Затраты по ремонту составляют 15 процентов от общих прямых расходов.
Основной целью развития внутреннего водного транспорта является его превращение в современный, высокоэффективный и устойчиво функционирующий транспортный комплекс республики. Завершение строительства Чебоксарского гидроузла с поднятием уровня до отметки 68,0 м повысит уровень безопасности движения судов в акватории Чебоксарского залива и позволит заходить 2 - 3 палубным судам типа "река - море".
Выполнение программных мероприятий позволит увеличить к 2020 году основные социально-экономические показатели водного транспорта Чувашской Республики.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожные пассажирские перевозки в Чувашской Республике осуществляет Горьковская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" в дальнем сообщении, ОАО "Содружество" в пригородном сообщении, которое является единственным перевозчиком в республике. В процессе перевозок грузов и пассажиров участвуют 17 станций. Длина железнодорожных путей общего пользования составляет 397,1 км. Пассажирские перевозки в дальнем следовании организованы по маршруту "Чебоксары - Москва" и "Чебоксары - Санкт-Петербург". На летний период года организованы пассажирские перевозки по маршруту "Чебоксары - Новороссийск", "Чебоксары - Адлер". Регулярные пассажирские перевозки в пригородном сообщении организованы на четырех направлениях: "Канаш - Чебоксары", "Канаш - Сергач", "Канаш - Свияжск - Казань", "Алатырь - Красный Узел", обеспечивающих связь столицы с сетью железных дорог, проходящих территорию республики с севера на юг и с запада на восток. В пассажирских перевозках основной объем приходится на пригородное сообщение.
Огромное значение в Чувашской Республике придается сложившимся партнерским отношениям с ОАО "РЖД". За 10 лет сотрудничества построен соединительный путь между станциями Чебоксары-1 - Центральная с ликвидацией 2 железнодорожных переездов в одном уровне, для пригородных перевозок на участке "Канаш - Казань" приобретен электропоезд, проведена модернизация железнодорожных путей на участках "Чебоксары - Новочебоксарск", "Канаш - Чебоксары", обновлен подвижной состав фирменного поезда "Чувашия", на станции Канаш введена в эксплуатацию автоматизированная горка для сортировки железнодорожных вагонов. Завершена комплексная модернизация сети вокзалов и открыты реконструированные вокзалы железнодорожных станций Канаш, Чебоксары, Шумерля, Алатырь, Вурнары, Урмары, являющихся в то же время культурными центрами указанных населенных пунктов.
Помимо совершенствования инфраструктуры железнодорожного транспорта значительное внимание уделяется обновлению подвижного состава. Только за 2008 год в республику для обновления фирменного поезда "Чувашия" прибыло 17 плацкартных и 6 купейных вагонов. В 2009 году дополнительно были заменены 2 вагона СВ, 4 купейных вагона и 1 вагон был переоборудован в купе для перевозки инвалидов. Все вагоны отвечают современным эстетическим нормам и требованиям, оборудованы системой кондиционирования и биотуалетами. В 2010 году в рамках достигнутой договоренности к празднованию 90-летия образования Чувашской автономной области в республику прибыл новый современный комфортабельный трехвагонный дизель-поезд модели РА-2. Он рассчитан на 222 посадочных места и 368 стоячих мест, обладает высокими экономическими и экологическими характеристиками, курсирует на участке "Чебоксары - Канаш".
В связи с повышением эксплуатационных расходов ОАО "Содружество" от осуществления железнодорожных перевозок в пригородном сообщении и ежегодным снижением пассажиропотока в 2012 году проведена оптимизация параметров движения пригородных поездов, в рамках которой проведено частичное сокращение объемов движения пригородных поездов на территории всей Чувашской Республики.
В целях сохранения объема пригородных железнодорожных перевозок на уровне, обеспечивающем минимальные потребности пассажиров, и выполнения обязательств республики по софинансированию возмещения выпадающих доходов организациям железнодорожного транспорта предлагается в рамках программных мероприятий предусмотреть в республиканском бюджете Чувашской Республики субсидии на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозку пассажиров в пригородном сообщении, в 2011 году - 102,9 млн. рублей, (при действующем тарифе 16 рублей за одну десятикилометровую зону). в 2012 году - 51,760 млн. рублей, (при действующем тарифе 22 рубля за одну десятикилометровую зону).
Выполнение программных мероприятий позволит увеличить к 2021 году основные социально - экономические показатели железнодорожного транспорта Чувашской Республики.
Авиация
Чебоксарский аэропорт - воздушные ворота Чувашской Республики. Чебоксарский аэропорт имеет важное социальное, политическое и экономическое значение для Чувашской Республики. Аэродром "Чебоксары" построен в 1971 г. и имеет одну взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием длиной 2512 м и шириной 49 м, рулежную дорожку (РД) - 1 длиной 462 м, шириной (с укрепленными обочинами) 21 м, РД - 2 длиной 299 м, шириной 20 м (укрепление обочин отсутствуют), перрон и МС, предназначенные для приема-выпуска воздушных судов типов Ил-76, Ту-154, Ту-134, Ан-12, Як-42 и классом ниже. В 2006 году после реконструкции и расширения была введена в эксплуатацию модернизированная взлетно-посадочная полоса аэропорта г. Чебоксары. Аэропорт допущен к международным полетам (сертификат № 65А-М) Согласно нормам международной организации гражданской авиации (ИКАО) аэродром не категорирован. Чебоксарский аэропорт допущен к приему воздушных судов Боинг-737-200, Боинг-737-300, Боинг-737-400, Боинг-737-500, Боинг-737-600, Боинг-737-700, Аэробус-320, Аэробус-321.
