По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.05.2013 по делу N А79-2024/2013 <Исковые требования о признании незаконным и отмене ненормативного акта о привлечении к административной ответственности за нераскрытие в составе бухгалтерской отчетности информации удовлетворены, в виду малозначительности совершенного правонарушения>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. по делу № А79-2024/2013

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии под председательством судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Чувашметалл", г. Чебоксары, к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе, г. Нижний Новгород о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 27.02.2013,
третье лицо - Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики,
при участии: представителей ОАО "Чувашметалл" - Н., по доверенности от 09.01.2013 № 2, А., по доверенности от 01.01.2013 № 1,

установил:

открытое акционерное общество "Чувашметалл" (далее - ОАО "Чувашметалл", общество) обратилось в суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - РО ФСФР России в ПриФО, Региональному отделению) о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления о привлечении к административной ответственности.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 700 000 руб. за нераскрытие в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности следующей информации: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу отчета о прибылях и убытках.
Кроме этого, ОАО "Чувашметалл" не опубликовало на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (не утверждении) годовой бухгалтерской отчетности, а годовой отчет за 2011 год не содержит отчета совета директоров акционерного общества о результатах развития акционерного общества по приоритетным направлениям его деятельности, информацию об объеме каждого из использованных акционерным обществом в отчетном году видов энергетических ресурсов в натуральном и денежном выражении.
Общество своевременно не раскрыло также сообщение о проведении общего собрания акционеров, состоявшегося 27.04.2012, просрочка составляет 275 дней.
Заявитель считает, что к административной ответственности оно привлечено незаконно. Так, вся информация о деятельности акционерного общества размещалась на сайте ОАО "Чувашметалл", а в последующем - на странице в сети Интернет информационного агентства "Интерфакс".
Кроме этого, при принятии оспариваемого постановления не было принято во внимание, что общество впервые привлекается к ответственности и является субъектом малого предпринимательства, т.к. штат предприятия состоит из 70 человек. Просит учесть, что правонарушение не носит умышленный характер, и все недостатки по раскрытию информации были незамедлительно устранены. В этой связи считает возможным применение статьи 2.9 КоАП РФ и признать содеянное малозначительным.
Просит учесть, что кроме жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Минимущество Чувашии, Министерство) жалоб от иных акционеров общества не поступало, что свидетельствует об отсутствии ущерба интересам общества и государства.
Взыскание штрафа в сумме 700 000 руб. может повлечь значительный ущерб для заявителя, которое испытывает финансовые затруднения. Возникнут задержки по уплате обязательных платежей в бюджет и по выплате заработной платы, а также сокращение числа рабочих мест.
В судебном заседании представители ОАО "Чувашметалл" поддержали требования о признании незаконным оспариваемого постановления и привели доводы, изложенные в заявлении.
Со ссылками на решения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 № 8-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 01.04.1999 № 29-О, от 15.01.1998 № 2-П, от 18.02.2000 № 3-П и от 17.01.2013 № 1-П указывают, что исходя из общих принципов права наложенный штраф не отвечает вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
К тому же, к моменту вынесения постановления о привлечении к административной ответственности все выявленные нарушения были устранены.
РО ФСФР России в ПриФО явку своего представителя на заседание суда не обеспечило. Отзывом на заявление требование общества не признает.
Считает, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку квалификация административного правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем отношении общества к исполнению публично-правовых обязанностей.
Устранение допущенных нарушений также не исключает существенной опасности охраняемым общественным отношениям. Кроме того, обществу назначен минимальный штраф, предусмотренный санкцией части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Письмом от 06.05.2013 просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Минимущество Чувашии, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, своего представителя на слушание дела также не направило, отзыв на заявление не представило, требования не оспорило.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проанализировав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ОАО "Чувашметалл" зарегистрировано в качестве юридического лица, сведения о чем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1022101137684.
Региональным отделением по результатам рассмотрения обращения Министерства было установлено нарушение обществом требований, предусмотренных Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н (зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2011 за № 22470).
По факту выявленных нарушений 27.02.2013 с участием представителя общества должностным лицом РО ФСФР России в ПриФО был составлен протокол № 32-13-4/пр-ап об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения данного протокола 27.02.2013 также с участием представителя общества было вынесено постановление № 32-1328/пн о назначении ОАО "Чувашметалл" административного наказания в виде административного штрафа в сумме 700 000 руб.
Часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ устанавливает, что нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг также установлено, что открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей главы VIII Положения именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной Положением, обязаны раскрывать:
1) годовой отчет акционерного общества;
2) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества;
3) устав и внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;
4) сведения об аффилированных лицах акционерного общества;
5) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг акционерного общества;
6) дополнительные сведения, предусмотренные главой VIII Положения.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна содержать: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку (пункт 8.3.3).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается (пункт 8.3.4):
1) путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества составлена до истечения указанного срока - не позднее 2 дней с даты ее составления, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту - не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения;
2) в составе ежеквартального отчета акционерного общества - эмитента за первый квартал в соответствии с главой V Положения в случае если акционерное общество - эмитент в соответствии с Положением обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.
