По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.05.2013 по делу N А79-1929/2013 <Исковые требования о признании недействительными договора аренды лесного участка в части возложения на арендатора обязанности в случае лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение удовлетворены, поскольку являются неправомерными>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу № А79-1929/2013

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2013 года

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, 170034, Тверская область, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 9, ОГРН 1026900561610, ИНН 6905010905
к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, 428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Ленинградская, д. 33, ОГРН 1022101141700, ИНН 2128039728,
открытому акционерному обществу "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель", ОГРН: 1022100967635, ИНН: 2127009135, адрес места регистрации: 428022, Чувашская Республика, Кабельный проезд, д. 7,
о признании договора недействительным,
при участии
от истца - Е. по доверенности № 38-04-2013 от 23.04.2013,
от ответчиков - К. по доверенности № 12/01-61 от 10.01.2013 (от Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики), С. по доверенности № 01 от 01.01.2013 (от ОАО "Завод "Чувашкабель"),

установил:

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась в суд в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и к открытому акционерному обществу "Завод "Чувашкабель" (далее - ответчики) о признании недействительным подпункта "е" пункта 11 раздела 3 договора аренды лесного участка от 29.11.2007 № 4, в части возложения на арендатора обязанности в случае лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.
Исковое требование основано на нормах статей 51, 52, 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что обязанность арендаторов в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать их тушение, законодательством не предусмотрена, поскольку тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета. В связи с этим, возложение обязанности на арендатора обеспечивать тушение лесных пожаров не только является неправомерным, но и создает угрозу землям лесного фонда в связи с тем, что тушение лесных пожаров предполагает как наличие достаточных технических средств, так и подготовленных специалистов. Кроме того, оспариваемый подпункт "е" пункта 11 раздела 3 указанного договора не соответствует форме примерного договора аренды лесного участка, подпунктами "е" и "ж" пункта 11 которого предусмотрена обязанность арендатора осуществлять меры противопожарного обустройства лесов.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики исковые требования признал.
Представитель ответчика - ОАО "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" исковые требования признал.
Федеральное агентство лесного хозяйства отзывом от 25.04.2013 просит удовлетворить исковые требования и рассмотреть дело без участия его представителя.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующее.
29.11.2007 ГУ "Чебоксарский лесхоз" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (арендодатель) и ОАО "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 4, по условиям которого арендодатель на основании протокола № 10 от 23.11.2007 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 лесной участок площадью 2 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет:
местоположение лесного участка: Чувашская Республика, ГУ "Чебоксарский лесхоз", Чебоксарское лесничество, № квартала 62 выдел 7, 8, 9 кадастровый номер 21:21:00:0000.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях № 1 и 2.
В соответствии с пунктом 4 арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению № 3.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике 13.02.2008 за № 21-2111/037/2007-249.
01.07.2010 Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, государственным учреждением "Чебоксарское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и ОАО "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель" заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 29.11.2007 № 4, согласно которому в преамбуле договора слова "государственное учреждение "Чебоксарское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики" заменены словами "Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики"; в пункте 2 раздела 1 договора "предмет договора" изложен в следующей редакции: лесной участок площадью 2,0 га предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет: местоположение лесного участка: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Чебоксарское лесничество, Акшкюльское участковое лесничество квартала с 1 по 65; Сосновское участковое лесничество квартала с 1 по 62; Северное участковое лесничество квартала с 1 по 63; Чебоксарское участковое лесничество квартала с 1 по 125; основные характеристики предоставляемого в аренду лесного участка: квартал 124 (выдела 7, 8, 9) Чебоксарского участкового лесничества государственного учреждения "Чебоксарское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Подпунктом "е" пункта 11 раздела 3 договора аренды лесного участка от 29.11.2007 № 4 предусмотрено, что арендатор обязан в случае возникновения лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение, осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию, содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ, охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в интересах Российской Федерации просит признать недействительным подпункт "е" пункта 11 раздела 3 договора аренды лесного участка от 29.11.2007 № 4, заключенного Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и открытым акционерным обществом "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель", в части возложения на арендатора обязанности в случае лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу статей 51 - 53 Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего кодекса, если иное не предусмотрено настоящим кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
На лесных участках, предоставленных в аренду, меры пожарной безопасности (противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности) осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (статья 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах").
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838 "Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета; возложение обязанности по самостоятельному тушению лесных пожаров на арендаторов лесных участков является неправомерным.
Следовательно, подпункт "е" пункта 11 раздела 3 договора аренды лесного участка от 29.11.2007 № 4, заключенного Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и открытым акционерным обществом "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель", в части возложения на арендатора обязанности в случае лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение, является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Государственную пошлину по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика - Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействительным подпункт "е" пункта 11 раздела 3 договора аренды лесного участка от 29.11.2007 № 4 между Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и открытым акционерным обществом "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель", в части возложения на арендатора обязанности в случае лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


------------------------------------------------------------------