Усложнение досмотровых процедур привело к увеличению времени досмотра пассажиров и ручной клади, в результате чего пропускная способность пунктов досмотра стала недостаточной для возрастающего пассажиропотока. Учитывая это, были внесены оперативные изменения в планы реконструкции международного сектора аэровокзального комплекса. Теперь, после окончания реконструкции (2-й квартал 2008 года) площадь международного сектора увеличилась вдвое. Уровень требований пожарной защиты соответствует 6 категории Положения о пожарной защите аэропортов. Ограничений на взлет /посадку по уровню шума в ночное время нет. Командно-диспетчерским пунктом используется в переговорах русский и английский языки. Оперативно-техническое обслуживание воздушных судов ТУ-134, Ан-24 осуществляется службой аэропорта по наземному обслуживанию, а другие - авиакомпаниями, имеющими опыт работ по техническому обслуживанию воздушных судов российских и иностранных авиакомпаний. Выполняются работы по буксировке, обработке от обледенения, слив/заправка водяной системы, обработка санузлов, дозаправка азотом, кислородом, ведется радиосвязь "кабина-земля". Имеется радиосвязь между перроном и другими подразделениями инженерно-авиационной службой аэропорта, производится расчет центровки воздушного судна. Заправка самолетов осуществляется службой аэропорта по ГСМ, тип топлива ТС (РС), Цена на авиатопливо находится на уровне цен московских аэропортов. После введения в эксплуатацию нового светосигнального оборудования в аэропорту обеспечивается производство посадки воздушных судов в условиях метеоминимума аэродрома. Аэронавигационное обеспечение осуществляет Чувашский центр ОВД "Аэронавигация Центральной Волги" ФГУП "Госкорпорация по ОВД" на основании имеющейся лицензии. Метеорологическое обеспечение осуществляет авиационная метеорологическая станция ГУ "Чувашский ЦГМС" на основании имеющейся лицензии.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.07.2010 № 223 создано казенное предприятие Чувашской Республики "Аэропорт Чебоксары" и зарегистрировано 10.11.2010 в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары.
Итоги работы аэропорта Чебоксары в 2012 году: в аэропорту Чебоксары обслужено 1338 рейсов, в т.ч. международных - 88.
Прибыло 14800 пас., в том числе международных - 2628, отправлено 13405 пас., в том числе международных - 2634.
Прибыло грузов 36,1 т, отправлено грузов 15,7 т.
Выполнение программных мероприятий позволит увеличить к 2021 году основные социально - экономические показатели воздушного транспорта Чувашской Республики.
Автомобильный транспорт
В 2012 году автомобильным транспортом общего пользования перевезено 116,3 млн. пассажиров, что составляет 98,7% к уровню 2011 года, пассажирооборот составил 1 453,3 млн. пасс. - км, что составляет 94,6%.
В Чувашской Республике на регулярных автобусных маршрутах работают 138 перевозчиков, которые обслуживают 104 городских, 348 пригородных и 177 междугородных маршрутов. Автобусным сообщением охвачено 1015 сельских населенных пунктов.
Всего на маршрутах работают 3292 автобуса, в том числе 2407 автобусов индивидуальных предпринимателей, 621 автобус государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и 264 автобуса иных субъектов хозяйственной деятельности.
Крупнейшим перевозчиком пассажиров автомобильным транспортом в республике является ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минтранса Чувашии. Из 337 городских и пригородных маршрутов, обслуживаемых предприятием, 297, или 88,1%, имеют статус социальных маршрутов. В 2012 году перевезено 29,4 млн. пассажиров, или 97,9% к уровню 2011 года.
С 1 декабря 2011 г. в Чувашской Республике официально начала действовать система безналичной оплаты проезда на общественном пассажирском транспорте. В настоящее время безналично оплатить проезд можно во всех автобусах ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минтранса Чувашии, весь подвижной состав которого оснащен мобильными терминалами кондуктора. Безналичная оплата проезда возможна при помощи общегражданской карты типа "электронный кошелек" или "Социальная карта".
В рамках данной Государственной программы предлагается существенно снизить влияние на перевозки таких негативных факторов, как:
отсутствие четкого механизма возмещения перевозчикам выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан и от государственного регулирования тарифов;
отсутствие инвестиционной составляющей на обновление подвижного состава в действующих тарифах;
износ парка подвижного состава;
отсутствие в муниципальных образованиях транспортных схем, позволяющих исключить дублирование социальных маршрутов коммерческими.
Выполнение программных мероприятий позволит увеличить к 2021 году основные социально - экономические показатели автомобильного транспорта Чувашской Республики.
Городской электрический транспорт
Перевозку пассажиров городским электрическим транспортом в республике осуществляют муниципальное унитарное предприятие "Чебоксарское троллейбусное управление" и Новочебоксарское муниципальное унитарное предприятие троллейбусного транспорта.
Население городов Чебоксары и Новочебоксарск обслуживается на 23 троллейбусных маршрутах (19 маршрутов - в г. Чебоксары, 4 - в г. Новочебоксарске).
За 2012 год объем перевозок пассажиров городским электрическим транспортом составил 69634 тыс. пассажиров, выполнено 1006300 рейсов. Ежедневно на линии работают 239 троллейбусов. Регулярность движения составила: в г. Чебоксары - 98,9%, в г. Новочебоксарск - 90,3%.
В 2012 году муниципальное унитарное предприятие "Чебоксарское троллейбусное управление" приобрело за счет собственных средств 4 троллейбуса. На 01.01.2013 парк городского электрического транспорта в г. Чебоксары и г. Новочебоксарск составил 323 единицы.
Недостаточная ширина проезжей части, постоянный рост числа легковых автомобилей в личном пользовании граждан оказывают значительное влияние на уменьшение объема работы, выполненной городским электрическим транспортом.
В связи со снижением пассажиропотока при действующем тарифе (16 рублей) деятельность предприятий городского электрического транспорта остается убыточной. Отсутствие в тарифе инвестиционной составляющей не позволяет предприятиям самостоятельно обновлять подвижной состав.
