Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 15.05.2013 N 33-1645/2013 <Об отмене Решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 4 марта 2013 г. и об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 7.7, 7.8, 7.9 раздела VII Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24 мая 2012 года N С 29-3>
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2013 г. № 33-1645/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Блиновой М.А.
судей Спиридонова А.Е. и Юркиной И.В.,
при секретаре Казаковой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению прокурора города Новочебоксарска о признании недействующими отдельных положений Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24 мая 2012 года № С 29-3, поступившее по апелляционной жалобе заинтересованного лица - Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 4 марта 2013 г., которым постановлено:
"Признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу пункта 7.7, пункта 7.8 в части установления запрета проливать горюче-смазочные материалы на газоны, пункта 7.9 в части установления запрета на стоянку транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями, на стоянку транспортных средств на тротуарах у подъездов жилых домов, на проезжей части дворовых территорий в границах контейнерной площадки, препятствующую механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, раздела VII Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 24.05.2012 № С 29-3".
Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы на решение суда; прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А., полагавшей решение суда незаконным и о подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Новочебоксарска Чувашской Республики обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании недействующими пунктов 7.7, 7.8 в части установления запрета проливать горюче-смазочные материалы на газоны, п. 7.9 в части установления запрета на стоянку транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями, на стоянку транспортных средств на тротуарах у подъездов жилых домов, на проезжей части дворовых территорий в границах контейнерной площадки, препятствующую механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, раздела VII Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.05.2012 № С 29-3, опубликованных в газете "Родники Чувашии" от 31.05.2012 № 29-31 (359 - 361).
Требования мотивированы тем, что оспариваемые правовые нормы противоречат федеральному законодательству, поскольку приняты Новочебоксарским городским собранием депутатов Чувашской Республики с превышением своих полномочий, так как органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты или нормы права в области охраны окружающей среды и в области безопасности дорожного движения.
В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора г. Новочебоксарск Федоров В.В. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.
Представитель заинтересованного лица Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики К. возражал против удовлетворения заявления прокурора г. Новочебоксарск по тем основаниям, что Правила благоустройства были разработаны и приняты в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Правила благоустройства города Новочебоксарск Чувашской Республики приняты в целях улучшения уровня благоустройства, соблюдения чистоты и санитарного состояния, а также установления единого порядка в решении вопросов благоустройства территории г. Новочебоксарск. Данные Правила благоустройства не устанавливают ответственность за их нарушение, а лишь устанавливают требования по содержанию земельных участков, фасадов, озеленения территории г. Новочебоксарск.
Судом вынесено указанное выше решение об удовлетворении заявления, которое обжаловано Новочебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики по мотиву незаконности.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 24 мая 2012 года № С 29-3 утверждены Правила благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики. Указанное решение с приложением № 1 официально опубликовано в газете "Родники Чувашии" от 31 мая 2012 года № 29 - 31 (359 - 361).
Раздел VII Правил определяет вопросы благоустройства в области содержания автомобилей, автомобильных стоянок, парковок, гаражей, гаражных кооперативов.
В оспариваемых прокурором нормативных положениях муниципального нормативного правового акта закреплено:
7.7. Запрещается загрязнение территории, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, мойка их вне специально отведенных мест.
7.8. Запрещается проливать горюче-смазочные материалы на дорожное покрытие, тротуары и газоны.
7.9. Запрещается стоянка транспортных средств на детских площадках, тротуарах у подъездов жилых домов, газонах, участках с зелеными насаждениями, а также стоянка на внутридворовых территориях вне участков с твердым покрытием, стоянка на проезжей части дворовых территорий в границах контейнерной площадки, препятствующая механизированной уборке и вывозу бытовых отходов. Запрещена также стоянка разукомплектованных транспортных средств вне специально отведенных для стоянок мест.
Проверяя оспариваемые положения муниципального нормативного правового акта, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно осуществляется решение вопросов местного значения.
Согласно статьи 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены вопросы местного значения городского округа. В частности, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе:
- утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п. 25 ч. 1 ст. 16 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ);
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 16 закона);
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п. 11 ч. 1 ст. 16 закона).
Статья 7. Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и к вопросам местного значения городского округа относит организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
Согласно ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) определяет как комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 613 утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований. Методические рекомендации устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований при разработке норм и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов для применения при проектировании, контроле за осуществлением мероприятий по благоустройству территории, эксплуатации благоустроенных территорий.
Указанные Методические рекомендации, являющиеся нормативным правовым актом органа исполнительной власти РФ предусматривают не только элементы и объекты благоустройства, но и вопросы содержания объектов благоустройства.
Министерством регионального развития Российской Федерации в утвержденных приказом от 27.12.2011 № 613 методических рекомендациях элементами благоустройства территории определены декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.
В состав правил эксплуатации объектов благоустройства рекомендуется включать разделы (подразделы): уборка территории, порядок содержания элементов благоустройства, работы по озеленению территорий и содержанию зеленых насаждений, содержание и эксплуатация дорог, освещение территории, проведения работ при строительстве, ремонте и реконструкции коммуникаций, содержание животных, особые требования к доступности городской среды, праздничное оформление населенного пункта, основные положения о контроле за эксплуатацией объектов благоустройства.
При этом прямо рекомендовано устанавливать запреты установить на площадях зеленых насаждений мойку автотранспортных средств; парковать автотранспортные средства на газонах - п. 8.6.5); запрещать стоянки большегрузного транспорта на внутриквартальных пешеходных дорожках, тротуарах и т.п.
Оспариваемые прокурором г. Новочебоксарск правовые нормы Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24 мая 2012 года № С 29-3, относятся к вопросам содержания объектов благоустройства, находящихся во взаимосвязи с организацией мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, которые относятся к вопросам местного значения.
По своему содержанию оспариваемые нормы муниципального нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, Законам Чувашской Республики. Не свидетельствует о их незаконности также воспроизведение в муниципальных нормативных актах (правилах по благоустройству муниципального образования) норм, правил и положений нормативных актов, принятых федеральными органами исполнительной власти РФ (Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утв. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15 декабря 1999 года № 153; Правил и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (Приказ Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170); Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88) и др.).
Более того, оспариваемыми нормами муниципального правового акта не устанавливается административная и иная ответственность за нарушение пунктов 7.7, 7.8, 7.9 раздела VII Правил благоустройства территории города Новочебоксарска.
В соответствии со статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" предусмотрена административная ответственность за нарушение утвержденных органами местного самоуправления поселения, городского округа правил благоустройства территории поселения, городского округа. Согласно примечанию к указанной статье Закона Чувашской Республики статья 10 не применяется в отношении положений правил благоустройства территории поселения, городского округа, воспроизводящих нормы и правила, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые прокурором г. Новочебоксарск нормы муниципального правового акта относятся к правилам благоустройства территории муниципального образования, относящемуся к вопросу местного значения, по своему содержанию не противоречат нормам федерального законодательства и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
В виду неправильного применения норм материального права в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 4 марта 2013 г. отменить и принять по делу новое решение:
Прокурору города Новочебоксарска отказать в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 7.7, 7.8, 7.9 раздела VII Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24 мая 2012 года № С 29-3.
Председательствующий
М.А.БЛИНОВА
Судьи:
А.Е.СПИРИДОНОВ
И.В.ЮРКИНА
------------------------------------------------------------------