Решение Чувашского УФАС России от 09.04.2013 по делу N 39/04-АМЗ-2012 <О прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, выразившееся в сокращении или прекращения производства товара>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. по делу № 39/04-АМЗ-2012
Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Винокуровой Н.Ю. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (председатель Комиссии);
Иванова Н.Д. - заместителя начальника отдела товарных рынков (член Комиссии);
Трифоновой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков (член Комиссии),
при участии от ответчика - ОАО "С.": Комарова Радия Владимировича по доверенности № 1 от 09.01.2013; Вафина Ильнура Мансуровича по доверенности № 24 от 08.04.2013;
от третьего лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - Стекольщиковой Надежды Николаевны по доверенности № 1 от 24.07.2012;
Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам заявила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
рассмотрела материалы дела № 39/04-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении открытого акционерного общества "С." <...> по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии поступили материалы из прокуратуры Чувашской Республики с приложенным коллективным обращением жителей поселка Киря Алатырского района Чувашской Республики в адрес депутата Государственной Думы Российской Федерации - А. на действия ОАО "Р." по сокращению количества поездов с 13.06.2012 по маршруту "Алатырь - Канаш" с 4 ранее курсирующих до 2.
На основании вышеизложенного было возбуждено дело о нарушении ОАО "С." пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Представители ответчика на заседании Комиссии пояснили, что железнодорожные пассажирские перевозки в Чувашской Республике осуществляются железнодорожным транспортом, арендованным у ОАО "Р." и за аренду которого у ОАО "С." имеется задолженность. Осуществление перевозок по маршруту Канаш - Алатырь является убыточным, в связи с чем была произведена оптимизация количества подвижного состава до двух поездов. Размер выделенной субсидии Чувашской Республики не покрывает всех затрат и не позволяет направить на маршрут 4 поезда. Оптимизация подвижного состава по маршрутам была проведена на территории всей Чувашской Республики.
Пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на осуществление действия (бездействия) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, выразившееся в экономически или технологически необоснованном сокращении или прекращении производства товара (по смыслу также - сокращение объема или прекращение оказываемых услуг), если на этот товар (услуги) имеется спрос или размещены заказы на его поставки (оказание услуг) при наличии его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
ОАО "С." (далее также Общество) считает, что необоснованность сокращения или прекращения производства товара (оказания услуг) ставится в зависимость от таких категорий, как экономическая или технологическая обоснованность. Кроме того, ответственность за перечисленные действия наступает лишь при наличии у субъекта возможности рентабельного производства.
По мнению ОАО "С.", железнодорожные пассажирские перевозки в пригородном сообщении в Чувашской Республике, как и в большинстве регионов Приволжского федерального округа, являются убыточными, а повышение эксплуатационных расходов от осуществления железнодорожных перевозок в пригородном сообщении и ежегодно снижающийся пассажиропоток приводят к значительным невосполняемым расходам организаций железнодорожного транспорта от указанных перевозок. В целях сохранения железнодорожных пассажирских перевозок и сокращения убытков от данного вида перевозок Чувашской Республики исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики Министерством строительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (в последующем - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики) совместно с ОАО "С." проведена оптимизация параметров движения пригородных поездов на 2012 год, в рамках которой предполагалось частичное сокращение объемов движения пригородных поездов на территории всей республики, в том числе и на участке Канаш - Алатырь, являющееся вынужденной мерой условиях дефицитности республиканского бюджета Чувашской Республики.
С 2012 года перевозка пассажиров по железной дороге в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики осуществляется на основании договора предоставления субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров в пригородном сообщении от 28.04.2012 № 178 (далее - Договор), заключенного между Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (Заказчиком) и ОАО "С." (Исполнителем). По условиям Договора субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований. Но в республиканском бюджете предусмотрены средства на эти цели в размере... млн. рублей, что соответствует только 40% от требуемого объема. В итоге за 9 месяцев 2012 года фактические убытки ОАО "С." от государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки достигли... млн. рублей.
Таким образом, ОАО "С." полагает, что сокращение поездов (маршрутов) является экономически обоснованным, в связи с чем признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции отсутствуют.
К участию в деле в качестве третьего лица была привлечена Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам, представители которой по вопросу установления тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении сообщили следующее.
Проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики "О тарифе на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" подготовлен Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", от 10 декабря 2008 г. № 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" и постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июля 2004 г. № 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", от 13 августа 2009 г. № 265 "Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам".
До 2012 года в Чувашской Республике тариф на названную услугу не регулировался.