Выполнение программных мероприятий позволит довести количество городского электрического транспорта в республике до 332 единиц к 2021 году.
Безопасность дорожного движения
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети.
Предварительные результаты реализации республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2006 - 2012 годы", свидетельствуют о том, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в республике в условиях значительного роста автотранспортных средств. К 2012 году число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, удалось сократить на 11,5 процента по отношению к расчетному 2004 году.
За годы реализации Программы Чувашская Республика вошла в число субъектов - лидеров по темпам сокращения смертности на дорогах, существенно опередив по этому показателю 34 субъекта Российской Федерации, что свидетельствует об эффективности реализации основных мероприятий Программы, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
Реализация Программы позволила заложить основы программно-целевого подхода к решению проблем аварийности на автомобильных дорогах Чувашии, в частности:
разработаны и реализованы основные программные мероприятия, ориентированные на достижение целей, и определены объемы и источники финансирования этих мероприятий;
во всех органах местного самоуправления Чувашской Республики приняты и реализуются муниципальные программы по обеспечению безопасности дорожного движения;
активно работают комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
В рамках реализации Программы в 2012 году по сравнению с расчетным 2004 годом сократились:
число погибших в ДТП на 10,5 процента, составив 265 погибших в ДТП;
количество ДТП с пострадавшими на 10 тыс. транспортных средств на 16 процентов, составив 76 ДТП с пострадавшими на 10 тыс. транспортных средств;
число погибших в результате ДТП на 10 тыс. транспортных средств - на 30,1 процента, составив 9,8 погибших на 10 тыс. транспортных средств;
число погибших в результате ДТП на 100 тыс. населения - на 17 процентов, составив 19,2 погибших на 100 тыс. населения;
число погибших в результате ДТП на 100 пострадавших - на 31 процент, составив 9,1 погибших на 100 пострадавших;
количество ДТП по вине водителей со стажем управления транспортным средством до 3 лет на 10 тыс. транспортных средств - на 13, 9 процента, составив 10,5 ДТП на 10 тыс. транспортных средств;
число детей, погибших в результате ДТП - на 46,7 процентов, составив 8 погибших в результате ДТП.
Текущая ситуация с аварийностью в Чувашской Республике характеризуется следующими параметрами:
число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2012 году составило 265 человек, количество ДТП - 2061, социальный риск - 19,2 погибших на 100 тыс. населения, транспортный риск - 9,9 погибших на 10 тыс. транспортных средств;
около 60 процентов ДТП в Чувашской Республике происходит на территории городов и других населенных пунктов, в них погибают более 30 процентов и получают ранения более 50 процентов от общего числа пострадавших;
основными видами ДТП продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий: наезд на пешехода и столкновение;
свыше половины погибших в ДТП в 2012 году составили лица в возрасте 26 - 60 лет, из которых более половины - наиболее трудоспособного возраста (26 - 40 лет);
в 2012 году было зарегистрировано 251 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых к сожалению погибли 8 и получили ранения 277 детей;
в общей структуре аварийности наибольшее количество ДТП происходит по причине нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения, при этом удельный вес таких ДТП ежегодно возрастает (с 78,2 процента от общего количества дорожно-транспортных происшествий в 2006 году до 86,2 процента в 2012 году).
три четверти всех ДТП связаны с водителями легковых автомобилей, каждое десятое дорожно-транспортное происшествие данной категории совершается водителями в состоянии опьянения.
Для эффективного решения проблем с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечения снижения ее показателей Минтрансом Чувашии разработана республиканская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013 - 2020 годах", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 2013 года № 95.
К 2021 году в рамках реализации упомянутой Программы по сравнению с показателем 2012 года ожидается достижение следующих значений целевых индикаторов:
сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий на 24,9%;
сокращение детской смертности от дорожно-транспортных происшествий на 25,0%;
снижение социального риска (снижение числа лиц, погибших в ДТП на 100 тыс. населения) на 16,7%;
снижение транспортного риска (снижение числа лиц, погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств) на 30,3%;
снижение тяжести последствий (снижение числа лиц, погибших в ДТП на 100 пострадавших) на 9,9%;
Главный результат осуществления Программы будет заключаться в создании условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья людей, участвующих в дорожно-транспортном процессе.
Дорожное хозяйство
Чувашская Республика находится на пересечении двух транспортных артерий. В широтном направлении с запада на восток на протяжении 195,5 км от границы с Нижегородской областью до границы с Республикой Татарстан проходит автомобильная дорога М-7 "Волга" (от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы). В меридиональном направлении с севера на юг на протяжении 123 км проходит автомобильная дорога А-151 Цивильск - Ульяновск. На севере республики проходит федеральная автомобильная дорога А-119 "Вятка" на протяжении 11,2 км от г. Чебоксары через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 сентября 2006 г. № 227 принята республиканская целевая программа "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы с прогнозом до 2025 года", реализация которой предусматривается в 3 этапа: I этап: 2006 - 2010 годы; II этап: 2011 - 2015 годы; III этап: 2016 - 2025 годы.
На первом этапе (2006 - 2010 годы) мероприятия программы были ориентированы на наиболее важные направления, в первую очередь на ускоренное завершение строительства автомобильных дорог, соединяющих все населенные пункты Чувашской Республики, реконструкцию и строительство автодорог на перспективных направлениях, обеспечивающих функционирование опорной системы, и в обход крупных населенных пунктов и городов с высоким интенсивным движением.
