По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Чувашского УФАС России от 06.05.2013 по делу N 18-Р-2013 <О признании рекламы пищевого продукта ненадлежащей>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. по делу № 18-Р-2013

Резолютивная часть решения оглашена 19 апреля 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 06 мая 2013 года

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель управления В.В.Котеев;
члены Комиссии:
Л.А.Железина - начальник отдела контроля органов власти и рекламы;
Г.Ю.Ланская - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы;
рассмотрев дело № 18-Р-2013 по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", выразившихся в распространении недостоверной информации о лечебных свойствах пищевого продукта "В." в региональном эфире (Чувашская Республика) средства массовой информации "Телеканал "Россия" (Россия-1)",
в отсутствии:
заявителя.., согласно распечатке с Интернет-сайта "Почта России" заказное письмо № 42803260066795 29.04.2013 возвращено в связи с истечением срока хранения;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении заказного письма № 428004 60 00536), заявившего письменное ходатайство вх. № 05-13/2271 от 10.04.2013) о передаче дела на рассмотрение в Нижегородское УФАС России),

установила:

21.02.2013 в Чувашское УФАС России поступило заявление гр.... о распространении 21.02.2013 в региональном эфире (Чувашская Республика) средства массовой информации "Телеканал "Россия" (Россия-1)" недостоверной рекламы пищевого продукта "В." с указанием на его лечебные свойства.
Чувашским УФАС России был направлен запрос в филиал ФГУП ВГТРК "ГТРК "Чувашия" (исх. № 05-17/1254 от 05.03.3013) о представлении документов, связанных с распространением вышеуказанной рекламы.
Из представленных филиалом ФГУП ВГТРК "ГТРК "Чувашия" документов следует, что 21.02.2012 ООО "Ц." (Заказчик) и Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (исполнитель) заключили договор, предметом которого являлось размещение рекламных видеоматериалов в региональном эфире (Чувашская Республика) средства массовой информации "Телеканал "Россия" (Россия-1)". Срок действия договора с 01.01.2013 до 31.12.2013. Оплата за размещение рекламы произведена платежным поручением № 000224.
21.02.2013 в программе "Секреты здоровья и красоты" в региональном эфире (Чувашская Республика) средства массовой информации "Телеканал "Россия" (Россия-1)" распространялась реклама пищевого продукта "В.", выполненная в форме диалога между ведущим, представителем ООО "Ц." - Ф. и радиослушателями, дозвонившимися в студию.
В программе "Секреты здоровья и красоты" ООО "Ц." распространялась информация о продукте диетического лечебно-профилактического питания, выпускаемого под торговой маркой "В.", его лечебных свойствах, о номере телефона (62-90-62), по которому можно получить консультацию и приобрести продукт.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указания на лечебные свойства, то есть на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
ООО "Ц." в письменном объяснении (вх. № 05-13/2272 от 10.04.2013) пояснило, что согласно свидетельству о регистрации № 77.99.19.007.Е.044617.10.11 от 28.10.2010 и сертификату соответствия № РОССRU..АИ84.РО2334 от 07.12.2011 гель "В." зарегистрирован и относится согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 к классу пищевого продукта (код 92 8113) и не является лекарственным средством, биологически активной добавкой (БАДом) или пищевой добавкой (как это указано в статье 25 Федерального закона "О рекламе"). Действующая инструкция по применению геля "В." содержит раздел "Показания к применению", в соответствии с которым использование геля "В." рекомендовано в качестве оздоровительно-профилактической новой медицинской технологии для первичной и вторичной профилактики, диетической терапии при следующих заболеваниях и синдромах: болезни системы кровообращения, гипофункция щитовидной железы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и многое другое. В разделе "Способ применения" указано: самостоятельный прием. В соответствии с выданным свидетельством о государственной регистрации четко и однозначно определена область применения данного продукта, а именно, для реализации населению в качестве продукта диетического (лечебного и профилактического) питания. При этом следует обратить внимание, что пункт 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" предусматривает конкретное указание на лечебные свойства и не оперирует понятиями: "характеризуется как средство, оказывающее профилактическое и лечебное воздействие на человека", "или создает впечатление" и т.д. Из этого следует, что для принятия решения о наличии в действиях организации или должностного лица признаков нарушения законодательства о рекламе необходимо четкое указание на лечебные свойства непосредственно рекламируемого объекта и (или) положительное влияние непосредственно объекта рекламирования на течение болезни. Объектом рекламирования является "пищевой продукт из гомогенизированных бурых водорослей для диетического и лечебно-профилактического питания под торговой маркой "Витальгар", при этом в рекламе неоднократно подчеркивается, что рекламируемый товар является пищевым продуктом и не является лекарством.
Комиссия, изучив материалы дела и письменное объяснение ООО "Ц." считает, что доводы Общества подлежат отклонению по следующим основаниям.
