По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.05.2013 по делу N А79-384/2013 <В удовлетворении исковых требований о признании недействительными ненормативных актов о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о защите конкуренции отказано, так как являются законными и обоснованными>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу № А79-384/2013

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2013 года. Полный текст решения изготовлен 27 мая 2013 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии", г. Чебоксары,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары,
о признании недействительными решения и предписания от 21.12.2012 по делу № 29/04-АМЗ-2012,
заинтересованные лица:
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики, г. Чебоксары,
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк", г. Новочебоксарск,
при участии:
от заявителя - Е. по доверенности от 24.10.2011 № 86, Л. по доверенности от 07.03.2013 № 127,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - С. по доверенности от 11.03.2013 № 01-46/1406,
от Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики - К. по доверенности от 29.04.2013,
от ООО "УК "Новэк" - Л. по доверенности от 13.02.2013 № 51, Х. по доверенности от 01.01.2013 № 1,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 21.12.2012 по делу № 29/04-АМЗ-2012.
Данным решением общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части определения объемов тепловой энергии, поставленной в многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк" (далее - ООО "УК Новэк", управляющая компания). Заявитель считает ошибочными выводы Управления о том, что общество предъявляло управляющей компании для оплаты количество тепловой энергии, израсходованной на отопление, не в соответствии с приборами учета, то есть требовало оплаты услуги сверх потребленного населением коммунального ресурса.
При расчетах общества с управляющей компанией объем поставленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определяется в кубических метрах. Так как дома, находящиеся в управлении ООО "УК Новэк", не оборудованы отдельными теплосчетчиками на горячее водоснабжение, учет теплоносителя определяется по показаниям общедомового прибора учета, установленного на границе многоквартирного дома. Поскольку данные приборы не регистрируют показатель температуры теплоносителя, отобранного из тепловой сети в систему горячего водоснабжения, определение объема потребленной тепловой энергии невозможно определить по фактическим данным. Заявитель считает, что применение Обществом расчетной температуры теплоносителя является обоснованным, так как существующая схема теплоснабжения не позволяет определить фактическую температуру теплоносителя, отбираемого на нужды горячего водоснабжения. Заявитель также указал, что оспариваемое предписание не содержит конкретных ссылок на нормы законодательства, в соответствии с которыми Обществу необходимо определять объем тепловой энергии, потребленной многоквартирными домами, а также конкретных методов расчета объема такой тепловой энергии. По мнению заявителя, оспариваемое предписание неисполнимо.
В судебном заседании представители общества заявление поддержали. Пояснили, что управляющая компания должна оплачивать фактически полученное количество тепловой энергии. Данное количество определяется показаниями приборов учета. При этом заложенная в прибор учета формула, на основании которой определяется количество тепловой энергии, содержит сведения о фактической температуре холодной воды, которая нагревается до нормативной температуры. У потребителя отсутствуют приборы, регистрирующие температуру холодной воды, используемой для подпитки системы теплоснабжения, поэтому в базу данных тепловычислителя введены следующие параметры по температуре холодной воды: +5 градусов Цельсия в зимний период и +15 - в летний. Однако фактическая температура холодной воды на источнике теплоты в зимний период бывает ниже +5 градусов. Поэтому производится корректировка на фактическую среднемесячную разницу температуру холодной воды, определенную по показаниям приборов учета, установленных на источнике теплоты (ОАО "ТГК-5"). Когда фактическая температура воды в отопительный период выше +5 градусов, общество также производит соответствующую корректировку, в результате чего управляющая компания оплачивает меньшее количество полученного ресурса, чем определено прибором учета, то есть такая корректировка делается в пользу управляющей компании.
Представитель Управления заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что действующее законодательство не предусматривает каких-либо корректировок стоимости полученной тепловой энергии, если дом оборудован приборами учета. Оплате подлежит именно то количество энергии, которое определено теплосчетчиком.
Представитель Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики поддержал позицию антимонопольного органа.