С 2006 по 2011 год в республике проведена большая работа по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 21 августа 2006 г. № 68 "О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики", а также по развитию опорной сети автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации республиканской целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы с прогнозом до 2025 года". За этот период за счет всех источников финансирования построено и реконструировано 996,5 км автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе 862,8 км к 485 сельским населенным пунктам, построено 8 мостовых сооружений общей протяженностью 398,5 пог. м. В настоящее время 1660 сельских населенных пунктов, или 98 процентов от их общего количества, имеют подъезды с твердым покрытием и обеспечены автотранспортным сообщением. Это позволило улучшить доступ жителей сельских населенных пунктов к учреждениям здравоохранения, образования, культуры, предприятий связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
В результате реализации вышеназванного Указа Президента Чувашской Республики в республике создана достаточно разветвленная и плотная сеть автомобильных дорог.
По состоянию на 1 января 2013 г. плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км территории составила 351,7 км (без учета автомобильных дорог в городских округах). С 2008 года этот показатель вырос на 18 процентов. По данному показателю республика занимает лидирующее место в Приволжском федеральном округе и четвертое в Российской Федерации.
После завершения строительства основной сети автомобильных дорог местного значения приоритетными направлениями мероприятий вышеуказанной республиканской целевой программы станут реконструкция и строительство особо важных объектов дорожной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование опорных связей.
Несмотря на благоприятные тенденции в развитии дорожной инфраструктуры, дорожная сеть Чувашской Республики не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам ее развития.
По состоянию на 1 января 2013 г.:
протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике составляет 1539,65 км, из них 99,1 процента имеют твердое покрытие;
протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в Чувашской Республике составляет 8673,0 км, из них 52,8 процента имеют твердое покрытие;
протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов в Чувашской Республике составляет 1056,0 км, из них 81,1 процента имеют твердое покрытие;
доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог составляет 64,5 процента;
доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог составляет 48,7 процента.
Данная сеть автомобильных дорог полностью выработала свой эксплуатационный ресурс и работает с большим процентом износа.
Ежегодно проводимое комплексное комиссионное обследование автомобильных дорог с участием представителей Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Чувашской Республике подтверждает значительный износ автомобильных дорог и показывает снижение их качественного состояния (многочисленные повреждения в виде выбоин, ямочности, просадок, выкрашивания асфальтобетона, сплошной сетки трещин, пучин).
По результатам обследований в 2012 году худшее положение выявлено в Алатырском районе (а/д "Аниш", "Чебоксары - Сурское"), в Аликовском районе (а/д "Аликово - Ишаки", "Никольское - Ядрин - Калинино", "Аликово - Старые Атаи - а/д "Сура"), Вурнарском районе (а/д "Цивильск - Ульяновск" - Ачакасы - с. Янгорчино - "Вурнары - Убеево - Красноармейское", "Вурнары - Убеево - Красноармейское", "Шихазаны - Калинино"), Порецком районе (а/д "Чебоксары - Сурское" - Мишуково - Ардатов), Шумерлинском районе (а/д "Сура").
Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог влияет на рост аварийности на дорогах, в том числе по дорожным условиям. По данным УГИБДД МВД по Чувашской Республике, в 2012 году на территории республики зафиксировано 1799 ДТП, из них 363 (или 20 процентов от общего количества ДТП) по сопутствующим условиям, причиной которых явилось неудовлетворительное состояние дорог.
Как показывают обследования, 34 моста из 108 находятся в неудовлетворительном состоянии по долговечности и безопасности, на 9 мостах снижена нормативная грузоподъемность.
Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог не позволяет соблюдать требования безопасного и удобного движения и требует незамедлительного проведения капитального и текущего ремонта по установленным межремонтным срокам с учетом накопившегося недоремонта 2611 км дорог и реконструкции 150 км дорог.
Основной причиной неудовлетворительного состояния автомобильных дорог и мостов является накопленный годами недоремонт по причине недостаточного финансирования этих работ. Эта ситуация особенно обострилась в 2009 - 2012 годах. Так, на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в 2008 году ремонт составил 179,5 км, в 2009 году - 4,2 км, или 2,3 процента к уровню предыдущего года и 2,2 процента от потребности по утвержденным нормативным межремонтным срокам, в 2010 году - 44,9 км (23,8 процента), в 2011 году - 9,07 км (4,8 процента) дорог, в 2012 году - 26,04 км (13,8 процента) дорог.
Объемы ремонта автомобильных дорог местного значения таковы:
в 2008 году выполнен ремонт 83,4 км дорог (18 процентов от потребности по утвержденным нормативным межремонтным срокам), в 2009 - 30,8 км (6,7 процента), в 2010 - 47,8 км (10,4 процента), в 2011 году - 39,4 км (8,6 процента), в 2012 году - 24,14 км (4,8%).
Несвоевременно произведенный ремонт приводит к увеличению бюджетных затрат на последующий капитальный ремонт и реконструкцию в 2 - 3 раза.
Решение этой проблемы зависит также от эффективности инновационной деятельности в дорожном хозяйстве, так как применение прогрессивных технологий ремонта и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений способствует улучшению транспортно-эксплуатационных показателей дорожной сети, повышению безопасности дорожного движения и снижению негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду. По данным Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор), новые технологии и техника применяются в объемах, далеких от ожидаемых, что негативно отражается на состоянии дорожной сети. Так, на федеральных автомобильных дорогах новые технологии нашли применение только на 18 процентах их протяженности. На сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения из-за отсутствия достаточных объемов финансирования новые технологии используются незначительно.
Применение прогрессивных технологий позволяет на практике улучшить состояние дорожной сети. Наибольший эффект от применения прогрессивных технологий достигается, если этот процесс распространяется на все стадии жизненного цикла автомобильной дороги - от ее проектирования до строительства и последующей эксплуатации.
