По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Чувашского УФАС России от 23.04.2013 по делу N 5/04-АМЗ-2013 <О прекращении дела о нарушении антимонопольного законодательства связанного с злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. по делу № 5/04-АМЗ-2013

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2013 года.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Винокуровой Н.Ю. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков (председатель Комиссии);
Сергеевой К.В. - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков (член Комиссии);
Трифоновой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков (член Комиссии)
при участии в деле:
от ответчика - ОАО "Ч." - С. по доверенности № 87 от 08.02.2013; Б.Н.В. по доверенности № 71 от 01.01.2013;
от заявителя - председателя ТСЖ "Н." - Я.;
от третьих лиц - представителя ЗАО "С." - Б.А.А. по доверенности от 01.03.2013;
представителя администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики Г.А.В. по доверенности от 26.07.2012
рассмотрела материалы дела № 5/04-АМЗ-2013 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении открытого акционерного общества "Ч." (<...>) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в навязывании заключения договора на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обслуживание газового оборудования и газопроводов коммунально-бытовых, промышленных, сельскохозяйственных предприятий и общественных зданий.

установила:

В Чувашское УФАС России 30.11.2012 поступили материалы проверки прокуратуры Ядринского района Чувашской Республики, проведенной на основании обращения председателя ТСЖ "Н.".
Из обращения председателя ТСЖ "Н." следует, что ТСЖ "Н." обслуживает многоквартирный дом № 1А по ул. Садовая г. Ядрина, газоснабжение которого осуществляется от газорегуляторного пункта в шкафном исполнении ГРПШ-07-У1. Право собственности на оборудование газорегуляторного пункта в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
10 января 2012 года между ОАО "Ч." в лице филиала "М." (исполнитель) и ТСЖ "Н." заключен договор № М-120/3, пот условиям которого исполнитель обязался производить техническое обслуживание, ремонт, замену и аварийно-диспетчерское обслуживание газового оборудования и газопроводов ШРП, многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. Садовая д. 1А, согласно графикам, утвержденным исполнителем, а заказчик обязуется принять оказанные услуги.
Так, как оборудование газорегуляторного пункта на баланс ТСЖ "Н." не передавалось, ОАО "Ч." не вправе понуждать ТСЖ "Н." заключить договор на его обслуживание.
В связи с наличием в указанных действиях признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции возбуждено данное дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Ч.".
В заседании Комиссии председатель ТСЖ "Н." поддержал требования, изложенные в обращении.
Представители ОАО "Ч." нарушения антимонопольного законодательства не признали. Сообщили, что газоснабжение жилого дома 1А, расположенного по ул. Садовая в г. Ядрин, осуществляется посредством использования регуляторного пункта шкафного (ГРПШ-07-У1), предназначенного для снижения давления и поддержания его на заданном уровне во внутридомовом газовом оборудовании указанного дома.
ТО оборудования ГРПШ-07-У1 проводится Ядринским газовым участком филиала "М." ОАО "Ч." на основании договора на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обслуживание газового оборудования и газопроводов коммунально-бытовых, промышленных, сельскохозяйственных предприятий и общественных зданий, заключенного 10.01.2012 с ТСЖ "Н.".
Договор составлен на основании представленных актов приемки законченного строительством объекта систем газораспределения от 12 и 14 октября 2009 года. Оборудование, указанное в договоре и актах, предназначено для подачи газа от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования жилого дома 1А по ул. Садовая в г. Ядрин.
Каких-либо протоколов разногласий и письменных обращений на внесение изменений в Договор со стороны ТСЖ "Н." в филиал "М." ОАО "Ч." не поступало.
Участок газопровода высокого давления от места врезки в распределительный газопровод и ГРПШ-07-У1 не являются собственностью ОАО "Ч.", не находятся в аренде или другом вещном праве, и затраты на их содержание не учтены в тарифе на транспортировку газа.
Работы по ТО газового оборудования проводятся в установленном порядке в соответствии с Договором и требованиями "Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" ПБ 12-529-03, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9. Представили следующие копии документов: схема газоснабжения дома № 3 по ул. Садовая г. Ядрин, технические условия на присоединение сетей газоснабжения домов № № 1 и 3 по ул. Садовая г. Ядрин.
Представитель ЗАО "С." в ходе заседания представил копии технических условий на присоединение к газораспределительным сетям по многоквартирным жилым домам № 1А и № 3 по ул. Садовая г. Ядрина. Сообщил, что документов по передаче в собственность ГРПШ, осуществляющей газоснабжение дома № 1А по ул. Садовая г. Ядрина у ЗАО "С." не имеются.