Представители ООО "УК Новэк" поддержали доводы Управления. Пояснили, что управляющая компания не может взимать с жильцов дома плату за полученные коммунальные ресурсы в количестве большем, чем показано приборами учета.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд установил следующее.
27.06.2012 ООО "УК Новэк" обратилось в Управление с заявлением о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" законодательство о защите конкуренции. По мнению управляющей компании, общество, являясь субъектом естественной монополии на рынке передачи тепловой энергии, с 01.10.2010 применяет не предусмотренную действующим законодательством формулу определения количества тепловой энергии, потребленной на нужды горячего водоснабжения. В результате общество при расчетах за потребленную тепловую энергию выставляет к оплате больший объем коммунального ресурса, чем положено.
Приказом Управления от 27.07.2012 № 294 в отношении ООО "Коммунальные технологии" возбуждено дело № 29/04-АМЗ-2012 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решением Управления от 21.12.2012 общество признано нарушившим указанную норму Закона.
В этот же день обществу выдано предписание об устранении нарушений.
Антимонопольный орган указал, что исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания) приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию по тарифам, установленным для граждан. В период с ноября 2010 года по август 2012 года ООО "Коммунальные технологии" предъявляло к оплате управляющей компании количество тепловой энергии, израсходованной на отопление не в соответствии с данными приборов учета, и фактически требовало оплатить услугу сверх потребленного населением коммунального ресурса, что является недопустимым.
Не согласившись с решением и предписанием, общество оспорило их в судебном порядке.
Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
01.10.2008 ООО "Коммунальные технологии" (энергоснабжающая организация) и ООО "УК Новэк" (абонент) заключили договор снабжения тепловой энергией № 4529.
Согласно пункту 1.1 договора энергоснабжающая организация обязуется подать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент обязуется принять и своевременно оплатить принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 2.3.1 договора абонент обязан оплачивать энергоснабжающей организации тепловую энергию в порядке, сроки и размерах, предусмотренных разделом 5 договора.
Порядок учета тепловой энергии определен в разделе 3 договора.
Как указано в пунктах 3.3, 3.5 договора учет полученной тепловой энергии производится по показаниям приборов узла учета тепловой энергии, допущенного в эксплуатацию и установленного на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей или в тепловых узлах абонента. Для расчета количества полученной абонентом тепловой энергии за соответствующий расчетный период абонент 1-го числа месяца, следующего за расчетным, обязан представить в энергоснабжающую организацию копию журнала ежесуточных показаний приборов узла учета тепловой энергии, записи показаний приборов учета, регистрирующих параметры теплоносителя или распечатки архивных данных приборов узла учета тепловой энергии за расчетный месяц; акт снятия показаний приборов узла учета тепловой энергии за расчетный месяц, подписанный уполномоченным представителем абонента.
Таким образом, стороны договора определили, что учет количества поставленной и принятой тепловой энергии, и, соответственно, размер платы за тепловую энергию, определяется по показаниям приборов учета.
ООО "УК Новэк" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами в г. Новочебоксарске, то есть является управляющей организацией.
В силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО "УК Новэк" обязано оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, который находится в управлении управляющей компании, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307) исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Управляющая компания, являющаяся исполнителем, приобретало тепловую энергию у энергоснабжающей организации (ООО "Коммунальные технологии") в целях оказания коммунальных услуг населению.
Согласно пункту 15 Правил № 307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, ООО "УК Новэк" должно приобретать тепловую энергию у ООО "Коммунальные технологии" по тарифам, установленным обществу для граждан.
В соответствии с пунктом 22 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации говорится о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действовавшее и в спорный период законодательство исходило из того, что объем потребленных коммунальных услуг, в том числе тепловой энергии, определяется на основании показаний приборов учета.