Государственной программой предусматривается при ремонте автомобильных дорог шире использовать новые виды геосинтетических материалов для армирования асфальтобетонного покрытия (разнообразные геосетки и нетканые синтетические материалы), георешетки и габионы (для укрепления откосов при устройстве подпорных стенок, для укрепления основания дорожной одежды, для предотвращения размывов насыпи и берегоукрепления), различные виды ресайклинга (регенерации асфальтобетонного покрытия) и фрезерования, новые технологии шероховатой поверхностной обработки, различные добавки для улучшения характеристик асфальтобетона (в том числе придающие покрытию противогололедные свойства), новые виды асфальтобетона с улучшенными характеристиками. Необходимо применять также новые технологии при ремонте и содержании мостов: разработанные прогрессивные материалы и технологии гидроизоляции, прогрессивные конструкции деформационных швов и т.д., специальные составы для обеспечения коррозионной стойкости, ремонта разрушений и сколов бетона, а также его защиты.
Сдерживающим фактором внедрения инноваций остаются:
отсутствие целенаправленной налоговой политики, которая бы отвечала интересам инновационного развития дорожного хозяйства и дорожного машиностроения;
отсутствие законодательных механизмов, формирующих материальную заинтересованность подрядчика и заказчика во внедрении инноваций;
недостаточность бюджетных средств на финансирование научных разработок.
С увеличением интенсивности движения и количества автотранспортных средств возникли серьезные проблемы с пропуском автомобильного транспорта по улично-дорожной сети городов и населенных пунктов, обостряются проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. Основные федеральные и межмуниципальные трассы не имеют соответствующих объездов в обход крупных населенных пунктов и в особенности городов (Новочебоксарск, Канаш, Ядрин), пропуск транзитного тяжеловесного транспорта осуществляется по улично-дорожной сети городов и мостам, не приспособленным для такого движения, что создает дополнительную транспортную и экологическую нагрузку на улично-дорожную сеть.
Основу структуры улично-дорожной сети городов составляют магистральные улицы общегородского значения (на их долю приходится около 50 процентов в общей протяженности улично-дорожной сети).
Значительная протяженность улично-дорожной сети не имеет усовершенствованного покрытия. В городах Алатыре, Канаше и Шумерле доля грунтовых дорог составляет более 50 процентов. Из-за недостаточного финансирования дорожных работ не обеспечивается восстановление накопленного износа дорожного покрытия.
Из-за большого отставания уровня развития магистральной и улично-дорожной сети, недостаточного технического уровня организации дорожного движения обостряются экологические и социальные проблемы в городских округах. На отдельных участках магистралей, исчерпавших свою пропускную способность, создаются пробки, сопровождающиеся чрезмерным загрязнением городской среды выхлопными газами и шумами.
Интенсивность движения автомобильного транспорта на подходах к городам в пиковые периоды возрастает в разы. На фоне роста автомобилизации транспортные проблемы в сегменте городской улично-дорожной сети усиливаются.
Решению данных проблем будет способствовать дальнейшая реализация мероприятий республиканской целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы с прогнозом до 2025 года", которая предусматривает снижение транспортной нагрузки за счет:
строительства дублирующих магистралей в радиальном и широтном направлении;
строительства транспортных развязок на пересечениях магистральных дорог друг с другом и с железнодорожными путями;
реконструкции существующей улично-дорожной сети с переводом ее в более высокие технические категории на перегруженных участках городских округов.
В целом транспортная система республики представляет собой сложный комплексный объект, играющий важную роль в экономической и социальной сферах. В настоящее время требуется принятие неотложных мер, направленных на модернизацию и развитие транспортной системы в рамках Государственной программы.
В 2013 - 2016 годах предусматривается:
построить и реконструировать 93,6 км автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения;
привести в нормативное состояние 354,6 км автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения за счет выполнения комплекса работ по ремонту автомобильных дорог.
Раздел II. Приоритеты государственной политики
в сфере реализации Государственной программы.
Цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей
и решения задач, описание основных ожидаемых конечных
результатов Государственной программы, срок ее реализации
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы определены Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8, ежегодными посланиями Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики, Концепцией инновационного развития Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. № 39.
Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года базируется на реализации стратегических целей:
повышение уровня и качества жизни населения;
обеспечение высоких темпов экономического роста;
формирование благоприятных условий жизнедеятельности.
Основными целями Государственной программы, взаимоувязанными с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, являются:
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры;
повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения и хозяйствующих субъектов;
улучшение инвестиционного и инновационного климата в транспортном комплексе.
сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий и количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, а также обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав, безопасные условия движения на дорогах Чувашской Республики;
обеспечение благоприятных условий для устойчивого поступательного развития экономики республики, подъема уровня и качества жизни населения;
Для достижения целей Государственной программы предполагается решение следующих задач:
формирование сети автомобильных дорог, отвечающей современным потребностям развивающейся экономики, приведение транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог в нормативное состояние и поддержание ее на необходимом уровне, обеспечивающем безопасные условия движения транспортных средств и пешеходов, развитие маршрутной сети, сохранение и дальнейшее развитие доступности региона для всех видов транспорта;
повышение надежности и доступности услуг пассажирского транспорта для всех слоев населения республики;
оснащение пассажирского транспорта современными техническими средствами связи и информатизации на основе использования современных телекоммуникационных и навигационных систем
снижение аварийности и травматизма на автомобильных дорогах, совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах и других населенных пунктах, повышение доступности услуг транспортного комплекса, непосредственно влияющей на реализацию приоритетных национальных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, решение жилищных проблем;
развитие применения прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов на объектах строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог.
