По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.06.2013 по делу N А79-2421/2013 <Исковые требования о признании незаконным и отмене ненормативного акта о привлечении к административной ответственности за нарушение правил благоустройства удовлетворены, поскольку нарушены процессуальные нормы>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2013 г. по делу № А79-2421/2013

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии под председательством судьи, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк", г. Новочебоксарск Чувашской Республики к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии от 14.03.2013 № 167 о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк" (далее - ООО "УК Новэк", общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления административной комиссии при администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики.
В обоснование заявленного требования общество указывает, что оспариваемым постановлением оно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. за нарушение пунктов 3.2 и 3.4 Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.05.2012 № С 29-3 (далее - Правила благоустройства территории г. Новочебоксарска).
Считает, что при привлечении к административной ответственности был нарушен порядок привлечения юридического лица, поскольку при проведении проверки администрацией не выполнены требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Кроме этого, протокол об административном правонарушении был составлен с нарушением срока, установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Признавая общество виновным в совершении административного правонарушения, административная комиссия руководствовалась представленными в материалы дела фотоснимками, из которых невозможно установить принадлежность запечатленной на них территории, отсутствуют сведения о названии улицы и номере дома. Соответственно, данные фотографий не подтверждают вину ООО "УК Новэк" в совершении данного административное правонарушение.
В самом же постановлении о привлечении к административной ответственности, в описательной ее части, указано на нарушение пунктов 3.2 и 3.4 Правил благоустройства территории г. Новочебоксарска. Однако в резолютивной части названного постановления обществу вменяется в вину нарушение пункта 7.9 Правил. При этом Закон Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" не устанавливает административную ответственность за нарушение пункта 7.9 Правил благоустройства территории г. Новочебоксарска.
Отзывом на заявление администрация г. Новочебоксарска требования ООО "УК Новэк" не признает.
Вину общества полагает доказанной, поскольку проверкой установлено неисполнение заявителем пунктов 3.2 и 3.4 Правил благоустройства территории г. Новочебоксарска. Указание же в резолютивной части оспариваемого постановления на нарушение со стороны общества пункта 7.9 Правил объясняет допущенной технической ошибкой, так как согласно постановлению в вину заявителю ставится именно нарушение пунктов 3.2 и 3.4 Правил.
Само нарушение выявлено 18.02.2013 в 11 час. 40 мин. в ходе экологического рейда, в связи с чем ведущим специалистом-экспертом сектора экологической безопасности администрации г. Новочебоксарска Р. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Уведомление о составлении протокола с копией акте фотосъемки было направлено по факсу 19.02.2013, а 21.02.2013 в таком же порядке было направлено уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "УК Новэк".
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, поскольку суд располагает сведениями о получении лицами, участвующими в деле, копии определения о принятии заявления к производству.
Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что 18.02.2013 в 11 час. 40 мин. должностными лицами администрации г. Новочебоксарска проведена проверка соблюдения обществом Правил благоустройства территории г. Новочебоксарска, по результатам которой был составлен акт № 008а. В результате произведенной фотосъемки рядом с домом № 24 по ул. Коммунистической установлено, что не проведена зимняя уборка, предусматривающая работы по удалению снега и снежно-ледяных образований путем их подметания, сгребания, скалывания и вывоза.
По факту выявленных нарушений 18.02.2013 ведущим специалистом-экспертом сектора экологической безопасности Управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарска Р. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", и проведении по нему административного расследования. Согласно пункту 3 решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21.06.2012 № С 30-7 "Об административной комиссии города Новочебоксарска Чувашской Республики", в редакции от 31.07.2012, Р. являлась на тот момент членом административной комиссии.
Письмом от 19.02.2013 № 19, направленным законному представителю ООО "УК Новэк" по факсу, ведущий специалист-эксперт Р. известила общество о составлении 21.02.2013 в 09 час. 30 мин. протокола об административном правонарушении.
В указанный день главным специалистом-экспертом сектора экологической безопасности Управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарска Х., являющейся членом административной комиссии, был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Первоначально рассмотрение данного дела было назначено на 28.02.2013 в 14 час. 00 мин., о чем главный специалист-эксперт Х. по факсу и заказным письмом направила обществу письмо от 21.02.2013 № 23.
В свою очередь, ООО "УК Новэк" представило в административную комиссию ходатайство об отложении рассмотрения административного дела в связи с необходимостью участия представителя общества в судебном заседании в Первом арбитражном апелляционном суде по делу № А79-5768/2010.
Вместе с тем, административная комиссия 28.02.2013 вынесла постановление № 124 за подписями заместителя председателя административной комиссии И. и ответственного секретаря В. о привлечении заявителя к административной ответственности без указания вида административного наказания.
Однако в тот же день административной комиссией было вынесено постановление за подписями тех же лиц об отмене постановления от 28.02.2013 № 124 и о назначении нового рассмотрения на 07.03.2013 в виду отсутствия законного представителя ООО "УК Новэк". Соответственно, письмом от 28.02.2012 № 05/03-б/н, направленным обществу заказным письмом, заместитель председателя административной комиссии И. известил заявителя о рассмотрении 07.03.2013 в 14 час. административного дела.
Вынесенное 07.03.2013 постановление № 137 о привлечении заявителя к административной ответственности без указания вида административного наказания также было отменено 07.03.2013 и новое рассмотрение назначено на 14.03.2013.