Как указано в решении антимонопольного органа и не оспаривается лицами, участвующими в деле, жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УК Новэк", оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
Следовательно, собственники помещений многоквартирных домов должны оплачивать управляющей компании полученную тепловую энергию, количество которой определяется по показаниям приборов учета, а управляющая компания должна перечислить эту сумму энергоснабжающей организации. При этом управляющая компания лишена возможности взимать с собственников помещений многоквартирных домов плату за тепловую энергию сверх объема, определенного прибором учета.
Из материалов дела следует, что в отопительные периоды с ноября 2010 года по август 2012 года ООО "Коммунальные технологии" предъявляло к оплате управляющей компании количество тепловой энергии, превышающее показания приборов учета.
Данные действия противоречат указанным выше положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил № 307, действовавших в спорный период.
ООО "Коммунальные технологии" объясняют разницу в размерах платы по сравнению с данными приборов учета тем, что эти приборы не учитывают фактическую температуру холодной воды, которая подогревается до нормативных температур для нужд отопления и горячего водоснабжения. Как указывает заявитель, в зимний период прибор учета считает, что температура холодной воды составляет +5 градусов Цельсия, тогда как фактически температура может быть ниже. Так как определить температуру исходной воды, используемой для подогрева, приборами учета в жилых домах невозможно, используются данные приборов, установленных на источнике теплоты - ОАО "ТГК-5".
При этом заявитель ссылается на Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго России 12.09.1995 № Вк-4936 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.09.1995 № 954) (далее - Правила учета).
Суд признает эти доводы несостоятельными.
Как указал сам заявитель в дополнительных пояснениях, представленных в последнем судебном заседании, формула расчета количества тепловой энергии, в соответствии с которой действует прибор учета, включает в себя данные о фактической температуре холодной воды. По умолчанию в программе прибора учета эта температура принята равной +5 градусам Цельсия.
То есть фактически теплосчетчик учитывает температуру холодной воды при расчете количества полученной тепловой энергии.
При этом пункт 3.2.1 Правил учета, содержащий формулу определения количества тепловой энергии и массы (или объема теплоносителя), полученные потребителем, являлся предметом судебного разбирательства.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2012 № ВАС-5811/12 отказано в признании данного пункта недействующим. При этом в решении указано следующее.
В подтверждение требования о признании пункта 3.2.1 Правил Вк-4936 недействующим, заявитель ссылается также на пункт 1 статьи 541 и пункт 1 статьи 544 ГК РФ, предусматривающие, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении, а оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Суд отклоняет ссылку заявителя на приведенные нормы ГК РФ ввиду того, что в оспариваемом пункте Правил Вк-4936 прямо предусматривается определение количества тепловой энергии на основании показаний приборов узла учета, а все составляющие спорной формулы (кроме величины тепловых потерь, правомерность согласования которой в договоре заявителем не оспаривается) определяются по показаниям теплосчетчика или водосчетчика.
Таким образом, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации подтвердил, что количество тепловой энергии определяется именно на основании показаний приборов учета, в том числе по счетчику определяются составляющие формулы (то есть и температура исходной холодной воды).
Для конечных потребителей тепловой энергии (собственников помещений в жилых многоквартирных домах) не имеет значения то, какие формулы используются энергоснабжающей организацией. В целях взимания платы за полученные коммунальные услуги имеют значение лишь показания прибора учета. Соответственно, взаимоотношения между энергоснабжающей организацией и управляющей компанией при определении количества полученной тепловой энергии также должны исходить из порядка определения этого количества на основании данных приборов учета.
Иное противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 307.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
ООО "Коммунальные технологии" как организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии, относится к субъектам естественной монополии, то есть занимает доминирующее положение на данном рынке в пределах своих тепловых сетей.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Предъявление ООО "Коммунальные технологии" к оплате управляющей компании количества тепловой энергии, отличного от количества, определенного приборами учета (в сторону увеличения), нарушает права управляющей компании, направлено на необоснованное изъятие ее денежных средств.
В связи с изложенным суд пришел к выводу, что решение и предписание Управления являются законными и обоснованными.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.


------------------------------------------------------------------