Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.05.2013 по делу N А79-837/2013 <Исковые требования о взыскании возмещения вреда удовлетворены в части предъявленной к взысканию суммы, поскольку не были представлены доказательства несения почтовых расходов>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу № А79-837/2013
Резолютивная часть решения оглашена 24.05.2013.
Мотивированное решение изготовлено 29.05.2013.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии под председательством судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", г. Челябинск к обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания "ТРАНС-ТРАКТОР", г. Чебоксары о взыскании 249 071 руб. 01 коп.,
третье лицо - Управление государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,
при участии: представителя ООО ТК "ТРАНС-ТРАКТОР" - Ч., по доверенности от 24.04.2013,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Южный Урал", учреждение) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания "ТРАНС-ТРАКТОР" (далее - ООО ТК "ТРАНС-ТРАКТОР", общество) о взыскании 431 041 руб. 37 коп. в счет возмещения вреда, нанесенного федеральной автомобильной дороге.
В обоснование заявленного требования указывает, что 20.04.2012 на стационарном пункте весового контроля (далее - СПВК) № 46, расположенном на 259 км автодороги общего пользования федерального значения М-51 "Байкал", было выявлено превышение предельной допустимой максимальной массы и осевых нагрузок тягача и прицепа машины МАЗ, регистрационный номер Е 967 СУ 13 (прицеп - ЕА 4425 13), принадлежащих ответчику.
По данному факту с участием водителя автомашины О. государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН по Курганской области Ространснадзора) составлен акт от 20.04.2012 № 467. В соответствии с актом размер нанесенного федеральной автомобильной дороге ущерба составляет 431 011 руб. 72 коп.
В силу пункта 2 Правил возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 (далее - Правила возмещения вреда), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Предъявленная ООО ТК "ТРАНС-ТРАКТОР" претензия оставлена без ответа и удовлетворения. Почтовые расходы по отправке претензии составили 29 руб. 65 коп.
С учетом изложенного и на основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации просит взыскать с ответчика 431 011 руб. 72 коп. в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге, 29 руб. 65 коп. в возмещение судебных расходов, а также возложить на него расходы по уплате госпошлины в сумме <...>.
Согласно письменным возражениям от 17.04.2013 на отзыв указывает, что акт от 20.04.2012 № 467 с указанием суммы компенсации ущерба выдан водителю, который возражений по поводу правильности расчета не представил.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.1998 № 22-П, полагает, что у истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определен заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок.
Кроме того, по документам маршрут транспортного средства проходит через трассу М-51 "Байкал". СПВК-46 располагается на 259 км, однако движение транспортного средства продолжается и после проезда СПВК, в связи с чем ущерб причиняется всей дороге, а не только участку до СПВК. Маршрут же транспортного средства и его протяженность составляет 410 км. Согласно сведениям официального сайта Росавтодора протяженность автодороги М-51 "Байкал" в свою очередь составляет 419 км.
Истец не обеспечил явку своего представителя на слушание дела в судебном заседании. Письмом от 15.05.2013 просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Возражениями на отзыв указывает, что ответчик не представил в материалы дела доказательства разгрузки транспортного средства после того, как оно миновало СПВК. Соответственно, поскольку движение транспортного средства продолжается после взвешивания, то ущерб причиняется всей дороге, а не только участку дороги до расположения СПВК.
В свою очередь водитель О. является дееспособным лицом и мог не ставить свою подпись в акте № 467. Сам акт составлен в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденным приказом Минтранса России от 21.07.2011 № 193 (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2011 за № 22292), и с соблюдением всех требований.
Взвешивание производилось с помощью системы дорожного контроля СДК АМ 01-2-2, свидетельство № 009457 о поверке которого было выдано 31.05.2011 Курганским ЦСМ. Кроме того, в акте не должен указываться процент допустимых погрешностей.
Акт от 20.04.2012 № 467, составленный уполномоченным на то лицом, является надлежащим доказательством.
Вместе с тем, ходатайством от 17.05.2013 учреждение просит приобщить к материалам дела расчет размера вреда, причиненного транспортным средством, по акту от 20.04.2012 № 467, согласно которому размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги составил 249 071 руб. 01 коп.
Данное ходатайство суд удовлетворяет и расценивает названный расчет размера вреда как уточнение размера исковых требований.
ООО ТК "ТРАНС-ТРАКТОР" отзывами на иск и его представитель в судебном заседании требования ФКУ Упрдор "Южный Урал" не признает.
Указывает, что в исковом заявлении не приведен расчет суммы предъявляемого ущерба. Согласно копии расчетного листка разового сбора № 461 сумма ущерба рассчитана исходя из всей протяженности автодороги М-51 "Байкал", которая составляет 410 км.
Вместе с тем, г. Курган, откуда выехал грузовой автомобиль, располагается на 260 километре автодороги М-51 "Байкал", а СПВК-46 расположен на расстоянии 1 км от г. Курган по пути следования в г. Канаш Чувашской Республики.