Использование системного подхода к установлению следующих взаимодополняющих друг друга приоритетных задач по обеспечению безопасности дорожного движения и предотвращению социально-экономического и демографического ущерба от дорожно-транспортных происшествий:
предотвращение дорожно-транспортных происшествий, вероятность гибели людей в которых наиболее высока;
снижение тяжести травм в дорожно-транспортных происшествиях;
совершенствование системы управления деятельностью по повышению безопасности дорожного движения;
повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения;
Основные цели и задачи Государственной программы не могут быть достигнуты без реализации мероприятий республиканских целевых программ, включенных в состав Государственной программы, в том числе:
республиканской целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы с прогнозом до 2025 года";
республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Чувашской Республики до 2020 года";
республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013 - 2020 годах";
Достижение заявленной цели предполагает использование системного подхода к установлению взаимодополняющих друг друга приоритетных задач по обеспечению безопасности дорожного движения и предотвращению социально-экономического и демографического ущерба от дорожно-транспортных происшествий.
Оценка достижения цели Программы по годам ее реализации осуществляется с использованием следующих целевых индикаторов и показателей Программы:
число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях;
число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях;
социальный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тысяч населения);
транспортный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тысяч транспортных средств);
тяжесть последствий (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 пострадавших).
Действия основных исполнителей Государственной программы, а также органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, организаций и индивидуальных предпринимателей будут сконцентрированы на реализации мероприятий республиканских целевых программ, включенных в состав Государственной программы.
Предусматриваются разработка и принятие нормативных правовых актов Чувашской Республики, регулирующих сферу развития потенциала транспортной системы, планируется продлить сроки реализации принятых ранее республиканских целевых программ на период до 2020 года. Благодаря мерам инвестиционного и инновационного характера на основе нормативных правовых актов Чувашской Республики, разработанных в целях реализации Государственной программы будут достигнуты позитивные изменения, в результате чего будет обеспечено динамичное развитие экономики дорожной и транспортной отраслей, позволяющее ускоренными темпами решать вопросы повышения качества жизни населения.
Основными средствами решения задач Государственной программы являются мониторинг реализации Государственной программы, контроль и управление деятельностью субъектов транспортного комплекса, создание условий привлечения инвестиций в транспортный комплекс республики.
Состав показателей (индикаторов) Государственной программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач Государственной программы. Аналогичный принцип использован при определении состава показателей (индикаторов) республиканских целевых программ Чувашской Республики, включенных в состав Государственной программы (табл. 1).
Таблица 1
Показатели (индикаторы),
характеризующие достижение целей и решение задач
Государственной программы
Цели Государственной программы
Задачи Государственной программы
Показатели (индикаторы) Государственной программы
1
2
3
Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры
формирование сети автомобильных дорог, отвечающей современным потребностям развивающейся экономики
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, работающих в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (25,1 процента);
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, содержание которых в отчетном году осуществляется в соответствии с государственными долгосрочными контрактами, заключенными с организациями негосударственной и немуниципальной форм собственности, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения (100 процентов);
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержание которых в отчетном году осуществляется в соответствии с муниципальными долгосрочными контрактами, заключенными с организациями негосударственной и немуниципальной форм собственности, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения (100 процентов)
Улучшение инвестиционного и инновационного климата в транспортном комплексе
развитие перспективных направлений, разработка и реализация системных проектов;
развитие применения прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов на объектах строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог
рост объемов финансирования
на организацию инноваций, применение новой техники, технологий и материалов в сфере дорожного хозяйства и транспорта (4,5 процента)
Повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения и хозяйствующих субъектов
снижение аварийности и травматизма на автомобильных дорогах
доля ДТП, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве ДТП (32,6 процента)
сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий и количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, а также обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах Чувашской Республики
предотвращение дорожно-транспортных происшествий, вероятность гибели людей в которых наиболее высока;
снижение тяжести травм в дорожно-транспортных происшествиях;
развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
совершенствование системы управления деятельностью по повышению безопасности дорожного движения;
повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения
сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий на 24,9%;
сокращение детской смертности от дорожно-транспортных происшествий на 25,0%;
снижение социального риска (снижение числа лиц, погибших в ДТП на 100 тыс. населения) на 16,7%;
снижение транспортного риска (снижение числа лиц, погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств) на 30,3%;
снижение тяжести последствий (снижение числа лиц, погибших в ДТП на 100 пострадавших) на 9,9%
повышение эффективности и безопасности функционирования транспортного комплекса Чувашской Республики, обеспечивающего благоприятные условия для устойчивого поступательного развития экономики республики, подъема уровня и качества жизни населения
повышение надежности и доступности услуг пассажирского транспорта для всех слоев населения республики;
повышение уровня безопасности на транспорте;
обновление и пополнение подвижного состава пассажирского транспорта;
оснащение пассажирского транспорта современными
техническими средствами связи и информатизации на основе использования современных телекоммуникационных и навигационных систем;
улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте
увеличение к 2021 году по сравнению с 2012 годом количества перевезенных пассажиров:
железнодорожным транспортом на 4%;
воздушным транспортом в 1,4 раза;
водным транспортом на 0,5 процента;
автомобильным транспортом на 5,1 процента;
городским наземным электрическим транспортом на 1,8 процента;
парка подвижного состава:
автобусов на 46,2 процента;
троллейбусов на 27 процентов;
удельного веса автобусных рейсов, выполненных без нарушения расписания, в общем числе запланированных рейсов на маршрутах:
внутригородских на 2,4 процента;
пригородных на 1,5 процента;
междугородных на 0,5 процента;
удельного веса троллейбусных рейсов, выполненных без нарушения расписания, в общем количестве запланированных рейсов на 1,4 процента
Сведения о показателях (индикаторах) Государственной программы, республиканских целевых программ Чувашской Республики и их значениях приведены в приложении № 1 к настоящей Государственной программе.
Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики в сфере развития потенциала транспортной системы.