Представитель ООО "Я." на заседание комиссии не явился, представил следующие пояснения. ООО "Я." обслуживает многоквартирные дома в г. Ядрин, в том числе с 01 марта 2012 года дом № 3 по ул. Садовая. В целях надлежащего содержания общества собственников помещений данного дома 20.12.2012 года между ООО "Я." и ОАО "Ч." был заключен договор № М-001/3 (Приложение № 1) на техническое обслуживание внутренних устройств газоснабжения общего пользования на 2013 год. Приложением № 2 к данному договору является акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности при эксплуатации внутренних устройств газоснабжения между сторонами. По данному акту в ведении ОАО "Ч." находится участок газопровода, проложенный к дому до ответного фланца на вводный задвижке, установленной на фасадном газопроводе или газопроводе - вводе в дом.
Представитель Ядринского городского поселения Ядринского района сообщил следующее, Строительство дома № 1А по ул. Садовая производилось по долевому участию в строительстве. По акту приема-передачи от 16.12.2009 из муниципальной собственности Ядринского района Чувашской Республики в муниципальную собственность Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики было передано только 22 жилых помещения. Представил следующие документы: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, разрешение на строительство, акт приема-передачи.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию объекта от 08.09.2009 № 21519117-58 введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом по ул. Садовая, г. Ядрин, дом 1 А.
Газоснабжение жилого дома 1А, расположенного по ул. Садовая в г. Ядрин, осуществляется посредством использования регуляторного пункта шкафного (ГРПШ-07-У1), предназначенного для снижения давления и поддержания его на заданного уровне во внутридомовом газовом оборудовании указанного дома.
Оборудование многоквартирного дома № 1А по ул. Садовая г. Ядрина осуществляет ТСЖ "Н.".
10 января 2012 года между ОАО "Ч." в лице филиала "М." (исполнитель) и ТСЖ "Н." заключен договор № М-120/3, пот условиям которого исполнитель обязался производить техническое обслуживание, ремонт, замену и аварийно-диспетчерское обслуживание газового оборудования и газопроводов ШРП, многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. Садовая д. 1А, согласно графикам, утвержденным исполнителем, а заказчик обязуется принять оказанные услуги.
Комиссией установлено, что право собственности на оборудование газорегуляторного пункта за кем-либо, в том числе за ТСЖ "Н.", в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ОАО "Ч." является газораспределительной организацией и осуществляет транспортировку и реализацию природного газа на территории Чувашской Республики, имеющее на рынке долю более 65% и включенное в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, приказом Чувашского территориального управления Министерств Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 25.09.2002 № 43.
Общество осуществляет деятельность по транспортировке газа по своим сетям и сетям, взятым в аренду, деятельность по техническому обслуживанию этих сетей, а также по обслуживанию ВДГО по договорам с товариществами собственников жилья, управляющими организациями и гражданами.
Поскольку общество занимается деятельностью по транспортировке газа, оно в силу пункта 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" признается занимающим доминирующее положение.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении).
Статьей 2 Закона о газоснабжении определены следующие основные понятия:
- газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;
- газораспределительная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.
Статьей 32 Закона о газоснабжении установлено, что организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий и катастроф.
Из анализа норм Закона о газоснабжении следует, что обязанность по обеспечению безопасной эксплуатации объектов системы газоснабжения возлагается на собственника соответствующей системы газоснабжения.
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила поставки газа для населения) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549.
В соответствии с пунктами 7, 8, 9, 13 Правил постановки газа для заключения договора газоснабжения является наличие у потребителя (абонента) договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение.
Согласно подпункту "е" пункта 45 Правил поставки газа для населения поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа, в частности, в случае отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.
При этом Правила поставки газа для населения содержит следующее определение:
"внутридомовое газовое обслуживание" - газопроводы многоквартирного или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
Пунктом 4 упомянутого Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 Министерству регионального развития Российской Федерации поручено утвердить порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской федерации от 26.06.2009 № 239 утвержден Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (далее - Порядок содержания ВДГО), согласно пункту 7 которого проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.
В пункте 23 Порядка содержания ВДГО закреплено, что аварийное обслуживание внутридомового газового оборудования осуществляется аварийно-диспетчерской службой специализированной организации либо организацией, с которой специализированной организации заключен договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы, на основании заявок физических и юридических лиц.
Таким образом, можно сделать вывод, что обязательным условием для заключения и исполнения договора газоснабжения является наличие у потребителя (абонента) договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение, заключенного именно со специализированной организацией.