Кроме того, водитель О. после произведенного взвешивания перегрузил часть груза на грузовую машину марки МАЗ-5440 с государственным регистрационным знаком В 278 МА с прицепом, имеющим государственный регистрационный знак АВ 6227, о чем был составлен акт.
Сведения о протяженности маршрута перевозки груза, указанные в акте от 20.04.2012 № 467, считает ошибочными. Подписание водителем О. акта от 20.04.2012 № 467 не может свидетельствовать о правильности включенных в него сведений.
Согласно пунктам 2.1.1.1.3 и 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденному приказом Минтранса России от 27.04.2011 № 125 (зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2011 № 20903), размер причиненного ущерба рассчитывается исключительно с учетом фактически пройденного расстояния по автодороге по маршруту движения до места выявления нарушения весовых параметров.
В этой связи считает, что с учетом изменения базового компенсационного индекса 2012 года размер взыскиваемой по настоящему делу суммы возмещения должен составлять 804 руб. 19 коп.
УГАДН по Курганской области Ространснадзора отзыв на заявление не представило, участие своего представителя в заседании суда не обеспечило. Письмом от 14.05.2013 требования учреждения поддерживает и просит разрешить дело в отсутствие своего представителя.
Выслушав объяснения лица, участвующего в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
При этом пунктом 4 части 1 статьи 150 Кодекса установлено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Суд принимает заявленное истцом уменьшение исковых требований до 249 071 руб. 01 коп. и прекращает производство по делу в части взыскания 181 940 руб. 71 коп.
В остальной части заявленные требования суд считает обоснованными частично.
Материалы дела свидетельствуют, что ООО ТК "ТРАНС-ТРАКТОР" зарегистрировано в качестве юридического лица, сведения о чем внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1101326001611.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
При этом согласно пункту 2 части 2 статьи 31 указанного Федерального закона для получения специального разрешения, требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Во исполнение пункта 1 части 9 данного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Пункт 2 указанных Правил устанавливает, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В отношении участков автомобильных дорог федерального значения осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством (далее - Росавтодор) (пункт 3 Правил).
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, согласно которому автомобильная дорога М-51 "Байкал" (от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы) является дорогой общего пользования федерального значения.
Пункт 12 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Должностным лицом УГАДН по Курганской области Ространснадзора в соответствии с подпунктом "л" пункта 3 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 409, 20.04.2012 на СПВК № 46, расположенном на 259 км федеральной автомобильной дороги М-51 "Байкал", было произведено взвешивание одиночного транспортного средства марки МАЗ-5440 с государственным регистрационным номером Е 967 СУ 13 (прицеп - ЕА 4425 13), владельцем которого является ООО ТК "ТРАНС-ТРАКТОР", перевозившего плиты упорные в количестве 620 штук и общей массой 20 тонн.
При этом установлено, что перевозка крупногабаритного (тяжеловесного) груза под управлением водителя О. по маршруту г. Курган Курганской области - г. Канаш Чувашской Республики осуществлялась с нарушением правил перевозки крупногабаритных (тяжеловесных) грузов.
Так, указанное транспортное средство имеет допустимые осевые нагрузки на вторую ось 6 тонн, а на оси с третьей по пятую по 4 тонны. С учетом погрешности измерений допускаются нагрузки: на вторую ось - 7,23 тонны, на третью ось - 5,05 тонны, на четвертую ось - 5,08 тонны и на пятую ось - 5,05 тонны. Фактическая нагрузка на вторую ось составила 8,2 тонны (превышение на 0,97 тонны), на третью ось - 6,7 тонны (превышение на 1,65 тонны), на четвертую ось - 7,2 тонны (превышение на 2,12 тонны), на пятую ось - 6,8 (превышение на 1,75 тонны).
В связи с изложенным 20.04.2012 в присутствии водителя были составлен акт от № 467 о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси. На основании указанного акта сотрудником ФКУ Упрдор "Южный Урал", подведомственного Росавтодору, составлен расчетный листок разового сбора от 20.04.2012 № 461, согласно которому, размер платы в счет возмещения вреда при превышении предельно допустимой массы транспортного средства составил 431 041 руб. 37 коп.
Однако, согласно представленному в ходе рассмотрения дела расчету размера вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения по акту № 467 от 20.04.2012, составленного в отношении ООО ТК "ТРАНС-ТРАКТОР", размер платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги составляет 249 071 руб. 01 коп.
Пунктом 1.5 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России от 27.05.1996 (зарегистрировано в Минюсте России 08.08.1996 № 1146), установлено, что крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Правила дорожного движения), правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в данной Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило доказательство наличия у него на момент осуществления перевозки специальных разрешений, выданных в соответствующем порядке.
Бремя по доказыванию соблюдения условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в силу статей 8, 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на ответчика (перевозчика).