Письмо заместителя председателя административной комиссии И. о рассмотрении 14.03.2013 в 14 час. административного дела было получено обществом заказным письмом 12.03.2013. Однако ООО "УК Новэк" своего представителя к указанному времени не направило, в связи с чем постановление № 167 о привлечении заявителя к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. было вынесено в его отсутствие.
Статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" установлена административная ответственность за нарушение утвержденных органами местного самоуправления поселения, городского округа правил благоустройства территории поселения, городского округа.
При этом согласно примечанию к названной статье, она не применяется в отношении положений правил благоустройства территории поселения, городского округа, воспроизводящих нормы и правила, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.05.2012 № С 29-3 утверждены Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Из оспариваемого постановления усматривается, что обществу вменяется нарушение пунктов 3.2 и 3.4 названных Правил, выразившееся в том, что не проведена зимняя уборка, предусматривающая работы по удалению снега и снежно-ледяных образований путем их подметания, сгребания, скалывания и вывоза.
Так, пункт 3.2 Правил благоустройства территории г. Новочебоксарска устанавливает, что физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков. Уборку прилегающих территорий в границах, определенных п. 1.5 раздела I, рекомендуется осуществлять по мере необходимости.
Согласно пункту 3.4 Правил зимняя уборка предусматривает работы по удалению снега, снежно-ледяных образований и мусора. Эти работы должны производиться до начала движения общественного транспорта и по мере необходимости в течение дня.
Удаление снега и снежно-ледяных образований осуществляется путем их подметания, сгребания, скалывания, погрузки и вывоза в места, определенные постановлением администрации города Новочебоксарска. При этом согласно п. 4.11 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988, размещение указанных мест должно быть согласовано с территориальным органом Управления Роспотребнадзора ЧР. Ликвидация гололеда и скользкости производится обработкой дорог и тротуаров противогололедными средствами, разрешенными к применению.
Между тем, в таблице 3.2 пункта 3.6.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2003 за № 5176) (далее - Правила № 170), установлена периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега).
Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования (пункт 3.6.16).
Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом (пункт 3.6.21).
При возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей (пункт 3.6.23).
Время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 ч, а срок окончания всех работ - 3 ч. (пункт 3.6.24).
Размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны (пункт 3.6.25).
Таким образом, нормы пунктов 3.2 и 3.4 Правил благоустройства территории г. Новочебоксарска относительно организации своевременной уборки снега и устранения скользкости воспроизводят нормы пунктов 3.6.14, 3.6.16, 3.6.21, 3.6.23 и 3.6.24 Правил № 170, в связи с чем, оснований для применения к спорным правоотношениям положений статьи 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в данном случае не имеется.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, к которым относятся Правила № 170, предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ. При этом необходимо учитывать, что администрацией зафиксирован факт невыполнения обществом обязанности по уборке снега и ликвидации скользкости в жилой зоне. Соответственно названные мероприятия регламентируются Правилами № 170.
Кроме этого суд учитывает, что положения КоАП РФ и Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" не предусматривают право лица, вынесшего постановление об административном правонарушении, отменить названное постановление. В этой связи следует признать, что отменяя постановления от 28.02.2013 № 124 и от 07.03.2013 № 137, административная комиссия нарушила процессуальные нормы Кодекса и Закона.
В тоже время, указание в резолютивной части постановления от 14.03.2013 № 167 на нарушение обществом пункта 7.9 Правил благоустройства территории г. Новочебоксарска суд считает неправомерным, поскольку мотивированная часть названного постановления не вменяет в вину заявителю нарушение запрета на стоянку транспортных средств на детских площадках, тротуарах у подъездов жилых домов, газонах, участках с зелеными насаждениями, а также на стоянку на внутридворовых территориях вне участков с твердым покрытием, стоянку на проезжей части дворовых территорий в границах контейнерной площадки, препятствующая механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, либо нарушение запрета на стоянку разукомплектованных транспортных средств вне специально отведенных для стоянок мест.
Необходимо учитывать, что ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств установлена статьей 12.19 КоАП РФ.
Ссылку же администрации на допущенную в резолютивной части постановления от 14.03.2013 № 167 техническую ошибку, относительно указания в ней пункта 7.9 Правил, суд отклоняет, поскольку в резолютивных частях постановлений от 28.02.2013 № 124 и от 07.03.2013 № 137 обществу также вменяется в вину нарушение указанного пункта Правил благоустройства территории г. Новочебоксарска.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое постановление административной комиссии при администрации г. Новочебоксарска от 14.03.2013 № 167 о привлечении заявителя к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене.
Вместе с тем, довод общества о нарушении администрацией процедуры проведения проверки, предусмотренной Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подлежит отклонению, поскольку в силу пункта 1 части 3 статьи 1 данного Федерального закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов муниципального контроля.
Суд также считает несостоятельной ссылку заявителя на нарушение административной комиссией срока составления протокола, как основания для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным, поскольку протокол был составлен по результатам административного расследования и в пределах установленных статьями 28.5 и 28.7 КоАП РФ срока. При этом постановление от 14.03.2013 № 167 было вынесено в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указанной постановлении Президиума от 09.12.2003 № 10964/03, само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Вопрос о расходах по государственной пошлине не рассматривается, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 207 - 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление административной комиссии при администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 14.03.2013 № 167 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк", г. Новочебоксарск Чувашской Республики к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------