Филиалом ФГУП ВГТРК "ГТРК "Чувашия" и ООО "Ц." в материалы дела представлены видеозаписи рекламного ролика, транслировавшегося 21.02.2013 в региональном эфире (Чувашская Республика) средства массовой информации "Телеканал "Россия" (Россия-1)".
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, распространенная ООО "ЦПТ "В." является рекламой, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками данного понятия, определенного в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе".
Из анализа содержания данных видеозаписей усматривается, что реклама геля "В." содержит перечисление ряда заболеваний и одновременное упоминание его как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.
Рекламный ролик создает у потребителей рекламы ложное впечатление того, что разговор ведущего специалиста Центра передовых технологий компании "В." биохимика Ф. с радиослушателями, выражающими свою благодарность в связи с конкретными случаями излечения от заболеваний, улучшения состояния своего здоровья в результате применения геля "В." происходит в прямом эфире. В действительности рекламный ролик заранее подготовлен и записан ООО "Ц.", и содержание рекламы в полном объеме определено именно данным обществом.
Так, в рассматриваемой рекламе содержится информация, указывающая на положительное влияние геля "Витальгар" на течение таких заболеваний, как аритмия, заболевания щитовидной железы, опорно-двигательного аппарата, почек, гипертонии, диабете, инфаркте, инсульте, бронхите.
В частности, биохимик Ф. утверждает: "уничтожить любое инфекционное начало... под силу альгинатам "В.", потому что они проявляют "ярко выраженное противовоспалительное действие"; "В." проявляет... гепариноподобное действие и давление приходит в норму"; "прием геля "В." внутрь это прекрасная профилактика... прежде всего инсультов и, конечно, хорошая помощь в постинфарктном состоянии", "В." способствует восстановлению тканей поджелудочной железы и происходит постепенная нормализация уровня сахара в крови, и очень ценно то, что в норме держать сахар при диабете очень тяжело, может то повышаться, то понижаться, подобные нагрузки на сосуды провоцируют микроинсульты".
Распространение вышеуказанной информации в рекламном ролике свидетельствует о намерении ООО "Ц." привлечь внимание потребителей рекламы к объекту рекламирования именно как к средству, оказывающему профилактическое и лечебное воздействие.
Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что согласно свидетельству о государственной регистрации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 77.99.19.007.Е.044617.10.11 от 28.10.2010 продукция "Водоросли бурые гомогенизированные для диетического (лечебного и профилактического) питания ламинария-гель охлажденный "В.", изготовленный в соответствии с ТУ 9284-008 58673502-04 с изменениями 1, 2, 3, 4. Изготовитель (производитель): ООО "НПО "Сумма технологий" (125284, г. Москва, 1-ый Боткинский пр., д. 2/6 прошла регистрацию в качестве пищевого продукта для диетического (лечебного и профилактического) питания.
Как лекарственное средство данный продукт не зарегистрирован, то есть лекарственным средством не является, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства, в том числе профилактические.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В силу пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама о любых характеристиках товара, в том числе о потребительских свойствах. Ссылка на инструкцию по применению геля "В.", разработанную самим производителем и не зарегистрированную официально, подлежит отклонению как не состоятельная.
Пищевой продукт "В." не является лекарственным средством, поэтому при его рекламировании в силу прямого запрета пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" нельзя указывать на лечебные и профилактические свойства, влияющие на различные болезни.
Реклама геля "В.", распространенная ООО "Ц.", содержит указания на лечебные свойства геля "Витальгар", что является нарушением пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, пунктом 6 части 5 статьи 5 настоящего Закона, несет рекламодатель.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а именно ООО "Ц.".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламо-распространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с тем, что ООО "Ц." не представило в материалы дела доказательств прекращения распространения ненадлежащей рекламы, Комиссия считает необходимым выдать обществу предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
В силу пункта 4 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.
С учетом изложенного, письменное ходатайство ООО "Ц." вх. № 05-13/2271 от 10.04.2013 о передаче дела на рассмотрение в Нижегородское УФАС России подлежит отклонению.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу пищевого продукта "Водоросли бурые гомогенизированные для диетического (лечебного и профилактического) питания ламинария - гель охлажденный "В." с указанием на его лечебные свойства, распространенную 21.02.2013 в региональном эфире (Чувашская Республика) средства массовой информации "Телеканал "Россия" (Россия-1)", поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Ц." предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.В.КОТЕЕВ

Члены Комиссии
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
Г.Ю.ЛАНСКАЯ


------------------------------------------------------------------