В соответствии с пунктом 8.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации перевозчики крупногабаритных и тяжеловесных грузов обязаны, в том числе, предъявлять по требованию контролирующих органов разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Данная обязанность корреспондируется с положениями пункта 2.1.1 Правил дорожного движения.
Таким образом, принимая во внимание обязательность получения разрешений на осуществление перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, отсутствие в материалах дела доказательств получения ответчиком указанных разрешений, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания платы с ООО ТК "ТРАНС-ТРАКТОР", как владельца транспортного средства, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы.
Вместе с тем материалы дела свидетельствуют, что при расчете размера платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги, истец исходил из того, что протяженность участка автомобильной дороги, пройденного транспортным средством марки МАЗ-5440 с государственным регистрационным номером Е 967 СУ 13 (прицеп - ЕА 4425 13), владельцем которого является ООО ТК "ТРАНС-ТРАКТОР", составляет 410 км.
Однако согласно выписке из реестра федерального имущества от 27.04.2009 № 7163 (см. л.д. 33) вся протяженность автомобильной дороги М-51 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы составляет 409,881 км.
Таким образом видно, что учреждением предъявлено к взысканию плата в счет возмещения вреда всей автомобильной дороге М-51 "Байкал", которая тянется от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы.
Данное утверждение противоречит подпункту "в" пункта 5 Правил возмещения вреда, который устанавливает, что размер платы в счет возмещения вреда определяется, в том числе, в зависимости от протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства.
При этом истцом не представлены доказательства того, что транспортное средство марки МАЗ-5440 с государственным регистрационным номером Е 967 СУ 13 (прицеп - ЕА 4425 13), владельцем которого является ООО ТК "ТРАНС-ТРАКТОР", перевозило плиты упорные в количестве 620 штук и общей массой 20 тонн по маршруту г. Курган Курганской области - г. Канаш Чувашской Республики через Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ и Читу.
Кроме того, представленными в материалы дела актом от 20.04.2012 (см. л.д. 113) и путевыми листами от 09.04.2012 № 205 и от 15.04.2012 № 328 (см. л.д. 114 и 115) подтверждается, что через 01 час. 30 мин. была произведена перегрузка 310 упорных плит на транспортное средство марки МАЗ-5440 с государственным регистрационным номером В 278 МА 21 (прицеп - АВ 6227 21), владельцем которого также является ООО ТК "ТРАНС-ТРАКТОР". Тем самым общество устранило выявленное нарушение осевых нагрузок транспортного средства марки МАЗ-5440 с государственным регистрационным номером Е 967 СУ 13 (прицеп - ЕА 4425 13). Доказательств обратного учреждение в материалы дела не представило.
В этой связи, поскольку г. Курган, откуда выехал грузовой автомобиль, располагается на 260 километре автодороги М-51 "Байкал", а СПВК-46 расположен на расстоянии 1 км от г. Курган по пути следования в г. Канаш Чувашской Республики, то учитывая утвержденную пунктом 6 Правил возмещения вреда формулу расчета размера платы в счет возмещения вреда участку автомобильной дороги, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленной к взысканию суммы возмещения только в размере 804 руб. 19 коп.
Кроме того, имеющиеся в материалах дела списки почтовых отправлений и опись вложения (см. л.д. 9, 11 - 13) не содержат сведения о понесенных учреждением почтовых расходов. По смыслу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования о взыскании фактически понесенных судебных расходов должны быть подтверждены документально.
Поскольку ФКУ Упрдор "Южный Урал" не представило в дело доказательства несения почтовых расходов в размере 29 руб. 65 коп., суд не находит оснований для взыскания названной суммы. Пояснения заявителя о тарифах Новосибирского ОСП УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "Почта России" на пересылку заказной корреспонденции, без приложения соответствующих документов, не являются подтверждением несения названных судебных расходов.
Довод ООО ТК "ТРАНС-ТРАКТОР" о необоснованности взыскания возмещения вреда автомобильной дороге М-51 "Байкал", исчисленному на основании акта от 20.04.2012 № 467, в виду того, что акт не соответствует установленным требованиям, суд считает необходимым отклонить.
Названным актом зафиксирован факт превышения осевых нагрузок транспортного средства марки МАЗ-5440 с государственным регистрационным номером Е 967 СУ 13 (прицеп - ЕА 4425 13), что также подтверждается иными материалами дела и обществом не оспаривается.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", г. Челябинск удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "ТРАНС-ТРАКТОР", г. Чебоксары (ОГРН - 1101326001611, ИНН - 1326215356) в пользу Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", г. Челябинск 804 руб. 19 коп. (восемьсот четыре рубля девятнадцать копеек) в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге, в возврат госпошлины - <...>.
В части взыскания 181 940 руб. 71 коп. в счет возмещения вреда производство по делу прекратить.
В остальной части в иске отказать.
Федеральному казенному учреждению "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", г. Челябинск возвратить из федерального бюджета уплаченную платежным поручением от 25.12.2012 № 3137612 госпошлину в сумме <...>.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение одного месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
------------------------------------------------------------------