По датам

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.06.2013 по делу N А79-2422/2013 <Исковые требования о признании незаконным и отмене ненормативного акта о привлечении к административной ответственности за нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов удовлетворены, поскольку нарушена процедура привлечения к административной ответственности>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2013 г. по делу № А79-2422/2013

Арбитражный суд в составе судьи
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк", г. Новочебоксарск,
к административной комиссии при администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики
о признании незаконным и отмене постановления от 14.03.2012 № 166,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением административной комиссии при администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.03.2012 № 166.
Заявитель указал, что данным постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в виде штрафа в размере 10 000 рублей. По мнению заявителя, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, вина Общества не установлена. Заявитель считает, что административным органом при проведении проверки были нарушены требования Федерального закона № 294-ФЗ. В протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, каким образом был установлен факт правонарушения, не содержится ссылок о проведении рейда и фотосъемки места совершения правонарушения. Представленные фотоснимки не подтверждают, что именно Общество совершило правонарушение.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как указал административный орган 08.02.2013 и 18.02.2013 им выявлено нарушение пунктов 2.8, 2.9 "Правил благоустройства города Новочебоксарска", контейнерные площадки, предназначенные для сбора и временного хранения отходов потребления от домов № 8 по пер. Химиков и № 8 по ул. Молодежная г. Новочебоксарска, обслуживаемые Обществом, захламлены крупногабаритными отходами (мешки со строительными отходами, картонная и деревянная тара).
21.02.2013 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении.
28.02.2013 административным органом вынесено постановление об административном правонарушении № 125, предусмотренном статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Постановлением от 28.02.2013 указанное постановление административным органом отменено, дело назначено на новое рассмотрение на 07.03.2013.
07.03.2013 административный орган вынесен постановление об административном правонарушении № 136, предусмотренном статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Постановлением от 07.03.2013 административный орган отменил постановление № 136, дело назначил на новое рассмотрение на 14.03.2013.
14.03.2013 административным органом вынесено постановление об административном правонарушении № 166, предусмотренном статьей 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
В данном постановлении указано, что 08.02.2013 и 18.02.2013 выявлено нарушение пунктов 2.8, 2.9 "Правил благоустройства города Новочебоксарска", контейнерные площадки, предназначенные для сбора и временного хранения отходов потребления от домов № 8 по пер. Химиков и № 8 по ул. Молодежная г. Новочебоксарска, обслуживаемые Обществом, захламлены крупногабаритными отходами (мешки со строительными отходами, картонная и деревянная тара).
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Пунктами 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" установлена административная ответственность за нарушение утвержденных органами местного самоуправления поселения, городского округа правил благоустройства территории поселения, городского округа в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - наложения административного штрафа от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 24.05.2012 № С 29-3 утверждены Правила благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 2.8, 2.9 Правил устройство, оборудование и содержание контейнерных площадок и контейнеров осуществляется в жилищном фонде организациями, управляющими жилым фондом в соответствии с договором об управлении многоквартирными домами, в остальных случаях юридическими и физическими лицами независимо от их формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства, в ходе деятельности которых образуются отходы потребления. Вновь построенные жилые дома обеспечиваются контейнерами заказчиками строительства. Переполнение контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и захламление контейнерной площадки отходами потребления не допускается.
Согласно статье 35 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В протоколе об административном правонарушении от 21.02.2013 констатируется факт захламления крупногабаритными отходами (мешки со строительными отходами, картонная и деревянная тара) контейнерных площадок по пер. Химиков, д. 8 и по ул. Молодежная, д. 8 г. Новочебоксарска. Событие административного правонарушения в протоколе не указано, объективная сторона правонарушения не раскрыта, не указаны действия или бездействия совершенные лицом, привлекаемым к административной ответственности. В протоколе и оспариваемом постановлении отсутствуют указания на наличие вины Общества и в чем она состоит. Из представленных фотографий невозможно сделать вывод о том, кем, когда и где они были сделаны и что захламление контейнерных площадок осуществлено именно Обществом.
Частями 1, 2 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности необходимо проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен 21.02.2013, в отсутствие законного представителя Общества. Из представленного извещения от 19.02.2013 № 20 следует, что законному представителю Общества надлежит явиться в администрацию г. Новочебоксарска к 09 час. 00 мин. 21.02.2013, при этом доказательства направления данного извещения в адрес Общества суду не представлены. Копия протокола с указанием времени и места рассмотрения дела (28.02.2013 14 час. 00 мин.) направлена в адрес Общества 21.02.2013 по факсу и по почте в 16 час. 00 мин. и в 17 час. 39 мин. соответственно. 28.02.2013 Общество представило ходатайство об отложении рассмотрения дела, однако административный орган выносит постановление № 125 о привлечении Общества к административной ответственности. В этот же день административный орган отменяет данное постановление и откладывает рассмотрение дела. Доказательства направления в адрес Общества извещения от 28.02.2013 о времени и месте рассмотрения дела (07.03.2013 в 14 час. 00 мин.) так же отсутствуют. 07.03.2013 административный орган вновь выносит постановление о привлечении Общества к административной ответственности и в этот же день отменяет его, откладывая дело на другую дату. Извещение о времени и месте рассмотрения дела (14.03.2013 в 14 час. 00 мин.) от 07.03.2012 содержит также информацию о рассмотрении материалов проверки по статье 9 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республики", в то время как Общество привлечено к административной ответственности по статье 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республики", в связи с чем данное извещение не может быть признано надлежащим. 14.03.2013 в отсутствие законного представителя Общества административный орган вынес оспариваемое постановление № 166.
Таким образом, на момент составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель Общества не был надлежащим образом извещен о времени и месте их вынесения. Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможность самостоятельной отмены административным органом вынесенных им постановлений о привлечении к административной ответственности.
Административный орган не принял всех необходимых мер для извещения Общества о составлении протокола об административном правонарушении.
Суд приходит к выводу, что административным органом существенно нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности, что повлекло невозможность для Общества в полной мере воспользоваться правами, предоставленными законом лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Несоблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности независимо от того, имелся или отсутствовал факт правонарушения со стороны Общества.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Довод Общества о том, что административным органом при проведении проверки были нарушены положения Федерального закона № 294-ФЗ, судом не принимается. Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В данном случае взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление контроля, с Обществом в ходе проверки не требовалось.
На основании изложенного постановление от 14.03.2012 № 166 подлежит отмене.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии при администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 14.03.2012 № 166 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк" к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.


------------------------------------------------------------------