Система мероприятий предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей дорожную деятельность, пассажирские перевозки, а также мероприятия по обеспечению безопасности движения, повышению эффективности системы управления и системы планирования в дорожном хозяйстве, повышению эффективности расходов на дорожное хозяйство.
Государственная программа реализуется в 2013 - 2020 годах.
Реализация Государственной программы позволит:
сформировать развитую сеть автомобильных дорог и обеспечить устойчивое функционирование транспортной инфраструктуры, круглогодичное транспортное сообщение на всей сети автомобильных дорог;
повысить уровень мобильности населения Чувашской Республики за счет улучшения транспортной инфраструктуры;
создать благоприятные условия для роста объемов перевозок автомобильным и другими видами транспорта;
создать дополнительные рабочие места в других сопутствующих сферах экономики и сфере услуг;
создать конкурентную среду, стимулирующую развитие малого и среднего предпринимательства и привлечение внебюджетных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры;
обеспечить повышение качества жизни и улучшение здоровья населения;
увеличить срок службы дорожных одежд на 20 процентов на основе применения новых прогрессивных технологий строительства и ремонта автомобильных дорог, долговечных дорожно-строительных материалов и других инноваций;
повысить уровень эксплуатационного содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них на основе применения новых прогрессивных технологий содержания автомобильных дорог, долговечных дорожно-строительных материалов и других инноваций;
снизить количество мест концентрации ДТП.
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы:
строительство и реконструкция автомобильных дорог общей протяженностью 85,3 км за 2013 - 2020 годы;
строительство и реконструкция улично-дорожной сети сельских населенных пунктов и городских округов общей протяженностью 107,7 км за 2013 - 2020 годы;
снижение к 2021 году доли дорог, не отвечающих нормативным требованиям, за счет реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог на 5 процента;
снижение к 2021 году показателей аварийности на дорогах по сопутствующим дорожным условиям;
увеличение к 2021 году количества перевезенных пассажиров:
железнодорожным транспортом на 4 процента;
воздушным транспортом в 1,4 раза;
водным транспортом на 0,5 процента;
автомобильным транспортом на 5,1 процента;
городским наземным электрическим транспортом на 1,8 процента;
увеличение к 2021 году удельного веса автобусных рейсов, выполненных без нарушения расписания, в общем числе запланированных рейсов на маршрутах;
увеличение к 2021 году парка подвижного состава автобусов с учетом обновления на 46 процентов, троллейбусов на 1,2 процента.
сохранение жизней участникам дорожного движения и предотвращение социально-экономического и демографического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
формирование знаний и навыков по безопасному дорожному движению;
обеспечение безопасных дорожных условий для движения транспорта и пешеходов, устранение и профилактика возникновения опасных участков дорожного движения;
обеспечение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
снижение уровня дорожно-транспортного травматизма в Чувашской Республике до уровня развитых стран
Раздел III. Обобщенная характеристика основных мероприятий
Государственной программы
Выстроенная в рамках настоящей Государственной программы система целевых ориентиров (цели, задачи, ожидаемые результаты) представляет собой четкую согласованную структуру, посредством которой установлена прозрачная и понятная связь реализации отдельных мероприятий с достижением конкретных целей на всех уровнях Государственной программы.
Задачи Государственной программы будут решаться в рамках республиканских целевых программ в области развития транспортной системы Чувашской Республики и подпрограммы "Развитие инновационных технологий в транспортном комплексе Чувашской Республики" на 2013 - 2020 годы Государственной программы (далее - подпрограмма).
Основное мероприятие 1. Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов в дорожном хозяйстве
При организации разработки проектной документации на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них органы управления дорожным хозяйством в заданиях на разработку проектной документации вводят специальный раздел "Применение новых технологий, техники, конструкций и материалов".
Мероприятиями предусматриваются формирование и реализация планов освоения инноваций в дорожном хозяйстве. Информационной основой для формирования перечня инновационных разработок является база данных о завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (представлена на официальном интернет-сайте Росавтодора).
Формирование проекта плана освоения инноваций осуществляется при формировании программы дорожных работ на предстоящий период исходя из прогнозируемых объемов бюджетных ассигнований Дорожного фонда Чувашской Республики на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, а также на основе технических регламентов по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Результаты реализации инноваций доводятся до сведения Росавтодора для включения в банк данных и для практического использования проектными и подрядными организациями дорожного хозяйства и размещаются на его официальном интернет-сайте.
Основное мероприятие 2. Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
В существующем жилищном фонде в городах и населенных пунктах Чувашской Республики объекты благоустройства дворов за многолетний период эксплуатации пришли в ветхое состояние и не отвечают в полной мере современным требованиям.
Значительная часть асфальтобетонного покрытия внутриквартальных проездов имеет высокую степень износа, так как срок службы дорожных покрытий истек с момента застройки городов и населенных пунктов многоквартирными домами. Асфальтобетонное покрытие разрушается из-за несоблюдения сроков службы дорожных покрытий. Ветхое состояние асфальтобетонного покрытия объясняется тем, что в течение длительного времени по причине недостаточного финансирования отрасли практически не производился его ремонт.
Дворовые территории являются важнейшей составной частью транспортной системы. От уровня технико-эксплуатационного состояния дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям во многом зависит качество жизни населения, следовательно, возникает необходимость приведения к нормативным требованиям дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов посредством капитального ремонта и ремонта асфальтобетонных покрытий.
Перечень основных мероприятий Государственной программы приведен в приложении № 2 к настоящей Государственной программе.
План реализации Государственной программы в разрезе мероприятий на 2013 год представлен в приложении № 3 к настоящей Государственной программе.