В силу пункта 3 Правил поставки газа для населения под "специализированной организацией" понимается газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
До настоящего времени такой порядок допуска к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию ВДГО законодательством Российской Федерации не установлен.
Лицензирование такой деятельности также не предусмотрено.
Вместе с тем согласно пункту 3 Правил поставки газа для населения под специализированной организации понимается не любая, а именно газораспределительная организация. Поскольку Правила поставки газа для населения не содержат определения "газораспределительной организации" Комиссия считает возможным использовать понятие, которое дано в общих Правилах поставки за (Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 № 162), а именно:
"газораспределительные организации" - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
Аналогичные разъяснения даны в письме Минрегиона России от 18.06.2009 № 18636-СК/14.
Из этого следует вывод, что в рамках действующего правового регулирования организация, не являющаяся газораспределительная, не может оказывать и услуги по эксплуатации ВДГО.
Таким образом, как граждане, так и управляющая организации и иные субъекты, на которых распространяются Правила поставки газа для населения, должны заключать договоры на техническое обслуживание ВДГО именно со специализированной организацией, то есть с газораспределительной организацией.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК) граждане и организации обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В структуру платы за жилое помещение (статья 154 ЖК РФ) для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе, плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) в состав общего имущества включается внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводов внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 9 Правил № 491 определено, что внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней распределительной сетью.
С учетом указанных норм права, действия ОАО "Ч." в лице филиала "М." (исполнитель) в части навязывания ТСЖ "Н." услуг по техническому обслуживанию, ремонту, замене и аварийно-диспетчерское обслуживанию газового оборудования и газопроводов ШРП, находящихся за пределами места соединения первого запорного устройства дома № 1А по ул. Садовая г. Ядрин с внешней распределительной сетью, нарушают требования действующего законодательства.
Доводы ОАО "Ч." о том, что ТСЖ "Н." не представлено предложений об изменении условий представленного проекта договора ни в форме протокола разногласий, ни в какой-либо иной форме, в связи с чем общество не осуществляло действий по навязыванию невыгодных условий договора, подлежат отклонению. Неприведение условий договора в соответствие с действующим законодательством по полученным разногласиям в установленный срок и ненаправление ответа на возражение заявителя является лишь продолжением противоправного поведения. Данная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 № 16008/10.
Кроме того, доминирующее положение общества позволяет ему необоснованно уклоняться от заключения договора в случае несогласия заявителя и навязывать ему невыгодные условия договора.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организациям-собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающее антимонопольное законодательство.
Изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО "Ч." признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела на основании статьи 39.1 Закона о Защите конкуренции ОАО "Ч." было направлено предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем исключения из договора № М-120/3 от 10.01.2012 следующих пунктов:
- слова "ШРП" в подпункте 1.1;
- приложения № 2 к договору "Стоимость технического обслуживания и текущего ремонта газопроводов газового оборудования ШРП". О выполнении предупреждения сообщить в Чувашское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.".
На заседание Комиссии ОАО "Ч." представило копию дополнительного соглашения к договору от 10.01.2012 № М-120/3, в котором исключены следующие пункты:
- слова "ШРП" в подпункте 1.1;
- приложения № 2 к договору "Стоимость технического обслуживания и текущего ремонта газопроводов газового оборудования ШРП".
Также в ходе рассмотрения дела представлен договор № М-133/3 от 23.04.2013 на техническое обслуживание внутренних и наружных устройств газоснабжения многоквартирных жилых домов согласно перечню (по ул. Садовая г. Ядрин дома 1А и 3), заключенный между ЗАО "С." и ОАО "Ч.".
Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах и дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу об исполнении ОАО "Ч." предупреждения, выданного Чувашским УФАС России.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 39.1, частями 1 - 3 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила

В связи с исполнением предупреждения, выданного в рамках рассмотрения дела, от 19.04.2013 № 04-06/2742, рассмотрение дела № 5/04-АМЗ-2013 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении открытого акционерного общества "Ч." (<...>) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" прекратить.

Председателя Комиссии
Н.Ю.ВИНОКУРОВА

Члены Комиссии
К.В.СЕРГЕЕВА
А.В.ТРИФОНОВА

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------