С 1 декабря 2008 года в Чувашской Республике действовал тариф в размере 16 рублей за одну десятикилометровую зону, утвержденный решением Горьковской железной дороги - филиалом ОАО "Российские железные дороги" (ранее обслуживала Чувашскую Республику).
С 2011 года Чувашская Республика входит в зону обслуживания ОАО "С.". ОАО "С." предложило установить на 2012 год тариф в размере 18 руб. за одну десятикилометровую зону.
Представитель Минтранса Чувашии, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, пояснил, что сокращение количества поездов по маршруту Канаш - Алатырь произошло в связи с убыточностью данного вида деятельности. В результате снижения пассажиропотока по данным маршрутам и дефицитом бюджета, нерентабельно осуществлять перевозки железнодорожным видом транспорта в пригородном сообщении по указанным направлениям.
Изучив имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы ответчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО "С.", созданное 09.10.2009 г. для перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, действует как перевозчик на основании лицензии, выданной 25.04.2012 г. Федеральной службой по надзору в сфере транспорта за № АК-203 фс. Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) от 06.04.2011 № 113-т ОАО "С." включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, что в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции определяет его доминирующее положение, а приказом ФСТ от 06.04.2011 № 114-т (в редакции от 25.11.2011 № 749-т) в отношении ОАО "С." введено государственное регулирование деятельности в сфере услуг железнодорожных перевозок на территории десяти субъектов Российской Федерации, включая Чувашскую Республику.
Согласно статье 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" регулирование органами исполнительной власти субъектов РФ тарифов на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении возможно только при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, и за счет соответствующих бюджетов субъектов РФ.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.05.2011 № 168 "О тарифе на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" был утвержден тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в размере 18,00 рублей за одну десятикилометровую зону.
В соответствии с Методикой экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (Приказ ФСТ РФ от 28.09.2010 № 235-т/1), ОАО "С." был произведен расчет экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров в пригородном сообщении по Чувашской Республике, который за 2011 год составлял... рублей, а в 2012 году - уже... рублей.
Исходя из Устава ОАО "С." (п. 3.1), основная цель Общества - обеспечение безубыточности (прибыльности) пригородных пассажирских и ликвидация перекрестного финансирования затрат на пригородные пассажирские перевозки за счет доходов от перевозки грузов. Необходимость таких мер в целом по сети дорог предусмотрена и Постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 № 384 (ред. от 22.08.2009) "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте".
Следовательно, ОАО "С." в силу названных норм обязано осуществлять свою деятельность только на условии безубыточности пассажирских перевозок. Компенсация разницы между доступной для населения стоимостью билетов и реальными затратами перевозчиков на организацию социальных перевозок из регионального бюджета предусмотрена на законодательном уровне, в частности, статьей 5 Федерального закона о естественных монополиях, пунктами 12 и 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 (в ред. от 29.10.2010) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", пунктами 3 и 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля (утв. постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий"), а также законами и подзаконными актами субъектов РФ.
30 марта 2012 года между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ОАО "С." было заключено Соглашение № 20-16 об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики в 2012 году (далее - Соглашение), которым предусматривались параметры движения поездов на 2012 год по территории Чувашской Республики. Согласно утвержденным параметрам движения предполагалось частичное сокращение количества пригородных поездов. По условиям Соглашения Кабинет Министров Чувашской Республики выступает в качестве Заказчика, на которого возложена обязанность организации транспортного обслуживания населения, а ОАО "С." как Исполнитель выполняет функцию перевозчика и обеспечивает транспортное сообщение пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на обслуживаемой территории.
Согласно приложению к Соглашению движения пригородных поездов на территории Чувашской Республики по маршруту следования Канаш - Чебоксары (поезд № 6504), Чебоксары - Канаш (поезд № 6503), Канаш - Алатырь (поезд № 6391), Алатырь - Канаш (поезд № 6396) должны ежедневно курсировать в заданном направлении в течение 91 дня. Ввиду того, что условия заключенного Соглашения применяются к отношениям его сторон, возникшим с 1 января 2012 г., и период следования (91 день), указанный в параметрах движения пригородных поездов на территории Чувашской Республики, завершился 31 марта 2012 года, оказание в последующем услуги по транспортному обслуживанию населения железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на 2012 год для ОАО "С." не представлялось возможным.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", п. 3 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 № 703, услуги оказываются на основании заключаемого владельцем инфраструктуры и перевозчиком публичного договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Между ОАО "С." и ОАО "Р." заключен договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (№ 122 НЮ от 31.01.2011 г.).