Раздел IV. Обобщенная характеристика мер
правового регулирования
Основными мерами правового регулирования, направленными на достижение целей и конечных результатов Государственной программы, являются нормативные правовые акты Чувашской Республики, которые подлежат корректировке в связи с изменением законодательства Российской Федерации в сфере транспортной инфраструктуры:
Закон Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике";
Закон Чувашской Республики от 29 декабря 2003 г. № 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике";
Закон Чувашской Республики от 15 ноября 2007 г. № 72 "Об основаниях временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах";
Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2011 г. № 71 "О Дорожном фонде Чувашской Республики";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 г. № 594 "Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике".
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 2013 года № 95 "О республиканской целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013 - 2020 годах".
Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей и конечных результатов Государственной программы, в том числе на реализацию предлагаемых мер антимонопольного, налогового, административного и тарифного регулирования, с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов Чувашской Республики приведены в приложении № 4 к настоящей Государственной программе.
Раздел V. Обоснования выделения подпрограммы
и включения в состав Государственной программы реализуемых
республиканских целевых программ Чувашской Республики
Комплексный характер целей и задач Государственной программы обусловливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач как в целом по Государственной программе, так и по ее отдельным блокам.
Ряд взаимосвязанных целей Государственной программы направлен на содействие развитию потенциала транспортной инфраструктуры Чувашской Республики, включая:
развитие дорожного хозяйства;
развитие транспортного комплекса.
Основные цели и задачи Государственной программы не могут быть достигнуты без реализации комплекса мероприятий, предусмотренных в рамках подпрограммы, а также соответствующих республиканских целевых программ, включенных в Государственную программу:
подпрограмма "Развитие инновационных технологий в транспортном комплексе Чувашской Республики" на 2013 - 2020 годы;
республиканская целевая программа "Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы с прогнозом до 2025 года", принятая постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 сентября 2006 г. № 227;
республиканская целевая программа "Развитие транспортного комплекса Чувашской Республики до 2020 года", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 апреля 2009 г. № 145;
республиканская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013 - 2020 годах", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 2013 года № 95.
Достижение целей и реализация задач указанных республиканских целевых программ вносят существенный вклад в достижение указанных целей и реализацию задач Государственной программы.
Раздел VI. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации Государственной программы
Расходы Государственной программы формируются за счет субсидий из федерального бюджета, средств республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и средств внебюджетных источников.
При реализации Государственной программы используются различные инструменты государственно-частного партнерства, в том числе софинансирование за счет собственных средств юридических лиц и привлеченных ими заемных средств.
Средства местных бюджетов и внебюджетных источников, предусмотренные к привлечению в рамках Государственной программы, являются источниками финансирования республиканских целевых программ, включенных в Государственную программу.
Общий объем финансирования Государственной программы в 2013 - 2020 годах составит 40869,6 млн. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 829,5 млн. рублей (2,03 процента);
республиканского бюджета Чувашской Республики - 30793,4 млн. рублей (75,35 процента);
местных бюджетов - 7141,9 млн. рублей (17,47 процента);
внебюджетных источников - 2014,9 млн. рублей (5,15 процента).
Объемы бюджетных ассигнований уточняются в соответствии с возможностями бюджетов всех уровней.
Ресурсное обеспечение Государственной программы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики по годам ее реализации в разрезе мероприятий Государственной программы представлено в приложении № 5 к настоящей Государственной программе.
Ресурсное обеспечение Государственной программы за счет всех источников финансирования и прогнозная (справочная) оценка расходов из республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и средств внебюджетных источников на реализацию Государственной программы на период до 2020 года приведены в приложении № 6 к настоящей Государственной программе.
Раздел VII. Анализ рисков реализации
Государственной программы и описание мер управления рисками
реализации Государственной программы
К рискам реализации Государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Государственной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Государственной программы на региональном уровне;
2) организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией Государственной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Государственной программой, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Государственной программы или задержке в их выполнении;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием Государственной программы в неполном объеме как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности Государственной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников;
4) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Чувашской Республики и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, которые могут привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодолении последствий таких катастроф.
Вышеуказанные риски можно распределить по уровням их влияния на реализацию Государственной программы (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика рисков,
влияющих на реализацию Государственной программы
Наименование риска
Уровень влияния
Меры по снижению риска
1
2
3
Институционально-правовые риски:
отсутствие нормативного регулирования основных мероприятий Государственной программы
умеренный
принятие нормативных правовых актов Чувашской Республики, регулирующих сферы деятельности при создании и развитии инфраструктурных комплексов экономики
Организационные риски:
неактуальность прогнозирования и запаздывание разработки, согласования и выполнения мероприятий Государственной программы;
пассивное сопротивление отдельных организаций проведению основных мероприятий Государственной программы и мероприятий республиканских целевых программ, включенных в Государственную программу
умеренный
повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий;
координация деятельности персонала ответственного исполнителя и организаций, налаживание административных процедур для снижения данного риска
Финансовые риски:
дефицит бюджетных средств, необходимых на реализацию мероприятий Государственной программы и республиканских целевых программ, включенных в Государственную программу;
недостаточное привлечение внебюджетных средств, предусмотренных в республиканских целевых программах, включенных в Государственную программу
высокий
обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям Государственной программы и республиканским целевым программам, включенным в Государственную программу, в соответствии с ожидаемыми конечными результатами активная работа с собственниками и инвесторами предприятий
Непредвиденные риски:
резкое ухудшение состояния экономики вследствие финансового и экономического кризиса
высокий
формирование эффективной системы финансовой и нефинансовой форм государственной поддержки организаций, участие организаций транспортного комплекса в мероприятиях федеральных и республиканских целевых программ по обеспечению занятости населения и снижению напряженности на рынке труда
Таким образом, из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Государственной программы может оказать реализация финансовых и непредвиденных рисков, которые содержат угрозу срыва реализации Государственной программы. В связи с этим в рамках реализации Государственной программы наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками и предотвращению техногенных катастроф.
------------------------------------------------------------------