Проверкой было установлено, что текст годовой бухгалтерской отчетности общества за 2011 год был опубликован 30.03.2012 на странице в сети Интернет, на которой оно обеспечивало раскрытие информации на рынке ценных бумаг. С 02.10.2012 общество осуществляет раскрытие информации в сети Интернет на сайте: http://e-disclosure.ru/. Вместе с тем, по состоянию на 04.12.2012, 06.12.2012, 11.12.2012 и 13.12.2012 общество не обеспечило доступ к бухгалтерскому балансу, отчету о прибылях и убытках, и приложениям к ним за 2011 год.
Согласно пункту 8.2.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг годовой отчет акционерного общества, среди прочего, должен содержать: отчет совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества о результатах развития акционерного общества по приоритетным направлениям его деятельности; информацию об объеме каждого из использованных акционерным обществом в отчетном году видов энергетических ресурсов (атомная энергия, тепловая энергия, электрическая энергия, электромагнитная энергия, нефть, бензин автомобильный, топливо дизельное, мазут топочный, газ естественный (природный), уголь, горючие сланцы, торф и др.) в натуральном выражении и в денежном выражении;
Годовой отчет ОАО "Чувашметалл" за 2011 год, раскрытый в сети Интернет 30.03.2012, не содержит разделы, посвященные отчету совета директоров общества о результатах развития акционерного общества по приоритетным направлениям его деятельности, а также информацию об объеме каждого из использованных обществом в отчетном году видов энергетических ресурсов в натуральном и в денежном выражении.
Данный отчет был утвержден общим собранием акционеров, состоявшимся 27.04.2012 в таком же виде.
В соответствии с пунктом 8.2.5 Положения акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества. Однако, при сроке раскрытия текста годового отчета за 2011 год не позднее 03.05.2012, отчет совета директоров общества о результатах развития акционерного общества по приоритетным направлениям его деятельности, а также информация об объеме каждого из использованных обществом в отчетном году видов энергетических ресурсов в натуральном и в денежном выражении были раскрыты 28.12.2012.
Исходя из положений пункта 8.3.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг акционерное общество, на которое в соответствии с Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (не утверждении) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества. В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества не была утверждена на годовом общем собрании акционеров, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого. Текст указанного сообщения должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для опубликования текста годовой бухгалтерской отчетности в сети Интернет, а если текст годовой бухгалтерской отчетности опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения общество не обязано осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, поскольку освобождено от этой обязанности приказом ФСФР России от 25.08.2011 № 32-11-198/пз.
Протокол годового общего собрания общества, на котором была утверждена годовая бухгалтерская отчетность за 2011 года, составлен 27.04.2012, соответственно сообщение об ее утверждении должно было быть опубликовано в сети Интернет не позднее 03.05.2012. Однако сведения об утверждении годовой бухгалтерской отчетности общества за 2011 года на сайте http://e-disclosure.ru/ было опубликовано только 27.12.2012, т.е. с нарушением установленного срока на 238 дней.
В подпункте 4 пункта 8.7.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг установлено, что акционерное общество обязано раскрывать сообщения о дополнительных сведениях, в том числе и о проведении общего собрания акционеров акционерного общества. Содержание такого сообщения перечислено в пункте 8.7.5 Положения.
В названном пункте Положение также указано, что моментом наступления указанного события является дата составления протокола (дата истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, на котором принято решение о проведении общего собрания акционеров акционерного общества (в случае если в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров - дата принятия решения о проведении общего собрания акционеров акционерного общества лицом или органом, к компетенции которого уставом акционерного общества отнесено принятие такого решения), а в случае если внеочередное общее собрание акционеров проводится во исполнение решения суда о понуждении акционерного общества провести внеочередное общее собрание акционеров - дата, в которую акционерное общество узнало или должно было узнать о вступлении в законную силу решения суда о понуждении акционерного общества провести внеочередное общее собрание акционеров.
Сведения о проведении 27.04.2012 общего собрания акционеров общество раскрыло только 26.12.2012, в то время как решение о его проведении было принято советом директоров 23.03.2012, т.е. просрочка составила 275 дней.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Общество имело возможность своевременно и в полном объеме раскрыть установленную законом информацию, однако данную обязанность не исполнило. Вина общества в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается материалами дела.
Таким образом, в действиях ОАО "Чувашметалл" имеется состав вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено.
Ссылку общества на размещение всей информации о деятельности акционерного общества на сайте ОАО "Чувашметалл" суд считает несостоятельной, поскольку согласно пункту 1.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг тексты документов эмитентов публикуются на странице в сети Интернет, предоставленной распространителем информации на рынке ценных бумаг.
Между тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ (пункт 18.1).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. В данном случае общество нельзя считать пренебрегшим установленной обязанностью. Административным органом не представлены доказательства причинения вреда охраняемым законом интересам государства, акционеров общества, а также третьих лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.05.2008 № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность юридических лиц, однако с учетом их специфики как субъектов права (пункт 4 Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 № 1-П).
Следует учитывать, что ранее ОАО "Чувашметалл" ранее не привлекалось к административной ответственности за однородное административное правонарушение. Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности. Кроме этого, взыскание 700 000 руб. штрафа приведет к возникновению в обществе задолженности по заработной плате работников и задержке ее выплаты.
Учитывая в совокупности обстоятельства совершения правонарушения, предпринятые обществом меры для устранения выявленных нарушений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что совершенное заявителем правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым отношениям, что позволяет применить статью 2.9 КоАП РФ.
Согласно абзацу второму пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
На основании изложенного, суд считает необходимым признать незаконным и отменить постановление РО ФСФР России в ПриФО от 27.02.2013 № 32-13-28/пн о привлечении ОАО "Чувашметалл" к административной ответственности в виде штрафа в размере 700 000 руб. в виду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление открытого акционерного общества "Чувашметалл", г. Чебоксары удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 27.02.2013 № 32-13-28/пн о привлечении открытого акционерного общества "Чувашметалл" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


------------------------------------------------------------------