В соответствии с п. 3 приложения № 6 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (утв. приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286) порядок назначения и отмены поездов всех категорий на железнодорожном транспорте общего пользования в соответствии со сводным графиком движения устанавливается владельцем инфраструктуры.
В ходе исполнения Соглашения ОАО "С." направило обращение от 11.04.2012 № 792 в адрес начальника Горьковской железной дороги - филиала ОАО "Р."... о сокращении маршрута по территории Чувашской Республики.
ОАО "С." с учетом подписанного Соглашения письмом от 18.05.2012 № 1069 проинформировало Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики о предстоящем сокращении пригородных поездов и внесении корректировок в расписание движения пригородных поездов в связи с переходом на летний график.
Согласно телеграмме от 31.05.2012 № 5726 Горьковская региональная служба развития пассажирских перевозок и предоставления к инфраструктуре - филиала ОАО "Р." рассмотрела обращение ОАО "С." по вопросу сокращения маршрута по направлениям Канаш - Чебоксары (поезд № 6504), Чебоксары - Канаш (поезд № 6503), Канаш - Алатырь (поезд № 6391), Алатырь - Канаш (поезд № 6396).
18 июня 2012 года в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики состоялось рабочее совещание по вопросам организации пригородных пассажирских железнодорожных перевозок на территории Чувашской Республики, в том числе о восстановлении ранее действовавших поездов по маршруту Канаш - Алатырь. На указанном совещании представители ОАО "С." проинформировали, что вопрос об увеличении объемов движения пригородных поездов на вышеупомянутом маршруте возможен при условии дополнительного выделения средств на указанные цели из республиканского бюджета Чувашской Республики.
При этом установлено, что согласно Соглашению № 20-16/1 от 28.04.2012 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики, заключенному между ОАО "С." и Минстроем Чувашии (Минтранс Чувашии), выделение субсидий на 2012 год предполагалось в размере... руб.
Согласно дополнительному соглашению № 1 от 25.07.2012 к указанному соглашению размер субсидии увеличен до... руб.
Комиссией установлено, что по расчетам, произведенным в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 г. № 235-т/1 (зарегистрирован в Минюсте России 19 октября 2010 г., регистрационный № 18754), плановый экономически обоснованный (безубыточный) тариф на 2012 год составляет... рубля за одну десятикилометровую зону. Тариф рассчитан исходя из планового объема выполненных работ... тыс. ваг.-км, указанного в Соглашении об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Чувашской Республики в 2013 году между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ОАО "С.".
Принимая во внимание решение о среднегодовом росте тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе в 2012 - 2014 гг. по 10% ежегодно, одобренное 21 сентября 2011 года на заседании Правительства Российской Федерации, учитывая предложение ОАО "С." об округлении тарифа для удобства оплаты проезда через терминалы, Государственной службой Чувашии по конкурентной политике и тарифам принято решение проиндексировать действующий тариф на 10% и утвердить его на уровне 18 рублей за одну десятикилометровую зону. При утвержденном тарифе расчетные плановые выпадающие доходы ОАО "С." от перевозки пассажиров на территории Чувашской Республики 2012 году составили... млн. рублей.
Таким образом, выделенного размера субсидии недостаточно для компенсации потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования цен.
Комиссией также принимается во внимание, что согласно Соглашению № 20-16 от 30.03.2012, поезда Канаш - Алатырь (№ 6391, 6393) и Алатырь - Канаш (№ 6392, 6394) должны курсировать ежедневно в течение 91 дня, начиная с 1 января 2012 г., следовательно, срок их курсирования согласно Соглашения должен был завершиться 31 марта 2012 г.
Правонарушение, предусмотренное пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, совершается путем действия (бездействия), выражающихся в сокращении или прекращении производства товара. Сокращение - это снижение объемов производства товара, прекращение производства товара - это полный отказ от производства товара и снижение его объемов до нуля.
Необходимым условием наступления ответственности является доказанность того факта, что у субъекта ответственности имеется объективная и реальная возможность рентабельного производства товара. Кроме того, необходимо также установить, что на данный товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в действия ОАО "С." по сокращению с 13 июня 2012 г. перевозок пассажиров по маршруту "Алатырь - Канаш" нарушение антимонопольного законодательства отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
Прекратить рассмотрение дела № 39/04-АМЗ-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении открытого акционерного общества "С." <...> по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Председатель Комиссии
Н.Ю.ВИНОКУРОВА
Члены Комиссии
Н.Д.ИВАНОВ
А.В.ТРИФОНОВА
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
------------------------------------------------------------------