Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.04.2013 по делу N А79-469/2013 <О признании строки 13 Таблицы 1 Порядка определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы на землю на территории города Шумерля, утвержденного Решением Собрания депутатов города Шумерля от 13.03.2008 N 289 в редакции Решения Собрания депутатов города Шумерля от 31.05.2010 N 585 в части установления коэффициента, корректирующего доходность местных бюджетов , соответствующим Конституции РФ, Земельному кодексу РФ, Федеральному закону "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2013 г. по делу № А79-469/2013
Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2013 года.
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи,
судей,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя К., г. Шумерля Чувашская Республика, (ОГРНИП 304213826500090, ИНН 212500653268)
к Собранию депутатов города Шумерля, 429122, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Октябрьская, д. 20 (ОГРН 1052138009098, ИНН 2125006315);
Администрации города Шумерля Чувашской Республики, 429122, Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Октябрьская, 20 (ОГРН 1022103028837, ИНН 2125002448)
о признании нормативного правового акта недействующим в части,
при участии:
от заявителя: К., предпринимателя;
М. (по доверенности от 08.10.2012 21 АА 0282200),
П. (по доверенности от 14.10.2012),
от ответчика: от Собрания депутатов - Я. (по доверенности от 14.02.2013 № 4), от администрации - Я. (по доверенности от 10.12.2012 № 5129),
установил:
Индивидуальный предприниматель К. (далее заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Собранию депутатов города Шумерля; Администрации города Шумерля Чувашской Республики о признании строки под номером 13 Таблицы 1 Порядка определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы на землю на территории города Шумерля, утвержденного Решением Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики от 13 марта 2008 года № 289 в редакции Решения Шумерлинского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 31 мая 2010 года № 585 в части установления коэффициента, корректирующего доходность местных бюджетов (К3), в размере 0,8, не соответствующим Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 и не действующим в названной части с момента принятия нормативного акта.
Требование мотивировано следующим.
Решением Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики № 289 от 13.03.2008 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы на землю на территории города Шумерля (далее Порядок).
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Вестник администрации города Шумерля" № 3, от 17.03.2008.
В Таблице 1 Порядка в строке под порядковым номером 13 был установлен коэффициент (КЗ), корректирующий доходность местных бюджетов в целях определения годового размера арендной платы за арендуемый земельный участок под объектами базовых станций сети сотовой радиотелефонной связи, рекламы (рекламные щиты и стенды, расположенные на основаниях) и который был равен 0,3.
Решением Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики № 585 от 31.05.2010 "О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы на землю на территории города Шумерля" (решение опубликовано в Информационном бюллетене администрации города Шумерля № 17 от 04.06.2010) строка под порядковым номером 13 Таблицы 1 изложена в новой редакции, в соответствии с которой коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов в целях определения годового размера арендной платы за арендуемый земельный участок под объектами рекламы (рекламные щиты и стенды, расположенные на основаниях) стал равен 0,8.
Между ИП К. и Администрацией города Шумерля Чувашской Республики 01.10.2007 заключены договора аренды земельных участков № № 29, 30, 32, 33, 34.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.02.2010 № 12404/09 по делу № А58-2302/2008 разъяснил, что согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики № 585 от 31.05.2010 установлен новый размер коэффициента КЗ, который равен 0,8.
Исходя из этого коэффициента рассчитывается годовой размер арендной платы за пользование земельными участками, занятыми заявителем.
Такой размер арендной платы для заявителя является обязательным в силу ст. 424 ГК РФ, ст. 65 ЗК РФ и позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.02.2010 № 12404/09 по делу № А58-2302/2008.
После введения в силу коэффициента 0,8 (0=0,8), размер арендной платы с 04.06.2010 года возрос единовременно в 2,6 раза, что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, это в свою очередь ухудшает положение заявителя, возлагает на него дополнительные обязанности.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) органы исполнительной власти и местного самоуправления - арендодатели государственных и муниципальных земель - могут устанавливать любые размеры ставок арендной платы и определять случаи их применения.
Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 11.05.2004 года № 209-О, при отсутствии в Российской Федерации единых правил дифференциацию ставок арендной платы орган местного управления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации может быть искажен. Поэтому судебные органы при рассмотрении споров, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставок арендной платы, и проверкой правильности расчета сумм арендной платы в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципального образования, выявлять, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам российского права. Следовательно, именно на орган местного самоуправления возлагается бремя доказывания обоснованности установления размера арендной платы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается, в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений.
Как следует из статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Следовательно, для признания оспариваемого нормативного акта соответствующим законодательству РФ, заинтересованным лицам необходимо предоставить арбитражному суду доказательства законности установления названного коэффициента КЗ равному 0,8, также необходимо предоставить доказательства проведения процедуры экономического обоснования размера коэффициента на момент принятия оспариваемого решения.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Таким образом, бремя доказывания обоснованности размера арендной платы, устанавливаемой органами государственной власти или местного самоуправления, возложено на эти же органы.
Произвольное установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю, без соответствующего экономического обоснования, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит федеральному законодательству и принципам российского права
Кроме того, в абзаце 5 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 указан принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Годовой размер земельного налога равен 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, таким образом, годовой размер арендной платы не должен превышать 3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Оспариваемое решение в части установления коэффициента корректирующего доходность местных бюджетов в целях определения годового размера арендной платы за арендуемый земельный участок не соответствует Конституции РФ, Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
Заявитель и его представители поддержали требование по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему, суду пояснили, что решение не соответствует статьям 8, 34, 55 Конституции РФ, статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Представитель ответчиков поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, в котором указал, что в силу положений главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие оспариваемого нормативного правового акта правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации само по себе не может являться основанием для признания данного акта недействующим, если не установлено, что его несоответствие указанной правовой позиции привело к нарушению федерального конституционного закона, федерального закона и иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу. При установлении спорных коэффициентов орган местного самоуправления ориентировался на цены (ставки арендной платы), сложившиеся на рынке аренды земельных участков в данном регионе, а также на индексы (дефляторы) цен по Чувашской Республике. Решение Собрания депутатов города Шумерля от 31.05.2010 № 585 "О внесении изменений в порядок определения арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за землю на территории города Шумерля" является законным и экономически обоснованным.
Выслушав представителей заявителя и ответчиков, изучив материалы дела, суд установил следующее.
01.10.2007 администрацией города Шумерля (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем К. (арендатор) заключены следующие договоры аренды земельных участков:
- № 29, по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка, относящийся к категории земель населенных пунктов, общей площадью 0,0019 га, с санитарно-защитной зоной в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1031-01, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, примерно в 166 метрах от ориентира по направлению на юго-восток от здания пождепо ОАО "ШЗСА" под установку и содержание рекламного щита,
- № 30, по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка, относящийся к категории земель населенных пунктов, общей площадью 0,0019 га, с санитарно-защитной зоной в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1031-01, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, примерно в 290 метрах от ориентира по направлению на юго-восток от жилого дома № 1 ул. Ленина, под установку и содержание рекламного щита,
- № 32, по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка, относящийся к категории земель населенных пунктов, общей площадью 0,0019 га, с санитарно-защитной зоной в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1031-01, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, примерно в 54 метрах от ориентира по направлению на северо-восток от здания пождепо ОАО "ШЗСА", под установку и содержание рекламного щита,
- № 33, по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка, относящийся к категории земель населенных пунктов, общей площадью 0,0019 га, с санитарно-защитной зоной в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1031-01, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, примерно в 60 метрах от ориентира по направлению на юго-восток от здания Шумерлинского ГОВД, под установку и содержание рекламного щита,
- № 34, по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка, относящийся к категории земель населенных пунктов, общей площадью 0,0018 га, с санитарно-защитной зоной в соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1031-01, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, в 25 метрах по направлению на юго-восток от ориентира дома № 15 по ул. К.Маркса, под установку и содержание рекламного щита.
Согласно пунктам 3.5 договоров размер арендной платы подлежит пересмотру в случае централизованного изменения ставок арендной платы уполномоченным органом исполнительной власти г. Шумерля.
Решением Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики № 289 от 13.03.2008 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы на землю на территории города Шумерля (далее Порядок).